Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.02.2006 | Наталья Харитонова
ПРЕДВЫБОРНАЯ СИТУАЦИЯ В БЕЛОРУССИИ
Ситуация в Белоруссии накануне выборов в силу различных причин неоднозначна и в целом может быть достаточно легко дестабилизирована. Политическая составляющая государственного развития практически полностью зависит от экономики страны, которая имеет ряд специфических особенностей, обусловленных, прежде всего, советским наследием. «Советскость» характеризует практически все стороны жизни гражданина Белоруссии, соответственно, обладая всем набором изъянов, присущих такому строю в окружении государств, по крайней мере, формально избравших другой путь. Белорусский электорат достаточно четко делится по политическим взглядам, что плотно коррелируется с возрастным порогом: молодое поколение в принципе достаточно политизировано и склонно к протестным настроениям.Таким образом, Белоруссия – государство, социально и экономически нестабильное, а потому нуждающееся во вливаниях, в том числе инвестиционных, извне, а также обширных внешних рынках. Недостаточность последних щедро возмещается дотациями и льготами со стороны России. Однако белорусская экономика, несмотря на ее подъем, фактически работает в мобилизационном режиме, что обусловливает аналогичные принципы функционирования и всей политической надстройки.
Более того, анализ предвыборной ситуации в Белоруссии показывает, что в центре выборной кампании будет находиться проблема российско-белорусской интеграции, и это вполне закономерно, особенно если учесть, что ряд западных и белорусских аналитиков называет Белоруссию одним из претендентов на смену власти по примеру Украины, Грузии и Киргизии.
Избирательная кампания в Белоруссии в 2006 году стартует досрочно: 16 декабря белорусский парламент единогласно (104 парламентария) назначил президентские выборы на 19 марта.Напомним, что по Конституции Белоруссии нижняя палата парламента за три месяца до выборов должна объявить о начале избирательной кампании. Ранее, согласно Конституции, один человек мог занимать пост президента не более двух сроков подряд, однако в 2004 году на референдуме эта норма была отменена (референдум не был признан странами Запада). Организационные вопросы по проведению избирательной кампании возлагаются на Центральную избирательную комиссию, Совет министров обеспечивает финансирование выборов. Кандидаты в президенты выдвигаются гражданами республики при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей. Право выдвижения принадлежит политическим партиям и трудовым коллективам. Выдвижение кандидатов в президенты начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов (с 29 декабря по 27 января). Выдвижение осуществляет инициативная группа в количестве не менее 100 человек. Заявление о регистрации инициативной группы и списки должны были быть поданы в Центризбирком до 23 декабря. Регистрация кандидатов в президенты осуществляется с 12 по 21 февраля. Агитационная компания продлится до 18 марта, досрочное голосование пройдет с 14 по 18 марта. Территориальные комиссии должны быть сформированы не позднее 28 декабря, избирательные участки – не позднее 17 января, а участковые комиссии – не позднее 1 февраля.
В выборах, кроме действующего президента Белоруссии Александра Лукашенко, принимают участие еще 3 кандидата: «единый» кандидат от радикальной оппозиции Александр Милинкевич; лидер Либерально-демократической партии Беларуси Сергей Гайдукевич, играющий роль «запасного варианта» для официальной власти, в случае если все оппозиционные кандидаты снимут свои кандидатуры, а результаты выборов нужно будет «сделать» легитимными; лидер белорусских социал-демократов Александр Козулин. Снявшие свои кандидатуры экс-депутаты генерал Валерий Фролов и Сергей Скребец призвали своих сторонников объединиться вокруг Козулина и проголосовать за него.
Электорат фаворита президентской гонки, А. Лукашенко, достаточно стабилен, и, по данным опросов, рейтинг действующего президента составляет более половины общей численности избирателей. На втором месте на данный момент идет А. Милинкевич, 57-летний кандидат физико-математических наук, председатель Центра поддержки НПО «Ратуша», избранный «единым» кандидатом от оппозиции в результате двух туров голосования на Конгрессе демократических сил Белоруссии, на котором собрались представители оппозиционных партий страны. Его рейтинг сравнительно невысок.
Учитывая, что Лукашенко контролирует политическое поле Белоруссии и силовые структуры, перед которыми стоит, прежде всего, задача по предотвращению «цветной революции», в его руках находится весь административный ресурс. Можно предположить, что основной виток борьбы развернется, скорее всего, между оппозиционными кандидатами за протестный электорат – так как и Милинкевич, и Козулин фактически играют на одном поле, а электорат Лукашенко остается для них практически закрытым в силу своей консервативности. В «разделе» электорального поля оппозиции принципиальную роль будет играть то, как оппозиционные кандидаты будут себя позиционировать. В частности, Милинкевич в сознании населения позиционируется как фигура проамериканской ориентации, который готовит революционный сценарий, аналогичный украинскому и грузинскому. Козулин воспринимается скорее как человек, связанный с Россией, ориентирующийся на интеграцию с ней и в то же время считающий, что будущее Белоруссии в ЕС, но вместе с Россией и т.д.
