Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

14.09.2016 | Антон Евстратов

Ахмадинежад может вернуться на пост президента Ирана?

Махмуд АхмадинежадЗаключение ядерного соглашения и снятие с Ирана международных санкций должно было стать громкой победой президента Хасана Роухани, обеспечив ему максимально возможный рейтинг и железобетонные шансы на следующих выборах. Однако, несмотря на дипломатические успехи, на деле ситуация не так проста – американцы препятствуют окончательной разморозке иранских активов в своих банках, оговоренной в ядерной сделке.

В результате Исламская Республика не может заключать крупные международные контракты, необходимые для развития ее экономики и поднятия столь сильно упавшего с 2012 года уровня жизни населения. Более того, ИРИ продолжает пребывать в очерченной Госдепом США «оси зла» как «спонсор терроризма», что также мешает ряду западных инвесторов вкладывать средства в те или иные отрасли иранской экономики. Между тем, именно инвестиции жизненно необходимы Тегерану для модернизации промышленности и инфраструктуры. На данный момент ряд банков просто не готов финансировать новые сделки.

Всё это не может не вызывать недовольство иранцев, которое все более растет. Если правительству Хасана Роухани, обещавшего народу повышение уровня жизни за счет улучшения отношений с Западом, не удастся добиться конкретных результатов, все его успехи в дипломатической плоскости пойдут прахом. Более того, потепление с Соединенными Штатами и другими государствами, традиционно воспринимаемыми в Иране как «вражеские», может сыграть Роухани в минус. В случае неудачной экономической политики противникам президента ничего не будет стоить представить его не только как неэффективного руководителя, допустившего ошибку в своей генеральной линии, но и как предателя, отступника от идеалов Исламской Революции и ее лидера аятоллы Хомейни. Подобная мысль уже не раз звучала в высказываниях человека, который вскоре может стать самым опасным оппонентом действующего главы правительства – бывшего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

Ахмадинежад, после ухода с президентского поста, серии коррупционных скандалов, суда, на который он не явился, и двухлетнего молчания, возвращается в большую политику. Делает он это в привычной для себя манере – с популистскими лозунгами, яркими выступлениями, бескомпромиссными нападками на противников и, конечно, антизападной риторикой. Так, в день памяти погибших в ирано-иракской войне, когда президент Хасан Роухани находился на курорте, Ахмадинежад выступал перед своими сторонниками на траурном мероприятии в Джирофте. Собравшиеся скандировали: «Лозунг каждого – Ахмадинежад возвращается!» и радостно внимали критическим речам своего кумира.

Интересно, что по итогам этого собрания сайт Basij News, один из рупоров Корпуса стражей Исламской Революции, разразился похвалами в адрес Махмуда Ахмадинежада и позволил себе поинтересоваться, почему Роухани не проявил того же уважения к жертвам войны. Очевидно, что у бывшего главы правительства до сих пор имеется достаточно серьезная поддержка в рядах КСИР и консервативной политической элиты. Эти люди не только поддерживают Ахмадинежада, но и готовы вступить в прямую конфронтацию с президентом Роухани. Так, бывший депутат-реформист Али Тажерния в недавнем интервью газете Arman-e-Emrouz заявил о том, что группа влиятельных членов властных структур направила действующему главе правительства послание с предложением не идти на второй срок.

Не забыл бывший президент и о своем извечном раздражителе – Соединенных Штатах. «Я говорю: почему вы начали военную кампанию в Ираке и Афганистане и убили миллион человек? Они отвечают, что хотели принести туда свободу. Но демократия означает право людей выбирать свою собственную свободу, а они убивают за свободу людей, да еще и поздравляют себя с этим!», – бичевал американцев Ахмадинежад в Джирофте. Его речь, как видим, кардинально отличается от умеренной риторики Роухани, однако вполне соответствует высказываниям командования Корпуса стражей Исламской Революции и некоторых наиболее радикальных клириков. Иногда нечто подобное звучит и из уст Верховного лидера ИРИ Али Хаменеи.

