Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

03.02.2006 | Татьяна Становая

ПАРТИЯ ВЛАСТИ ХОЧЕТ ВЛАСТИ

Заявление Владимира Путина в ходе его пресс-конференции с иностранными и российскими журналистами о том, что он выступает против предоставления парламентскому большинству права предлагать президенту кандидатуру премьер-министра, вызвала много споров о партии «Единая Россия» и ее перспективах. Слова президент были расценены как удар по партии власти. Сама же партия начала активно поддерживать президента, утверждая, что его заявление не противоречит ее позиции и «Единая Россия» не отказывается от своей идеи партизации власти.

Напомним, что «единороссы» давно добиваются для себя реальных полномочий, которые позволили бы им участвовать в принятии политических решений. В 2003 году президент России в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию заявил, что необходимо подумать о создании правительства, опирающегося на парламентское большинство. Слова эти прозвучали за несколько месяцев до выборов депутатов Госдумы. В тот момент надо было повысить привлекательность партии власти для элиты, чиновничества и бизнеса. Возможность участвовать в формировании правительства – а именно так тогда поняли президента «единороссы» - значительно повышала амбиции партии и мотивацию для ключевых фигур.Однако после выборов стало понятно, что партии не доверили участие в формировании правительства. Решение о выдвижении Михаила Фрадкова на пост председателя правительства стало во многом неожиданным для парламентского большинства, особенно на фоне консультаций с президентом на эту тему. Тогда «Единая Россия» решила бороться за вступление в свои ряды федеральных министров. В этом случае можно было бы говорить о том, что партия имеет своих министров и вообще руководит страной. Однако и министры не спешат в «Единую Россию». Более того, на фоне кризиса января 2005 года, когда население активно возражало против монетизации льгот, уже сама партия не захотела видеть ряд членов кабинета министров в своих рядах.

Тем не менее, вопрос о том, каким образом бороться с восприятием партии власти как безликого и безыдейного механизма легитимации решений Кремля, продолжает оставаться в повестке дня. «Единороссы» сумели добиться пока только одной важной уступки: в конце прошлого года был принят закон, позволяющий партии, получившей большинство на региональных выборах, предлагать президенту кандидатуру губернатора. Правда, и эта уступка во многом символическая. Ведь окончательное слово все равно остается за президентом, да и партия вряд ли будет предлагать кандидатуры, не согласованные с Кремлем. На самом деле получается, что согласование этой кандидатуры будет идти не только в полпредстве, но и по каналам руководства «Единой России».В ноябре прошлого года вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил, что разработал законопроект, позволяющий партии, победившей на выборах в Госдуму, предлагать президенту кандидатуру премьер-министра. Он отметил, что предлагаемый им законопроект предусматривает, что президент страны вправе согласиться с мнением победившей на федеральных парламентских выборах политической партии относительно кандидатуры главы правительства, но может и внести другие кандидатуры. Как видно, даже такая радикальная, казалось бы, для российской политической системы идея представлена в настольно мягком виде, что при желании предложения победившей партии по кандидатуре премьера могут оказаться и вовсе не учитываться в процессе его назначения. Однако президент высказался против даже этого варианта (хотя нельзя исключать, что он будет в итоге принят).

И тем не менее, ожидания, что партия власти будет наделяться реальными полномочиями, в последнее время растут. Это было бы логично в условиях ухода Владимира Путина с поста президента в 2008 года, о котором он говорил неоднократно. Ведь «Единая Россия» имеет столь высокий рейтинг именно за счет личной поддержки со стороны популярного президента. Сегодня ей нет альтернативы, она является наиболее эффективным механизмом для лоббирования, для построения политической карьеры. Однако что будет с партией после того как уйдет президент, сказать трудно. Отсюда и предположения, что для сохранения ее жизнеспособности (а ведь без этого летит весь механизм принятия решений Госдума может оказаться без пропрезидентского большинства) необходимо предоставить ей реальные рычаги власти. Это особенно важно, учитывая, что Владимир Путин и после президентских выборов будет вынужден ее поддерживать.

Однако, видимо, реальных рычагов партия так и не получит. Получается, что на фоне ожиданий роста ее влиятельности слова президента действительно выглядят и воспринимаются как удар по ней. Можно предположить, что максимальный ресурс, который ей могут доверить – контроль над большинством мест в Госдуме. Иными словами, речь идет о сохранении статус-кво, что на самом деле через несколько лет может оказаться трудноразрешимой задачей (партия власти способна развалиться вследствие ухода Путина, ведь новый президент может оказаться и не таким популярным, и аппаратно более слабым). Поэтому и был найден компромисс: «Единой России» позволяют говорить о партизации власти, но никакого правительства партийного большинства не будет.

Как заявил вчера секретарь президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Вячеслав Володин, «полностью разделяю точку зрения президента, что на постсоветском пространстве в условиях развивающейся экономики, укрепляющейся государственности, в условиях окончательного формирования принципов федерализма нам нужна твердая президентская власть. Тем не менее, по его словам, «Единая Россия» по-прежнему считает идею партизации политического процесса в России своей главной задачей: «Первым шагом на этом пути стал вступивший с этого года в действие закон, по которому победившая на региональных выборах партия получает право предлагать кандидатуру главы региона». «К сожалению, - подчеркнул Володин, - в ряде комментариев, появившихся в СМИ по итогам пресс-конференции президента, произошла подмена понятий. Почему-то посчитали, что только парламентская форма правления, такая как в Германии или в Великобритании, может предоставить партии возможность реализовать свое право на власть. Это не совсем верно. Партизация власти имеет различные формы. Если глава государства выдвигается политической партией и побеждает на всенародных выборах, это также дает партии возможность реализовать свое право на власть».

На самом деле никакой партизации в буквальном смысле этого слова не существует, все это выдумки партии власти, которая понимает, что не может реализовать свою мечту стать правящей партией. «Партизация» способна действительно формально создать иллюзию роста влиятельности партии власти, в том числе и за счет вступления в нее губернаторов, чиновников и т.д. Однако главное отличие «партизации» власти от прихода к власти правящей партии состоит в том, что в первом случае партия остается объектом, инструментом, но никак не субъектом принятия политических решений. Во втором случае партия является именно субъектом. Поэтому партизация, по версии нынешней партии власти, это все лишь ее желание выглядеть правящей партией.

Ссылки по теме:

«Единая Россия» и подготовка Кремля к выборам

«Единая Россия»: от партии власти к правящей партии

«Единая Россия» - проблема имиджа партии власти

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net