Кроме того, немаловажным является вопрос переноса срока выборов на более ранний. Если учесть, что официально так и не были названы причины переноса, и тот факт, что перенос даты фактически сокращает срок полномочий президента на три месяца, можно предположить, что досрочное проведение выборов имело целью, прежде всего, ограничить время проведения избирательной кампании независимым кандидатам. В любом случае разговоры о том, что именно этот период, март, избран для кампании именно потому, что власти стремятся использовать благоприятную экономическую конъюнктуру, которая позволяет говорить об относительном благополучии рядового белоруса, кажутся несколько наивными. С другой стороны, перенос даты именно на март, ровно за неделю до парламентских выборов на Украине, возможно, предполагает, что основное внимание международных наблюдателей будет приковано к украинской кампании, и возможные нарушения в ходе белорусской выборной кампании вызовут меньшее число нареканий со стороны общественности. И на фоне приближающихся, несомненно, скандальных, парламентских выборов в соседней Украине «перевыборы» президента будут казаться вполне цивилизованной и, что немаловажно, демократичной кампанией. Это может стать еще одним козырем в руках официального Минска в полемике с оппозицией, когда в СМИ будут широко освещаться «украинские безобразия» как результат деятельности украинской оппозиции и комментарии власти относительно повторения такой ситуации в Белоруссии в случае, если народ поддержит в ходе выборов оппозиционные силы. Следуя этой линии, Лукашенко 24 декабря заявил, что за отказ от участия в президентских выборах Запад предлагает ему деньги и гарантии безопасности, и что «гипотетическое поражение нынешней власти в Беларуси – это будет жесточайший удар по России». И здесь же он заявляет, что данные действия со стороны Запада свидетельствуют о том, что противники президента понимают: «Александр Лукашенко пользуется у народа исключительным авторитетом и поддержкой».
Принципиальным вопросом является позиция Запада на фоне имеющихся в Белоруссии «оранжевых симптомов». На вопрос, можно ли ожидать от Запада каких-то радикальных действий для моделирования ситуации в свою пользу, или, если быть конкретнее, организации еще одного «майдана», пока до конца неясен. Ведь опыт 2001 года, когда попытка цветной революции с использованием фигуры кандидата от объединенной оппозиции провалилась, может обусловить ужесточение тактики со стороны внешних сил в нынешней ситуации. Формальным поводом для вмешательства в кампанию может стать что угодно. К примеру, политическая ситуация в Белоруссии накануне президентских выборов стала основной темой состоявшейся в Минске 8 декабря 2005 года встречи заместителя помощника Госсекретаря США Д. Креймера с лидерами белорусской оппозиции и представителями неправительственных организаций. Представитель Госдепа отметил обеспокоенность США относительно ситуации в области демократии в Белоруссии накануне президентских выборов. Напомним, что в апреле 2005 года США выделили 5 млн. долларов на поддержку демократической оппозиции в Белоруссии. С другой стороны, здесь важно также учитывать и тот факт, что, к примеру, такие крупные западные организации, как Всемирный банк, Международный валютный фонд, используемые как фактор сдерживания официального Минска, результатов практически не приносят.
Вмешательство внешних сил в ход избирательной кампании в республике не ограничивается традиционным для постсоветского пространства давлением со стороны США и ЕС. Предпринимаются попытки разыграть польскую карту (напомним, поляки составляют 3,9% населения Белоруссии), которая уже использовалась в украинской «майданной» революции. Причем «игроками» выступают как власти страны, используя фактор «внешней угрозы», так и один из лидеров оппозиции Милинкевич, имеющий тесные связи с определенной частью польского истеблишмента. В итоге последний год продолжается польско-белорусское противостояние со взаимными «разоблачениями и угрозами».
Позиция российской стороны направлена на сохранение политической стабильности в Республике Беларусь. Российское руководство рассматривает режим Лукашенко как своего рода буфер между Москвой и Западом и при этом игнорирует негативное восприятие белорусских властей со стороны международных организаций, таких, например, как ОБСЕ.
Немаловажны в предвыборной ситуации и геополитические реалии. С одной стороны, Белоруссия пользуется всесторонней поддержкой России, а по другую сторону соседние государства Литва, Латвия, Польша Украина, постоянно заявляющие о необходимости демократических преобразований в Белоруссии и поддержке внутренней оппозиции. Учитывая все это, можно предположить обострение отношений официального Минска и с этими государствами. Таким образом, отчетливо видно, что внешние игроки в принципе не скрывают своих симпатий. Итак, вероятно, оппозицию будут поддерживать ЕС, США, Украина. Позиция же России после недавней встречи в Санкт-Петербурге кажется несколько неоднозначной: 31 января на пресс-конференции для российских и иностранных журналистов В.В. Путин заявил, что поддерживает не «режим Лукашенко», а «братский нам белорусский народ», государство.
