Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Экспертиза

12.09.2016 | Татьяна Становая

«Дело энергетиков»: новые аспекты отношений власти и бизнеса

«Дело энергетиков»: новые аспекты отношений власти и бизнесаВ рамках расследования уголовного дела о коррупции в отношении арестованного в прошлом году главы республики Коми СКР возбудил второе дело, по которому предъявлены обвинения бывшим руководителям компании «Т-Плюс» Евгению Ольховику (руководил с 2010 по 2012 гг.) и Борису Вайнзихеру (занимал должность главы до ареста).

Кроме того, фигурантом дела стал и Михаил Слободин, который стоял во главе «КЭС-холдинга» до 2010 года. В связи с предъявленными обвинениями он принял решение покинуть пост генерального директора компании «ВымпелКом». Сам Слободин находится за границей, в связи с чем объявлен в федеральный розыск.

Дело «Реновы» по своей значимости уже сейчас можно поставить в один ряд с «делом ЮКОСа», а также арестом в 2014 году Владимира Евтушенкова, после чего он согласился вернуть компанию «Башнефть» в госсобственность. Однако в отличие от первого процесса, где политическая составляющая определяла ход расследования, в нынешней ситуации речь идёт об использовании политических инструментов для решения скорее хозяйственных задач, пусть и имеющих политическое значение.

В центре нынешнего конфликта – положение Воркутинских ТЭЦ (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), пребывающих на протяжении многих лет в кризисе. Энергетические активы в Коми «Ренова» купила в 2007 году в ходе реформы РАО «ЕЭС России». Тогда «Коми генерирующая компания» вошла наряду с пермской и свердловской генерацией в ТГК-9. По данным «Коммерсанта», обвинения в адрес экс-топ-менеджеров «КЭС-холдинга» и «Т-Плюс» связаны по большей части с периодом до 2008 года. В то же время арестованный губернатор Вячеслав Гайзер пришёл в руководство только в 2010 году, ранее во главе республики стоял Владимир Торлопов. Кстати, Слободин был как раз советником Торлопова до 2003 года, после чего и перешёл в «Ренову», занимая высокие позиции в различных ее структурах.

Покупка энергоактивов оказалась убыточным вложением: из-за кризиса 2008 года инвестиционные программы были заморожены, а положение предприятий усугублялось нарастающим кризисом неплатежей. С резкой критикой энергетиков Владимир Путин, будучи премьером, выступал еще в феврале 2010 года. Тогда, назвав поименно Михаила Прохорова, Владимира Потанина и Виктора Вексельберга, он обвинил инвесторов в нежелании реализовывать инвестиционные программы. ТГК-2, ТГК-4 (50% принадлежит группе ОНЭКСИМ), ОГК-3 и «КЭС-Холдинг» «не сделали всего необходимого и всего, на что они подряжались, получая государственные деньги», говорил Путин. Годом ранее министр энергетики Сергей Шматко грозился найти «более состоятельных инвесторов», если не будут продвигаться инвестиционные программы. Наблюдатели тогда говорили о крупных амбициях в отрасли Игоря Сечина, также скупавшего активы и искавшего возможности для новых вложений. Сегодня рыночная капитализация «Т-Плюс» составляет всего $343 млн., а на долю «Реновы» (65%) приходится $223 млн. Это в двенадцать раз меньше тех $2,7 млрд., которые были потрачены на покупки во время реформы РАО ЕЭС, писал «Forbes». Задолженность Воркутинской ТЭЦ составляет 6,2 млрд. руб., из которых 5,5 млрд. приходится на компанию «Тепловые сети Воркуты», глава которой в марте этого года был осужден за вывод средств в оффшоры.

Отношения руководства «Т-Плюс» и региональных властей периода Гайзера тоже не были простыми: именно от государства зависел уровень тарифов на тепло. СКР считает, что тарифы были завышенными: и именно за это подозреваемые якобы и платили взятки. Наталья Порохова из АКРА заявила «Коммерсанту», что по состоянию на июнь 2016 года, по данным Росстата, тарифы на тепло в Республике Коми были на 2,2% ниже, чем в среднем по России, на 7,7% — чем в среднем в СЗФО. Еще одной проблемой были неплатежи: компания пыталась убедить власти воздействовать на нарушителей, однако никаких действий не предпринималось.

