Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.08.2016 | Татьяна Становая
Скандалы вокруг Дмитрия Медведева: ждать ли отставки премьера после выборов?
Противоречивая ситуация складывается вокруг премьер-министра России Дмитрия Медведева: на фоне крупных кадровых перестановок внутри российской власти появились слухи о вероятности смены кабинета министров после парламентских выборов. Одновременно с этим разразился скандал вокруг заявления премьера на молодежном образовательном форуме «Территория смыслов».
Выступая перед участниками форума, Медведев неполиткорректно ответил на вопрос о низких зарплатах учителей. Вслед за этим появилась интернет-петиция об отставке главы правительства – за сутки она набрала рекордные 160 тыс. подписей, а затем достигла уровня 200 тысяч.
Против Дмитрия Медведева сейчас действуют одновременно несколько факторов. Во-первых, крупные кадровые перестановки, произведённые президентом Владимиром Путиным 28 июля. Напрямую они не затрагивали руководство правительства (лишились должностей три губернатора и четыре полпреда, а также главы ФТС и Росреестра), однако формировали впечатление о переменах в приоритетах главы государства. На смену гражданским управляющим и профессиональным политикам пришли выходцы из силовых структур, причём преимущественно из спецслужб – ФСО и ФСБ. Наблюдатели заговорили не столько о кадровом голоде, сколько о падении доверия Путина к гражданским менеджерам.
Какими бы ни были мотивы президента, очевидно, что приоритеты трудоустройства тех или иных выходцев из силовых органов оказываются важнее управленческой целесообразности. Расстановка кадров оторвана от тех социально-экономических задач, которые соотносятся с замещаемыми должностями. Вряд ли стоит ждать открытой инвестиционной политики и реформаторских инициатив от недавних адъютантов Путина. Ярким подтверждением этому стала политика нового губернатора Калининградской области Евгения Зиничева: первым делом он практически полностью закрыл работу областного правительства от журналистов, отменил прямые трансляции с заседаний, вызвав возмущение в медийной среде.
Неожиданные и малопонятные (с точки зрения мотивов власти) перестановки президента формируют ожидания нестабильности и непредсказуемости кадровой политики в целом. В то же время на протяжении последних двух лет позиции премьер-министра Дмитрия Медведева заметно окрепли, слухи о его отставке поутихли, вероятность ухода до президентских выборов 2018 года рассматривалась как низкая. Сейчас же уверенность в готовности Путина и дальше работать именно с таким составом правительства ещё на протяжении двух лет снижается.
Во-вторых, почти сразу после кадровых перестановок 28 июля появились слухи о готовящихся отставках в кабинете министров после парламентских выборов. В колонке The Financial Times от 1 августа была опубликована информация о готовящейся смене главы правительства. При этом автор не исключал, что новым руководителем кабинета министров может стать Алексей Кудрин – это одна из самых распространённых на Западе точек зрения, основанная на симпатиях к системным либералам. Возможно, на эту публикацию и мало кто обратил бы внимание, если бы не комментарий пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. «Упражнения на тему грядущей отставки правительства — они не новые. Мы знаем, что с завидным постоянством все гадают на кофейной гуще», — заявил он. По словам Пескова, «это настолько постоянная спекуляция, что она перестала восприниматься как заслуживающая внимания информация». Отвечая на вопрос о том, могут ли быть связаны перестановки с желанием наладить отношения с Западом, Песков сказал, что «президент Путин неоднократно демонстрировал, что Россия открыта для улучшения отношений с Западом». «Но Россия не намерена делать что-то внутри, чтобы угодить кому-то снаружи», — заявил он. Сам факт внимания пресс-секретаря президента к слухам о вероятной отставке Медведева повысил их обсуждаемость и негативно сказался на позициях главы правительства.
