Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.09.2016 | Леонид Исаев
Переговоры по Сирии: начать все сначала
Очередная встреча Джона Керри и Сергея Лаврова по Сирии стала достоянием истории. Счет встреч глав двух внешнеполитических ведомств за последний год исчисляется десятками. А последняя еще и побила рекорд продолжительности – 14 часов стороны пытались прийти к компромиссу по сирийскому вопросу.
Безусловно, назвать бесполезными ни эти, ни прошлые переговоры по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке было бы неверным, что впрочем не отменяет и того, что КПД их остается на стабильно невысоком уровне. Соединенные Штаты, равно как и Российская Федерация, приложили немало усилий для того, чтобы переломить ход событий в Сирии и заставить противоборствующие стороны отказаться от насильственных методов достижения целей. Вот только прошедшая встреча в Женеве вызывает все более ощутимое чувство дежавю.
На первый взгляд может показаться, что ничего нового сентябрьская встреча двух дипломатов не принесла. Документы, выработанные Керри и Лавровым, по сути, не явили нам практически ничего нового, чего нельзя было бы отыскать, скажем, в резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Всё тот же режим прекращения огня, знакомый всем нам с ранней весны 2016 года, всё те же списки умеренных и не очень, над которыми бьются лучшие дипломатические и военные умы всего мира, необходимость совместной борьбы с террористическими структурами, возобновление женевского переговорного процесса, соблюдение гуманитарного права, способность оказывать давление на своих региональных союзников и т.д. Список формулировок, набивших оскомину, пожалуй, не пополнился ничем принципиально новым. Да и нечего уже добавить – стороны давно выработали «дорожную карту» урегулирования сирийского конфликта, где самым подробным образом расписано, что нужно сделать для того, чтобы вернуться к мирной жизни. Но это только на бумаге, а жизнь, как водится, богаче любой нашей фантазии. Вот, казалось бы, самый что ни на есть банальный вопрос – борьба с терроризмом. Делать это готовы и те, и другие, только как распознать этих самых террористов «на земле», по-прежнему остается неясным.
Потому именно с точки зрения поиска способов применения зафиксированных в резолюции 2254 договоренностей на практике и необходимо рассматривать результаты российско-американских переговоров. И Керри, и Лавров методом проб и ошибок раз за разом пытаются перейти от слов к делу, выработать тот алгоритм действий, который сделал бы правоприменительную практику как можно более эффективной. Членам Международной группы поддержки Сирии (МГПС) надо отдать должное: в начале 2016 года они сделали всё от них зависящее для того, чтобы осуществить первые шаги на пути к реализации достигнутых договоренностей, в том числе и «посредством оказания нажима на все соответствующие стороны». Во-первых, мы стали свидетелями переговоров между сирийским правительством и всеми противоборствующими группировками. Причем удалось достичь наиболее широкого оппозиционного участия, включая представителей «Ахрар аш-Шам» и «Джейш ал-Ислам», а также некоторых делегатов от курдов. Во-вторых, волевым решением Москвы и Вашингтона с конца февраля начал действовать режим прекращения огня, и хотя сообщения о его нарушении начали поступать со всех сторон с первых же дней его реализации, надо отметить, что накал страстей непосредственно «на земле» заметно снизился. Наконец, и Россия, и Соединенные Штаты впервые за пять лет существования сирийского конфликта научились действовать сообща и продемонстрировали способности к достижению компромиссов.
Очевидно, что по этим вопросам у обеих сторон сформировался достаточный инструментарий для того, чтобы с определенным уровнем успешности реализовывать их на практике. С другой стороны, женевские переговоры не менее ясно продемонстрировали, что ни американская, ни российская сторона до сих пор не в состоянии решить вопросы, связанные с созданием «надежной, инклюзивной и неконфессиональной системы управления» и выработкой новой конституции Сирии. Именно эта категория вопросов, которая сводится не столько к предотвращению эскалации конфликта, сколько к переформатированию будущего сирийского политического пространства, по-прежнему остается камнем преткновения, что в очередной раз подтвердила встреча Керри и Лаврова.
В актив последней встречи в Женеве, по всей видимости, можно занести тот факт, что стороны наконец-то договорились о том, чего все ждали с момента начала российской военной операции в Сирии – разграничении сфер влияния. На совместной пресс-конференции Керри и Лавров резюмировали, что Вашингтону и Москве удалось согласовать районы, где будут работать только ВВС США и ВКС России. Более того, сторонам впервые удалось договориться о создании единого координационного центра по борьбе с терроризмом.
Достигнутые договоренности в случае их успешной реализации способны заметно усилить взаимодействие между Россией и США в Сирии, однако практически наверняка будут нарушать интересы их союзников в регионе – от баасисткого режима и умеренной оппозиции до Турции и Ирана. Все-таки сирийский конфликт слишком многогранен, а интересы вовлеченных в него игроков очень часто являются диаметрально противоположными. Неслучайно стороны пожелали не разглашать всю конкретику, сославшись на наличие тех, «кто будет наверняка пытаться сорвать выполнение предусмотренных мер».
Скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями того, как Москва и Вашингтон попытаются еще раз все начать сначала. Сюжет в целом остается неизменным: объявление режима прекращения огня, согласование списков участников переговорного процесса, непосредственно сама «Женева». Новизны добавит лишь параллельная антитеррористическая кампания, которая на этот раз должна будет проходить в тесном взаимодействии обеих стран с целью исключения провокаций, подобных тем, что уже ставили под угрозу переговорный процесс зимой и весной 2016 года. Однако уверенности в том, что в этот раз всё пойдет по плану, нет, похоже, и у самих авторов мирной инициативы. Как справедливо заметил Сергей Лавров, «от нас [США и РФ – прим. авт.] зависит далеко не всё…»
Леонид Исаев – старший преподаватель департамента политической науки НИУ–ВШЭ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.