Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.09.2016 | Татьяна Становая
Бюджетные риски и растянутый выборный цикл
На фоне активизации разговоров о скором исчерпании суверенных фондов России обостряются споры о налоговой политике страны. Минфин России готовит предложения по повышению основных налогов и введению новых платежей. Помощник президента Андрей Белоусов выступил против идей министерства. Одновременно власть вынуждена идти на социально рисковые решения: новую заморозку пенсионных накоплений, а также замену индексации пенсий единовременной выплатой по итогам 2016 года.
Всё это происходит в самый разгар избирательной кампании, в ходе которой социологи фиксируют снижение рейтинга «Единой России», несмотря на прямую поддержку партии власти со стороны Владимира Путина.
Умеренный оптимизм в отношении скорого начала восстановления российской экономики сопровождается сохранением и алармистских оценок. Большой резонанс вызвали в конце июля слова замминистра финансов Татьяны Нестеренко о том, что резервы России будут полностью исчерпаны уже к концу 2017 года, если не будут проведены структурные реформы. У правительства не будет больше средств на выплату зарплат госслужащим, указала она. «Центр шторма - это такое состояние, когда все затихает. Когда выглядит все тихо и благополучно, но на самом деле мы уже находимся в этом центре. И политики должны оценивать и выбирать решения, которые позволят из этого центра шторма тяжело, но выйти в управляемом режиме», - говорила Нестеренко. О рисках исчерпания резервов писало и агентство Reuters, которое ссылалось на материалы к проекту бюджета на 2017-2019 гг. Согласно этим материалам, остаток Резервного фонда Россия израсходует уже в 2017 году, после чего придется тратить Фонд национального благосостояния, который к 2019 году сократится до 2,79 трлн. рублей.
«Ведомости» со ссылкой на свои источники также писали, что Минфин намерен серьезно нарастить внешние заимствования, чтобы справиться с нехваткой средств. Весьма алармистские оценки выпустила и Высшая школа экономики в аналитическом обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе» за период 17–24 августа, о чем писал Slon Magazine. Эксперты ВШЭ указывали, что несмотря на некоторое улучшение потребительского спроса и роста розничного товарооборота, а также строительной активности, промышленное производство в июле сократилось. «На фоне снижения объемов инвестиций и вялой динамики фондовых индексов <…> явного сигнала об улучшении экономической конъюнктуры в промышленности (а значит и в экономике в целом) не наблюдается», - говорилось в обзоре. В нем также обращалось внимание на то, что более вероятен сценарий продолжения стагнации/рецессии до окончания периода бюджетной консолидации.
На этом фоне вопрос о том, откуда взять дополнительные доходы бюджета в условиях, когда буксует процесс принятия решений по приватизации (прежде всего «Башнефти» и «Роснефти») становится все более острым. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин не принимал никаких решений по вопросам приватизации, и призвал обращаться к правительству, в чью компетенцию входят эти вопросы. Проблема, однако, заключается в том, что без президента принятие решений стагнирует, а правительство не обладает достаточным авторитетом и волей для продвижения своих инициатив без вмешательства главы государства. Путин в интервью Bloomberg говорил, что приватизацию откладывать не будут, но и торопиться тоже. Решений же по «Роснефти» и «Башнефти» до сих пор нет, следует из его слов.
Уже достаточно прочно вернулась в публичное пространство тема повышения налогов, несмотря на то, что Владимир Путин еще в конце 2014 года в своем Послании Федеральному собранию предложил ввести четырехлетний мораторий на подобные решения. Как стало известно «Ведомостям», Минфин подготовил предложения по повышению основных налогов: уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд. руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн. «Минфин предлагает собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний», - писала газета. Идеи Минфина выглядят радикальным пересмотром всей налоговой политики последних лет: традиционно консервативное ведомство, вероятно, предлагает для обсуждения все возможные варианты, рассчитывая, что хоть что-то из этого в итоге будет принято.
Однако против поднятия налогов выступает как крупный бизнес, так и влиятельные представители власти. Помощник президента Андрей Белоусов заявил, что налоги в России всегда надо только снижать. Системные либералы (Минфин, ЦБ, Алексей Кудрин) внутри власти говорят о необходимости структурных реформ, однако в их отсутствии повышение налогов Минфину кажется единственной разумной альтернативой. Путин при этом остается одинаково дистанцированным от предложений как либералов, так и дирижистов.
В итоге власти приходится иметь дело с теми ресурсами, которые находятся уже под рукой: это суверенные фонды, пенсионные накопления, гибкие социальные обязательства. Снова продлено решение о заморозке пенсионных накоплений: некогда принятое в исключительном порядке, это решение превращается в правило, от которого будет весьма непросто отказаться при отсутствии явных улучшений в экономике.