Наконец, появились предположения, что новым премьером в октябре этого года может стать первый вице-премьер Игорь Шувалов: якобы именно с этим связано появление компромата против него в СМИ. А РБК со ссылкой на свои источники сообщало, что после выборов планируются перестановки, затрагивающие уже не среднее звено, а высшее руководство. «Президент России Владимир Путин запустил цикл масштабных кадровых перестановок к президентским выборам 2018 года», – говорили собеседники РБК. «Их цель – ликвидировать конфликты на определённых территориях и вывести на уровень управленцев среднего звена новых людей, которых глава государства считает перспективными к будущему выборному циклу», – писала газета.
В то же время важно понимать, что подобные неофициальные объяснения скорее походят на попытку Кремля рационализировать кадровую политику Путина, и они не являются в этом смысле объективными. Тезис о подготовке Путиным новой смены управленцев удобен для разъяснений: он позволяет показать, что речь идёт не о спонтанных решениях по остаточному принципу (кадровой политикой Путин практически не занимался год, разрешив затем все проблемные места пакетно), а о хорошо продуманном стратегическом плане кадрового обновления. Попытка разъяснить кадровые перестановки сыграла против Медведева.
Наконец, в-третьих, избирательная кампания вступает в активный период, и интерес к деятельности премьера как первого номера избирательного списка партии власти повышается. И общество, и элиты становятся более чувствительными к заявлениям и политическим жестам. И те слова, которые могли бы быть сказаны вне избирательного цикла и восприняты скорее спокойно, в условиях предвыборной гонки приобретают особое звучание.
Так, едва ли не главной темой недели стало весьма противоречивое высказывание Медведева во время выступления в молодежном лагере «Территория смыслов». Отвечая на вопрос дагестанского учителя о том, почему зарплаты силовиков в несколько раз выше зарплат учителей, Медведев заявил: «[Работа учителя] – это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Фраза вызвала большой негативный резонанс, сопоставимый с уже звучавшими ранее высказываниями «денег нет, но вы там держитесь» самого премьера и «ну как поплавали?» Павла Астахова. Последний частично из-за этой фразы оказался на грани отставки (она ожидается в сентябре).
Само по себе высказывание Медведева было построено на абсолютно технократичном, абстрагированном, рациональном подходе к профессии учителя. Но такой подход не учитывал эмоциональную составляющую, а также предвыборную значимость мнения бюджетников для власти. Совет идти в бизнес воспринимался как признание того, что рассчитывать на поддержку со стороны власти не стоит, ситуация в лучшую сторону не изменится, рассчитывайте на себя. При этом понятно, что перспектива уйти в бизнес для подавляющего большинства работников образования кажется исключительно ничтожной, а для многих это также рождает и ассоциации с 90-ми годами, когда многие работники сферы образования были вынуждены идти на рынки подрабатывать, заниматься челночным бизнесом, чтобы прокормить семью. Для многих это было не только тяжело, но и унизительно. Наконец, высказывание Медведева выглядело самоустранением государства от решения социально значимой проблемы – низкой оплаты труда учителей и слабой приоритетности этой профессии в политике государства.
Характерно, что представители власти не в первый раз допускают подобные высказывания. В 2010 году Медведев, еще будучи президентом, сказал нечто подобное о зарплатах ученых. В 2012 году губернатор Краснодарского края Александр Ткачев ответил на письмо инженера медицинской техники, работающего в больнице, получающего 15 тысяч рублей в месяц и спрашивающего, что ему делать дальше, следующим образом: «Поменять работу… На худой конец есть тяжелый физический труд, он востребован, за него тоже много платят. 15 т. руб. – это не много, но в крае полно высокооплачиваемой работы. Чтобы ее найти, нужно желание, квалификация, опыт и ум. Я тебе отвечал не как губернатор, а как мужик мужику. Не нравится тебе работа – не ной, а ищи более высокооплачиваемую». Тогда высказывание Ткачева вызвало оживленную, но локальную критику в Интернете, которая никак не повлияла на его карьеру: в 2015 году он стал министром сельского хозяйства.
