Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
29.09.2016 | Антон Евстратов
Недоверие в сирийском небе: перспективы введения бесполетной зоны
Успехи сирийских вооруженных сил и российских ВКС под Алеппо в последнее время сопровождаются негативной реакцией Соединенных Штатов. Так, госсекретарь США Джон Керри призвал Россию и официальный Дамаск воздержаться от полетов над зоной боевых действий, мотивируя это стремлением восстановить доверие к мерам урегулирования сирийского кризиса. Фактически это – очередное прощупывание реальности создания над арабской республикой бесполетной зоны.
Инициатива Керри была немедленно раскритикована Ираном. В ходе проведения 71-й сессии Генасамблеи ООН, президент Исламской Республики Хасан Роухани дал интервью каналу NBС, в котором заявил: «Создание бесполетной зоны принесет пользу террористам, у которых есть все, кроме авиации. У них есть минометы, танки, ракеты и бронетранспортеры. У них есть пушки и артиллерийские батареи, но нет боевых самолетов. Создание бесполетной зоны не является правильным шагом. Это опрометчивое предложение».
С военной точки зрения с президентом трудно не согласиться – ведь, действительно, до появления в сирийском небе российской авиации дела у войск Башара Асада шли из рук вон плохо. Фактически, именно российские ВКС сделали возможным переход стратегической инициативы в руки официального Дамаска, освобождение ряда городов – в т.ч. Пальмиру, почти полного очищения от боевиков Джабхат ан-Нусра провинции Латакия, значительные успехи в провинциях Хама и Идлиб. Только благодаря поддержке авиации (как боевой, так и транспортной, доставляющей в город все необходимое) держится окруженный боевиками Дейр аз-Зор. Что касается сирийской авиации, то это – один из немногих родов войск, сохранивших в условиях типичного для гражданской войны развала армии относительно высокую боеспособность.
Однако почему столь резкая критика идеи создания бесполетной зоны прозвучала именно из уст главы иранского правительства? Дело в том, что Иран, наряду с Россией – важнейший союзник сирийского правительства. Именно действия Исламской Республики – кредитование официального Дамаска (а, фактически, его субсидирование), направление военных советников в армию Сирии, обеспечение подготовки сирийского спецназа и организации на территории страны интернациональной шиитской милиции. Части движения «Хезболлы», ставшие настоящей грозой салафитского интернационала Сирии, также контролируются Исламской Республикой.
Более того, основным координатором иранской военной активности в Сирии является ни кто иной, как генерал-майор Касем Сулеймани, командующий бригадой Аль-Кодс, специального подразделения в структуре Корпуса стражей Исламской Революции, специализирующегося на зарубежных операциях. По некоторым данным именно Сулеймани осенью 2015 года убедил российское военно-политическое руководство начать авиаудары в Сирии. Ранее именно этот генерал остановил наступление ИГ в Ираке – под Тикритом. Иранские военные советники, контролируемые Сулеймани, не только консультируют сирийскую армию, но и участвуют в формировании новых подразделений. Так, в операции по спасению штурмана российского Су-24 Константина Мурахтина, участвовало сирийское подразделение специального назначения, подготовленное под руководством Сулеймани. Более того, последний лично координировал проведение операции.
Общее количество иранских военных советников в Сирии невозможно посчитать, но очевидно, что они исчисляются тысячами. В этой связи беспокойство Роухани понятно – приостановка российско-сирийских авиаударов по позициям боевиков многократно увеличит поток гробов в Иран. Учитывая не слишком удачное пока использование последствий недавно заключенного ядерного соглашения и грядущие президентские выборы 2017 года, Роухани, помимо чисто альтруистчиеских и патриотических моментов, совершенно не выгодно увеличивать потери иранских войск. Тем более, учитывая противостояние президента-реформатора и напрямую связанного с Верховным Лидером командования КСИР, убитые бойцы и офицеры Корпуса ему совершенно не к чему.
Интересно, что изначально идея введения бесполетной зоны над Сирией принадлежит президенту Турции Реджепу Тейипу Эрдогану. Однако, после потепления отношений с РФ и тем более – введения турецких войск в северо-восточные районы арабской республики, Анкара отказалась от данной инициативы. Для турок и их союзников в этом контексте возможно было бы поставить боевикам оппозиционных Башару Асаду группировок ПЗРК в достаточном количестве. Тем более, что сейчас, в условиях совместных действий турецких войск и оппозиционной сирийской свободной армии, это было с легкостью осуществимо технически.
Здесь очевидно сказываются разногласия между Вашингтоном и Анкарой. К слову, если Керри говорит о необходимости приостановки авиаударов - он имеет в виду ущерб от оных сирийской «умеренной оппозиции» - ССА и ряда других группировок, по большей части – протурецких. Роухани же, равно как и Башар Асад, не отделяет радикальную оппозицию от умеренной, считая необходимым бороться с теми и с другими.
Очевидно, что на данный момент Иран заинтересован в status quo в плане использования вооружений на территории Сирии. Данная ситуация дает возможность сирийской арабской армии при поддержке РФ и ИРИ успешно наступать. Победа в Алеппо в краткосрочной перспективе невозможна без поддержки российской авиации, и остановка полетов последней стало бы серьезным ударом по интересам союзников Башара Асада. В условиях призрачной грани между умеренной и радикальной оппозицией, предложение Керри вряд ли могло бы быть принято не только Дамаском и Тегераном, но и Россией, которая, несмотря на разность интересов в Сирии, пока еще называется Западом партнером в урегулировании.
Антон Евстратов – эксперт-иранист
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.