Наконец, отдельной и очень болезненной темой становится проблема доходов населения. Правительство приняло решение об отказе от доиндексации пенсий в 2016 году и замене ее на единовременную выплату всем пенсионерам 5 тыс. рублей в начале 2017 года. При этом расходы (220 млрд.) на выплату превысят расходы на доиндексацию, которая обошлась бы бюджету в 137 млрд. рублей. ЦБ уже предупредил о том, что это добавит 0,1% к инфляции. Вице-премьер правительства Ольга Голодец также заявила, что в 2016 году не будет переиндексации стипендий. Наконец, обсуждается и вопрос отмены пенсий работающим пенсионерам. Такое решение якобы было принято на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, о чем заявил лидер Партии роста и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он указал, что власти «шарят по карманам пенсионеров» вместо структурных реформ». В секретариате Шувалова заявление Титова назвали «полным бредом» и «предвыборными фантазиями», отметив, что тема пенсий не поднималась.
В последнем докладе Росстата говорится, что реальные денежные доходы россиян в июле 2016 года по сравнению с июлем предыдущего года снизились на семь процентов. Суммарная задолженность по заработной плате в России на 1 августа составила 3,67 миллиарда рублей. Глава Роструда Всеволод Вуколов назвал ситуацию «удручающей», основные долги по зарплатам зафиксированы в строительстве, транспорте, обрабатывающей промышленности.
За последние два года число информационных поводов, связанных с задержками зарплат, росло. Только 29 августа около ста бывших сотрудников группы «АвтоВАЗагрегат» провели акцию, требуя погашения долгов по зарплате. Участники протеста вышли на участок федеральной трассы М5 в Тольятти, что не было согласовано с местными властями. Группа «АвтоВАЗагрегат», где раньше числилось около 2500 человек, до 2015 г. была одним из крупных поставщиков «АвтоВАЗа». Прежний президент автозавода Бу Андерссон в 2015 году вел переговоры о покупке предприятия или части производства, но до этого не дошло, писали «Ведомости». В том же году компания прекратила закупки у «АвтоВАЗагрегата». Осенью на «АвтоВАЗагрегате» была введена процедура банкротства.
На этом фоне прошла встреча президента России Владимира Путина с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым. Последний предложил дать приоритет выплате заработной платы перед налогами и попросил о помощи в поиске компромисса по этому вопросу с Минфином. «Вам скажут, что бюджет это тоже заработная плата в социальной сфере: учителя, врачи, военные и так далее (...) Тем не менее, сама по себе идея мне кажется обоснованной, особенно сегодня, когда у нас еще не преодолены все экономические трудности», - поддержал идею Путин. «Минфин... заботится в первую очередь о бюджете, а не о выплате заработной платы. Думаю, что мы будем встречать их сопротивление, тем не менее, всё‑таки это заработная плата, а возможность людей жить и получать за работу – это важно», - заявил Шмаков.
Накапливание социальных и бюджетных проблем в той или иной степени сказывается на рейтинге партии власти. За три недели до выборов в Госдуму рейтинг «Единой России» упал с 39 до 31% от всех опрошенных и с 57 до 50% от тех, кто на выборы точно придет и решил, за кого проголосует, выяснил «Левада-центр». Заметно снизился и рейтинг одобрения деятельности Дмитрия Медведева - с 55 до 48%. Рейтинг же президента Владимира Путина остался без изменений (82%). Более ранние данные государственного ВЦИОМа также показывают пусть и незначительное, но снижение рейтинга единороссов, и это тенденция, которая длится уже два последних месяца, обращали внимание «Ведомости». Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в первые две недели августа также зафиксировал снижение поддержки партии с 47 до 42% (от всех опрошенных), но в опросе 21 августа рейтинг вырос на 3 пункта.
Сейчас одна из главных интриг – удастся ли «Единой России» приостановить падение рейтинга после того, как население вернется из отпусков к рутине. Наступление осени всегда имеет некий депрессивный оттенок, и это может усугубить падение рейтинга «Единой России». При этом власть, как видно, сильно ограничена в возможностях делать предвыборные подарки.
Нынешние выборы формируют своеобразную ложную надежду на то, что после сентября у Кремля появится политический шанс на более жесткие решения в бюджетной сфере. Сейчас власти попадают в межвыборную ловушку: основное внимание сконцентрировано вовсе не на думских выборах, которые сильно рутинизированы, а на будущей президентской кампании. Это делает возможности для маневра в 2017 году еще более узкими. Политические условия для непопулярных решений будут ухудшаться, а потребность бюджета в них, напротив, расти. Именно так закладывается будущий социально-политический структурный конфликт, где Кремлю придется балансировать между приоритетами социально-политической стабильности и бюджетной сбалансированности, рискуя потерять и то, и другое.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.