Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.08.2016 | Валерий Выжутович
Агитируй по правилам
Первого августа ЦИК начал принимать заявки на аккредитацию представителей СМИ, освещающих выборы в Госдуму. На сегодняшний день в России 82498 средств массовой информации, из них общефедеральными, по данным Роскомнадзора, являются более 54 тысяч. Таким образом, можно представить себе потенциальный объем желающих аккредитоваться.
Согласно закону, заявки на аккредитацию в ЦИК могут подаваться не ранее чем за 50 и не позднее чем за 20 дней до дня голосования. В 2016 году этот период продлится до 29 августа. В избирательную комиссию субъекта Российской Федерации заявки на аккредитацию разрешается подавать не ранее чем за 19 и не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Избирательная комиссия субъекта РФ вправе проводить аккредитацию представителей любых СМИ, но такое аккредитационное удостоверение будет действовать только на территории соответствующего региона.
В преддверии нынешних выборов избирательное законодательство подверглось некоторым новациям. В том числе и касательно СМИ. Аккредитованного журналиста отныне не могут по инициативе работодателя уволить с работы во время выборов и в течение одного года после их окончания. А допускать на участки будут только представителей СМИ, заключивших трудовой или возмездный гражданско-правовой договор с работодателем не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
ЦИК РФ или региональный избирком смогут отказать журналисту в аккредитации только по решению специального экспертного органа. Основания для отказа в законе перечислены. Например, журналиста не допустят в избирательные комиссии, если необходимые для этого сведения будут предоставлены позже установленного срока, если в них обнаружатся неточности или если пакет документов окажется неполным. В аккредитации могут также отказать, если выяснится, что представитель СМИ не работает в редакции на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня назначения выборов договора. «Мы надеемся, что предлагаемый порядок аккредитации обеспечит достаточно организованную, вместе с тем свободную и спокойную работу представителей средств массовой информации на избирательных участках», - заявила журналистам секретарь ЦИКа Майя Гришина. Она также сказала, что региональные избиркомы будут незамедлительно информировать ЦИК о фактах отказа в аккредитации: «Все подобные ситуации мы берем на специальный контроль».
Информационное обеспечение выборов в Госдуму, разумеется, не обойдется без конфликтов. Предвидя их, Центризбирком, как уже не раз бывало, сформировал рабочую группу по информационным спорам. В нее, помимо членов ЦИКа, вошли председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, главный редактор портала Lenta.ru Александр Белоновский, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев, другие эксперты и представители журналистского сообщества.
Поводов для разбирательств эта рабочая группа, надо думать, получит не меньше, чем ее предшественница. Вновь могут возникнуть ситуации, трудно поддающиеся однозначной оценке. Например: можно ли считать агитационным выпуск какой-нибудь телепрограммы с участием лидера политической партии, участвующей в выборах? Он ведь не призывал голосовать за свою партию, не так ли? Так. Но только, согласно закону, прямыми воззваниями к избирателям агитация не исчерпывается. К ней относится всё, «имеющее целью побудить голосовать за список кандидатов или против него». А посему любое появление на телеэкране участника кампании можно трактовать как агитацию, и тогда сразу вопрос: было ли это оплачено? Агитация допускается только за месяц до выборов и только на платной основе.
Рабочая группа по информационным спорам не обойдется и без споров внутренних. Да и сами средства массовой информации едва ли имеют единую точку зрения на правила агитации в СМИ. Хотя о санкциях за нарушение этих правил им постоянно напоминают. Дескать, как же иначе. Вы хотите говорить обо всем, ни за что не отвечать, еще и зарабатывать на этом? Спорить бесполезно. Таков закон. Пресса поставлена в жесткие условия. Например, лишена права оценивать участников предвыборной борьбы. И если в ходе кампании какая-то газета или телеканал дважды проштрафятся, их деятельность может быть приостановлена на некоторый срок, вплоть до дня голосования. Но при достаточно вольном толковании запретительных норм любую предвыборную информацию при желании можно счесть агитацией. И тогда некоторые СМИ почувствуют себя отлученными от избирательного процесса. Все жанры – репортаж, интервью, комментарий, аналитическая статья, – без которых освещение выборов просто немыслимо, окажутся на «нелегальном положении».
При вынесении своих вердиктов рабочая группа по информационным спорам может не раз попасть в затруднительное положение. Скажем, основанием для применения санкций считается двукратное привлечение нарушителя (с точки зрения избиркома) к административной ответственности. Но привлечен - не значит виновен. Привлечение - лишь начальная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Последнее слово - за судом, а он может и оправдать «привлеченного».
Публикуя результаты социологических исследований, печатные издания обязаны информировать, где, когда и по чьему заказу проводился опрос, кто в нем участвовал, какова статистическая погрешность и т.п. Такая тщательность не кажется излишней. Потому что гипнотическое влияние рейтингов испытывают на себе не только политические партии и отдельные кандидаты, намеренные продвигаться в Госдуму, но и подопытные граждане. Последние – по генетической склонности думать и поступать так, как думает и поступает большинство – доверяют результатам опросов иной раз больше, чем самим себе.
Все это, впрочем, детали. Главное в другом: отринуть мысль, что свободе выбора мешает свобода слова. Всё как раз наоборот: второе - необходимая предпосылка для первого. Отсутствие разнообразной информации об участниках парламентской кампании, превращение прессы во всероссийскую доску почета для всех политических партий и кандидатов-одномандатников способно оттолкнуть избирателей от голосования еще скорее, чем черный пиар.
Валерий Выжутович – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.