США, в частности, еще летом 2005 года, комментируя действия белорусских властей по отношению к НПО, выразили свое «сомнение в отношении намерения белорусских властей провести свободные, честные и открытые президентские выборы». Проводится и ряд других акций, направленных на дискредитацию официальных белорусских властей в информационном и организационном поле: поддержка акций оппозиции, широкомасштабная кампания в западных СМИ, антилукашенковские кампании в интернете и проч.Официальный же Минск, в свою очередь, всячески стремится продемонстрировать свою «демократичность» наравне с конфронтацией с Западом: 19 января появились сообщения о том, что Белоруссия пригласила для участия в международном наблюдении ряд международных организаций и межпарламенстких структур, включая СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и БДИПЧ ОБСЕ. Поэтому, несмотря на то, что исход выборов абсолютно предсказуем, они могут сыграть существенную роль в политической жизни Белоруссии в ближайшей перспективе.
Безусловно, тревогу у действующей власти вызывают настроения среди молодежи, и именно они, подогретые извне, могут стать причиной антиправительственных акций в период выборов. Если учесть ряд громких дел, проведенных за последнее время в республике, касающихся именно политических моментов и именно против молодежи, то данная тенденция весьма показательна и этот фактор при эффективном использовании оппозицией может привести к акциям неповиновения. При этом ситуация, в которой протест будет подавлен силой, вполне вероятен (возможность силового подавления антиправительственных выступлений вполне ощутима), однако и это может дать оппозиции дополнительные возможности по компрометации официального Минска путем опять же широкого освещения в информационном поле «антидемократичных действий» властей. На этом фоне антиреволюционная ориентация таких кандидатов, как, к примеру, Козулин, кажется вполне разумной и выверенной, потому как должна быть выгодна белорусской официальной власти, интересам российской стороны, да и населению Белоруссии тоже, видящему результаты «цветной революции» в соседней Украине.
Дело еще и в том, что российской стороне следует опасаться того, что в случае «несомненной» победы Лукашенко, могут резко усилиться прессинг со стороны Запада, прикрытый вопросом демократизации, меры по изоляции Белоруссии с помощью «разводящих» схем.
Не вполне ясной остается позиция белорусской элиты в данной ситуации. Возможно, дело в ее «безликости», вполне согласующейся с особенностями белорусского государства. Белорусская элита, пожалуй, самая «советская» из всего набора элит постсоветского пространства, этакий осколок прошлого.
Вместе с тем, события на Украине и в некоторых других государствах Содружества сделали госаппарат достаточно осторожным, однако, с другой стороны, чиновничество понимает и то, что основание власти Лукашенко в виде всенаправленного покровительства России достаточно прочно. Тем не менее, часть элиты начинает постепенно посматривать на Запад, на Евросоюз, видя свое будущее именно в его составе, что особенно характерно в рамках нерешенного российско-белорусского интеграционного проекта. И что особенно настораживает - вопрос о том, является ли носителем интеграционной идеи именно элита, состояние которой на данный момент можно охарактеризовать как страх, остается открытым.
Некоторые представители белорусского экспертного сообщества называют элитную структуру страны клановой. В любом случае носители интеграционной идеи (на официальном уровне носителем выступает А. Лукашенко, по мнению некоторых экспертов, он фактически монополизировал это право) должны стремиться направить энергию всей элиты в союзное поле. Дело в том, что часть элиты рассматривает фигуру нынешнего президента Белоруссии как причину стагнации российско-белорусского союза. Устранение же его в результате цветной революции может привести к власти мощную антироссийски настроенную силу. И в РФ это понимают, особенно если учесть, что Белоруссия является единственным «пророссийским» звеном в цепи государств «западного кордона». Таким образом, проблема ориентации элиты остается ключевой в рамках нынешней выборной кампании, особенно если дело дойдет до реализации украинского варианта.
Таким образом, главными факторами, которые могут сработать на реализацию революционного сценария, могут стать: убежденность электората в том, что позиции Лукашенко непоколебимы; неопределенность в элите; политическая пассивность пролукашенковского электората, особенно провинциального; концентрация протестного электората в Минске; непредсказуемость поведения силовых структур в случае малейших признаков ослабления власти Лукашенко. Кроме того, в Белоруссии невозможна ситуация, которая могла бы быть переформатирована по примеру Казахстана, когда столицу из «оппозиционной» Алма-Аты перенесли в лояльную официальным властям Астану. Ситуация в Минске все же ближе к почти аналогичной в Киеве.
Таким образом, прозападная оппозиция будет использована в качестве инструмента дестабилизации и, соответственно, давления на белорусские власти и косвенно на Россию. В арсенале оппозиции могут оказаться такие средства, как политические провокации, раздувание в СМИ всех промахов официальных властей и прочие спланированные акции. А такая легко управляемая сила, как молодежь, может оказаться в этом случае очень «эффективной». И в этой ситуации и официальному Минску и Москве придется нелегко.
Наталья Харитонова – эксперт Информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.