Сейчас высказывание Медведева вызвало куда более масштабную реакцию, что связано с эффектом начала избирательной кампании, а также с продолжением экономического кризиса, когда подобные фразы воспринимаются куда болезненнее. Причем в отличие от предыдущей волны критики против Медведева (после фразы «денег нет, но вы держитесь»), тональность власти в этот раз оказалась более противоречивой. Если в первом случае за Медведева заступился лично президент Владимир Путин, то в этот раз появился лишь комментарий Дмитрия Пескова. Пресс-секретарь президента призвал не обобщать ситуацию. «Мы знаем, что в некоторых регионах действительно критерии по учителям пока не удаётся соблюдать, но работа ведётся», — сказал он, подчеркнув, что критерии, установленные майскими указами, «никто по состоянию на сегодня не пересматривал и не менял». При этом пресс-секретарь президента отметил, что ситуация в разных регионах год от года может меняться в разные стороны. Президент отслеживает данную тему, заверил он.
Публичная позиция Пескова была весьма отстранённой от позиции Медведева и направленной на защиту, прежде всего, президента и его майских указов. Одновременно появились некоторые свидетельства о недовольстве премьером внутри власти. Так, прокремлевский портал life.ru разместил ироничный тест, посвящённый неудачным высказываниям Медведева. При этом важно указать, что именно на этом ресурсе также было опубликовано и видео с частной вечеринки Игоря Сечина в рамках Петербургского экономического форума. Портал становится площадкой не только сливов в адрес внесистемной оппозиции, но и в отношении самых влиятельных фигур внутри российской власти.
Всё это провоцировало обсуждение темы о ведущейся игре против главы правительства. Ряд СМИ писали, что внутри власти есть заинтересованные в отставке Медведева, и его провокационные, с точки зрения предвыборной кампании, заявления были использованы для атак на него. Появилась масса критики в адрес премьера, которого обвиняли в том, что он подставляет партию власти в период ключевой федеральной избирательной кампании.
В последние месяцы наблюдается определённая разбалансировка внутри власти, что связано с несколькими причинами. Во-первых, изначальная ориентированность Кремля на президентские выборы, что сформировало недостаток внимания к парламентской предвыборной повестке, в том числе и повестке «Единой России». Партия во главе с Медведевым идет на выборы без ярких социально ориентированных тезисов, а все интеллектуальные и аппаратные ресурсы сфокусированы на программе 2018 (тот же Совет по стратегическому развитию). Отсюда и заявления премьера без учета электоральных факторов. Он, вероятно, просто оказался вне электорального дискурса. Во-вторых, большую роль сыграл фактор непредсказуемости кадровой политики президента: непонятен не только общий вектор развития страны, но и ее кадровое обеспечение – решения принимаются отдельно от управленческих приоритетов (а сами управленческие приоритеты при этом не обозначаются).
В-третьих, обращает на себя внимание рост числа конфликтов внутри российской элиты при отстранённости от них президента: крупные игроки чувствуют незащищённость, отсутствие гарантий, начиная вести свою собственную игру и атаковать тех, кто воспринимается в качестве конкурентов. Медведев в такой ситуации не стал исключением: все происходящие в последний месяц события усиливают шаткость его положения. Поэтому если он и не будет уволен после парламентских выборов (возможно, в силу договоренностей, достигнутых еще в 2011 году), то вероятность замены премьера после переизбрания Путина президентом существенно возрастает.
Тем более, что в условиях сохранения высоких экономических рисков (первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко недавно заявила, что без реформ резервы, позволяющие выплачивать зарплаты, будут израсходованы к концу 2017 года) может потребоваться более жесткий глава правительства. Такая ситуация может актуализировать и планы переноса президентских выборов на 2017 год с тем, чтобы быстрее начать оптимизационные реформы, связанные с повышением пенсионного возраста, дальнейшим сокращением расходов и др. В то же время проведение системных реформ, как и ранее, выглядит маловероятным.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.