Очевидно, что социальная база для ретрансляторов подобной риторики – никак не хипстеры и интеллигенты иранских мегаполисов, где консерваторы даже на недавних парламентских выборах потерпели серьезное поражение. Избиратель Ахмадинежада – это житель маленького городка или деревни, который мало того, что религиозен, не любит Запад и ждет сильной руки, но и помнит прошлое президентство, в период которого малоимущие крестьяне получали регулярные субсидии. В то же время падение риала, экономическая блокада, отрицательные показатели экономического роста (-6%), разгул коррупции, причиной которых стала политика Ахмадинежада, с его именем таким избирателем не связывается, а популистская риторика бывшего президента испытанно уводила его недовольство в Вашингтон или Тель-Авив, не давая сфокусироваться на Тегеране.

Этот избиратель и ранее не слишком тепло принимал Хасана Роухани с его умеренностью и попытками «помириться» с Западом, а, не дождавшись обещанного улучшения жизни, обязательно вспомнит про Ахмадинежада. Интересно, что и интеллигенция крупных городов, голосовавшая за Роухани, вполне может переметнуться на другую сторону: ведь обещая более пристальное соблюдение прав, освобождение политических заключенных, свободу слова и многое другое, президент не выполнил большинство из сказанного. Видные деятели оппозиции Мехди Карруби, Захра Рахнаванд и, конечно, Мир Хоссейн Мусави – до сих пор под домашним арестом, на публичную активность признанного лидера иранских реформистов Мохаммада Хатами наложено негласное вето, а тюрьма Эвин по-прежнему пополняется заключенными, о чем неустанно отчитываются международные правозащитные организации. Вне сомнения, в целом иранская либеральная интеллигенция считает Роухани гораздо меньшим злом по сравнению с буквально задушившем выступления 2009 года Ахмадинежадом, но нынешнего президента просто может поддержать несколько меньшее число его прежних избирателей, чего, при некоторых раскладах, хватит бывшему.

Конечно, победа и даже само участие Махмуда Ахмадинежада в выборах 2017 года пока – не более чем писание вилами по воде, ведь бывший президент нажил себе врагов не только в лагере реформистов. Целый ряд консерваторов не готов поддержать его ни при каких обстоятельствах. Самым сильным деятелем из них является спикер Меджлиса Али Лариджани. «Для иранцев сама мысль о том, что человек, уже имевший два неудачных в плане исполнения своих служебных обязанностей срока, будет баллотироваться в президенты, неприемлема», - заявил как-то этот политик. Да и Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи, полностью поддерживавший Ахмадинежада в его первый срок, с 2009 года сильно охладел к президенту. В 2011 году между Хаменеи и Ахмадинежадом произошел резонансный конфликт: президент 10 дней не появлялся на заседаниях своего кабинета министров, протестуя против восстановления в должности уволенного им ранее министра разведки.

Козырной картой Роухани в борьбе с Ахмадинежадом может стать и коррумпированность администрации последнего, вызвавшая целый ряд уголовных дел. В суд в 2013 году, как упоминалось выше, вызывался и сам экс-президент, который, однако, на разбирательство не явился. Это дело до сих пор довлеет над Махмудом Ахмадинежадом и привлекает всеобщее внимание. Так, умеренный консерватор из Меджлиса ИРИ Али Моттахари отметил, что бывший президент сначала должен быть судим, а уже потом представлять свою кандидатуру на каких-либо выборах. В марте в Иране был приговорен к смерти бизнесмен, связанный, согласно версии обвинения, с правительством Ахмадинежада в период его президентства. Дела о коррупции всегда привлекают к себе внимание и сказываются на популярности политиков.

И тем не менее, появиться на политическом горизонте Исламской Республики Махмуду Ахмадинежаду вполне по силам. По иронии судьбы или собственной недальновидности, Запад, в частности, США, в целом поддерживая умеренных, реформистских политиков в Иране, но блокируя достигнутые ими дипломатические успехи, препятствуя снятию некоторых санкций, разморозке активов и инвестированию в иранскую экономику, мешают им. Не способные достигнуть решительных успехов в социально-экономической плоскости, Хасан Роухани и его правительство окажутся легкой мишенью для консерваторов, сторонников конфронтации и жесткого противостояния с Западом. Придет ли в президентское кресло Ахмадинежад или другой политик подобного толка – не принципиально важно. Очевидно в этом случае лишь то, что у КСИР и связанных с ним радикальных клириков не будет даже формального противовеса, и уже подзабытая было риторика об отрицании Холокоста, войне с Израилем и США окажется вновь актуальной.

Антон Евстратов – эксперт-иранист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net