Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.08.2016 | Евгений Ляпин
Румыния – становление регионального лидера
В течение многих лет Румыния воспринималась в иронически-пренебрежительном контексте: слабые государственные институты, высокий уровень коррупции, бедность населения, отсталая экономика резко контрастировали с внешнеполитической амбициозностью и пышными национальными мифами. И даже присоединение страны к ЕС расценивалось наблюдателями не как достижение республики, а как промах евробюрократии, взявшей очередной «плохой актив».
Однако неожиданно для всех Бухаресту удалось стать одним из самых перспективных «учеников» в «школе Евросоюза». Это может послужить важной предпосылкой для лидерства в Юго-Восточной Европе.
Наиболее впечатляющего прогресса Румыния добилась в сфере борьбы с коррупцией. Долгое время этот процесс носил декоративный характер и откровенно профанировался властями. Однако в 2011 году Еврокомиссия взяла разработку антикоррупционной стратегии под свой контроль. Произошло ужесточение законодательства, были созданы специализированные автономные учреждения – Национальное антикоррупционное управление и Национальное агентство по вопросам добродетели. Спустя несколько лет это дало первые весомые результаты. Антикоррупционная кампания 2013 года привела к аресту шести министров, около тридцати мэров, ряда высокопоставленных силовиков и чиновников. Кампания 2014 года также ознаменовалась уголовными делами против топ-коррупционеров: экс-премьера Андриана Настасе (ранее уже привлекался за незаконное получение средств на избирательную кампанию), десяти министров и восьми послов. Общее количество обвинительных приговоров достигло тысячи.
Дополнительный импульс борьба с коррупцией получила после избрания президентом Клауса Йоханниса, который сделал на нее основной упор в своей предвыборной кампании. Кроме того, существует очень сильный запрос со стороны гражданского общества на очищение политических элит. Протест обострился осенью 2015 года после пожара в ночном клубе Colectiv, который привел к гибели 58 человек. Выяснилось, что разрешение на работу заведения имело коррупционную составляющую. Это обстоятельство определило один из главных лозунгов протестующих: «Коррупция и жадность чиновников убивают Румынию!». Главой коррупции в глазах общественного мнения стал премьер-министр Виктор Понта, который вынужден был подать в отставку после этих событий.
Усилия Бухареста получили высокую оценку со стороны Брюсселя и Вашингтона. Так, в докладе Еврокомиссии (декабрь 2015 г.) говорится о «внушительной динамике» по данному направлению. Представитель Госдепартамента США Хойт Йи назвал Румынию «региональным примером в области борьбы с коррупцией», подчеркнув, что в Юго-Восточной Европе это вопрос не только экономической, но и политической уязвимости. В большинстве соседних стран (особенно в Молдове и Украине) СМИ и гражданские активисты рассматривают именно Румынию в качестве лидера и образца антикоррупционных реформ. Таким образом, внутреннее оздоровление политической системы приносит Бухаресту важные внешнеполитические бонусы.
В экономическом плане республика также демонстрирует убедительную статистику. В 2015 году рост экономики составил 3,5%. Эксперты ведущих финансовых организаций сходятся во мнении, что в 2016-2017 гг. данный показатель будет колебаться в районе 4%. Иными словами, Румынии удалось обойти здесь главного экономического «отличника» новой Европы – Польшу. Основу экономического роста составляют удачно проведенные реформы (прежде всего, налогообложения) и повышение зарплатных ставок. Это стимулирует внутренний спрос и создает благоприятные условия для роста частных инвестиций. В пользу Румынии говорят низкая инфляция (до середины текущего года она и вовсе была отрицательной), допустимый дефицит бюджета и снижение безработицы до 6,6% (в среднем по ЕС – 8,8%). «Проведя экономические реформы, за последние 10 лет Румыния приблизилась к стандартам других стран-членов ЕС», – с гордостью заявляет посол в Германии Эмил Хурезеану.