В конце 2015 – начале 2016 гг. «Ренова» начала обсуждать вопрос о продаже актива. Именно тогда обострился кризис с обеспечением тепла в республике Коми. Как писал новый глава региона Сергей Гапликов Владимиру Путину, в осенне-зимний период 2015-2016 гг. сложилась критическая ситуация с тепло- и энергоснабжением Воркуты и близлежащих поселков. Рост аварийности по итогам 2015 г. составил 142%, за первые полгода 2016 г. – 133%, указывал он. Это ставит под угрозу надёжное прохождение осенне-зимнего периода 2016-2017 гг., обращал внимания глава Коми. Ситуацию осложнял и тот факт, что износ оборудования на Воркутинских ТЭЦ вел к регулярным крупным авариям, что провоцировало сбои с отоплением.

В конце апреля совет директоров «Т-Плюс» принял решение продать Воркутинские ТЭЦ. Вероятно, именно это и вызвало мощную негативную политическую реакцию как региональных, так и федеральных властей. Становилось понятно, что крупный инвестор, взявшийся за актив в 2007 году, намерен выйти из игры, найти же нового для властей сейчас ещё сложнее.

Началась быстрая политизация ситуации. Проблемы аварийности Воркутинских ТЭЦ сначала обсуждали на уровне Минэнерго, затем совещания проводил Аркадий Дворкович. Общественный резонанс проблема получила после встречи Владимира Путина с Гапликовым в августе: тогда президент резко раскритиковал собственников ТЭЦ за «разгильдяйство и жульничество». Тогда же он заявил, что не позволит продать компанию. Дворкович после поручения Путина проверить ситуацию предлагал перевести ТЭЦ на газ. Однако это может вызвать резкое недовольство «Северстали», чья «Воркутауголь» поставляет уголь на Воркутинские ТЭЦ. «Т-Плюс» регулярно обвиняла «Северсталь» в установлении завышенных цен. В своем письме президенту Дворкович также указывал, что критическое положение компании связано с необходимостью отапливать пустующий жилой фонд.

Получается, что в основе проблемы – системный кризис, где каждая из сторон-участниц имеет свои доводы и аргументы. Государство считает, что инвестор ведет себя недобросовестно, не понимает всей полноты социально-политической ответственности, не прилагает усилия для модернизации активов. К тому же в глазах Путина Виктор Вексельберг – не самый бедствующий «олигарх». Как раз недавно появилась информация о его намерении выкупить долю группы ОНЭКСИМ в «Русале»: 17% акций могут быть куплены за сумму чуть менее $1 млрд. С точки зрения же «Реновы», «Воркутинские ТЭЦ» – убыточный актив, инвестированние в который экономически лишено смысла из-за системного кризиса неплатежей, спорной схемы тарифообразования.

Однако бизнес-задача, остро волнующая и инвестора, и государство, при этом приобретает выраженный политический контекст, влияющий на возможности цивилизованно и рационально подходить к ее решению. Во-первых, это преследование Вячеслава Гайзера, что становится для Кремля образцовым антикоррупционным делом, имеющем, как и многие другие громкие уголовные дела последнего года, веерный характер. Это связывают с экспансией «силовиков», но особенно спецслужб, в частности Управления собственной безопасности ФСБ. Именно ФСБ проводила все обыски в «Т-Плюс» и курировала ведение уголовных дел. Возникает проблема гипертрофированного влияния ФСБ и использования силовых методов для решения бизнес-задач.

В данном случае СКР утверждает, что речь идет о взятке руководству республики Коми. Однако на сегодня пока нет никакой подтверждающей информации, фактов или данных, указывающих на подтверждение этого. Показательно, что источник Forbes заявил, что Гайзер начал давать показания против топ-менеджеров «Т-Плюс», что тут же было опровергнуто его адвокатом. Защитник бывшего губернатора подчеркнул, что Гайзера не допрашивали несколько месяцев. Собеседники Forbes утверждали, что бывший руководитель Коми якобы рассчитывает на сокращения срока наказания до 15 лет, тогда как предъявленные обвинения грозят ему пожизненным сроком. Ранее два источника, близкие к расследованию дела Гайзера, рассказали РБК, что следствие переквалифицировало одну из статей обвинения экс-главе Коми с мошенничества на более тяжкий состав — получение взятки в особо крупном размере (ч.6 ст.290 УК). Эту информацию РБК подтвердил и адвокат обвиняемого.

Вероятно, речь идёт о банальной попытке оказать давление на подозреваемых и склонить их к сделке со следствием, что и должно помочь в сборе доказательной базы.

Во-вторых, в сентябре предстоят выборы, в том числе и главы республики Коми: активность в решении одной из самых сложных проблем региона может пойти ему в зачет. Кроме того, приближается зима, социальная острота кризиса будет ощущаться крайне серьёзно. Наконец, будущий год предшествует президентской кампании 2018 года, и стремление власти радикально подойти к разрешению проблемы тоже основано на страхах перед ухудшением социальной обстановки в стране.

Наконец, в-третьих, снова актуализируется и одна из самых сложных для путинской России тем – тема отношений власти и крупного бизнеса. Михаил Слободин – один из самых востребованных топ-менеджеров России, возглавивший «ВымпелКом» в 2013 году, сразу после продажи ТНК-BP «Роснефти». Это менеджер, более 13 лет работавший на ключевых позициях в компаниях Вексельберга. Арестованный Ольховик – также очень близкий к Вексельбергу персонаж, с которым тот начинал свой бизнес еще в конце 80-х. Кроме того, он является владельцем 5% «Реновы».

Таким образом, удар нанесен по ключевым фигурам, лично значимым для Виктора Вексельберга и Михаила Фридмана и их бизнеса. Отсюда неизбежно и возникают вопросы, не имеет ли нынешние события своей конечной целью удар именно по этим бизнесменам? При этом и Вексельберг, и Фридман – не просто одни из богатейших предпринимателей страны, но и бизнесмены из 90-х годов. Они прекрасно понимают политические правила игры и ведут себя осторожно, но в бизнесе нередко действуют жестко и размашисто, в своей привычной стилистике. Фридман и Вексельберг были партнерами по ТНК – компании, которая в свое время заблокировала сделку по созданию СП «Роснефти» и BP (правда, актив затем все равно был куплен «Роснефтью»). Фридмана также подозревали, как минимум, в симпатиях, а, как максимум, в финансировании Алексея Навального и его ФБК. Сейчас «охранители» критикуют его за инвестиции в американские активы (после продажи доли в ТНК-BP он создал компанию Lettre1, которая занимается инвестициями за рубежом). Впрочем, сам Слободин сразу покинул свой пост, а затем был выведен из наблюдательного совета «Альфа-групп».

Ход развития событий вокруг уголовного дела, затрагивающего «Т-Плюс» и бывшего губернатора Коми указывает на формирование новых правил игры, при которых вопросы, связанные с безопасностью (а это может трактоваться в самом широком смысле, начиная с бесперебойных поставок тепла в дома и заканчивая защитой национальных интересов) в государственной политике возводятся в безусловный приоритет, который обеспечивается буквально любыми доступными средствами. Профессионально ответственные за безопасность органы, прежде всего, ФСБ, получают в такой ситуации более широкие практические возможности в реализации своих задач, а альянс одних политических групп с силовиками против конкурентов приводит к появлению веерных уголовных дел. В реализации таких дел при этом нет особенных институциональных барьеров: ни масштаб бизнеса, ни значимость последствий с точки зрения инвестиционного климата особенно не учитываются. Некогда значимая для режима ценность – минимизация внутренних конфликтов – замещается, напротив, экспансией через наращивание числа таких конфликтов. Вероятно, это и есть зона кризисной турбулентности, в которую попала страна, что связано с сокращением ресурсов, износом властной конструкции и снижением эффективности коммуникации между обществом и властью.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net