Важным обстоятельством является способность страны поддерживать свою энергонезависимость. По данным на 2013 год Румыния располагает 120 млрд. куб.м газовых запасов. К указанной цифре следует также прибавить около 100 млрд. куб.м с морских месторождений. Это позволяет Румынии не только сохранять автономию по отношению к внешним поставкам, но и самой выступать в качестве одного из основных игроков на газовом рынке стран Юго-Восточной Европы. Запуск газотранспортного коридора BRUA, лоббируемый национальным оператором Transgaz, откроет возможность многовекторных поставок газа – из будущего Трансадриатического газопровода, газового хаба в австрийском Баумгартене и месторождений Черного моря. В июле были подписаны соглашения о соединении румынских газотранспортных систем с украинскими и болгарскими. Аналитики газовой отрасли называют их ключевыми шагами в создании Трансбалканской ГТС.
Бухарест активно укрепляет свое лидерство и при помощи внешнеполитического инструментария. Похоже, приняв решение разместить в Румынии (база Девеселу) элементы противоракетной обороны, США выбрали ее своим главным партнером на южном фланге европейской системы безопасности. Кроме того, стало известно о планах НАТО развернуть в стране международную сухопутную бригаду. «Румыния является прагматичным и стабильным актором, способным внести существенный вклад в укрепление безопасности и региональное развитие», – подчеркивает посол республики в Вашингтоне Джордж Майор. Впрочем, самостоятельные военные инициативы Бухареста пока не столь удачны. Идея с созданием Черноморской флотилии не нашла поддержки у партнеров по НАТО – Болгарии и Турции, хотя и была с энтузиазмом встречена украинским руководством. Предпосылки для румыно-украинского сотрудничества в целом складываются весьма благоприятные. С учетом заметной размолвки между Киевом и Варшавой Румыния может стать основным контрагентом для Украины в структурах ЕС.
Однако главным приоритетом румынской внешней политики остается Молдова. Документ, в заглавие которого был вынесен данный тезис, был разработан в феврале 2016 года Национал-либеральной партией Румынии (основная пропрезидентская сила в стране). Он предполагает комплекс мероприятий, направленных на усиление сотрудничества между странами, начиная от поддержки молдавских СМИ и трудовых мигрантов до разработки нормативной базы для формирования общих полиции, жандармерии и пограничных сил. Президент Молдовы Николай Тимофти во время февральского визита в Бухарест еще раз напомнил о том, что две страны «объединены кровью, историей, духом, и нужно лишь произвести в превосходную степень это общее богатство».
Вместе с тем, по обе стороны Прута пока рано говорить о консенсусе по поводу возможного объединения. В Молдове насчитывается немногим более 20 процентов унионистов – сторонников единого государства. В основном это румыноязычная молодежь, которая разочарована положением дел в стране и с надеждой смотрит на Бухарест с его стабильным экономическим ростом, активной борьбой с коррупцией, а, самое главное, понятными перспективами развития в рамках ЕС. В то же время русскоязычные и представители старшего поколения, не говоря уже о Приднестровье и Гагаузии, настроены резко против объединения. В свою очередь, Румыния также перестает руководствоваться лишь национальным сантиментом. В отношениях с Кишиневом она практикует ту же модель, что и Евросоюз в отношении ее самой: финансовая поддержка оказывается только в обмен на реальные реформы, борьбу с коррупцией и стабилизацию политической системы. Отсутствие прогресса в Молдове по данным направлениям привело к тому, что перечисление давно анонсированного Бухарестом кредита в 150 млн. евро неоднократно откладывалось. Первый транш был разблокирован лишь несколько дней назад.
Региональное лидерство Румынии, по всей видимости, имеет хорошие шансы на реализацию в среднесрочной перспективе. Если Бухарест сможет справиться с социально-экономическими (бедность населения, зависимость от импорта, коррупционные рецидивы) и внешнеполитическими (интеграция с Молдовой, приднестровская проблема, территориальные споры с Украиной и Венгрией) вызовами, он может стать лучшим учеником «европейской школы».
Евгений Ляпин – журналист
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.