Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.11.2016 | Татьяна Становая
Закон о «российской нации» - шаг в сторону государственной идеологии?
31 октября Владимир Путин провёл в Астрахани заседание Совета по межнациональным отношениям. Встреча была посвящена актуальным вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики России. По итогам обсуждения президент поддержал предложение принять закон о «российской нации».
Выступление президента России на заседании Совета было относительно рутинным: Путин говорил об опасностях «размывания традиционных ценностей» и разжигания межнациональных конфликтов в России. Глава государства предложил уделить повышенное внимание подготовке профессионалов, занимающихся межнациональными отношениями, повысить эффективность координации органов власти на всех уровнях, поддерживать профильные НКО. Путин также призвал уделить внимание развитию законодательства в области государственной национальной политики, в том числе теме социальной и культурной адаптации мигрантов.
На заседании выступил глава агентства по делам национальностей Игорь Баринов, который подвёл итоги своей работы, а также рассказал, в частности, об эффективном взаимодействии с молодежным форумом «Территория смыслов» (площадка, созданная при участии Вячеслава Володина). Однако по мере его выступления уже становилось ясным, что предмет встречи - «межнациональные отношения» - постепенно замещается иным понятием - «формирование российской нации». Со слов Баринова следовало, что речь идет о «развитии системы общественно-государственного партнёрства», формирования «общей культуры и общих ценностей россиян», проведении «комплекса мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации».
Вопросы межнациональных отношений затрагивались скорее в контексте запроса на расширение полномочий и финансирования агентства и его программ. Баринов указывал на недостаток полномочий в реализации языковой политики, необходимость поддержки в продвижении профессионального стандарта «специалист в области межнациональных и межрелигиозных отношений», а также просил оказать содействие в запуске системы мониторинга интернета на предмет «обсуждения и освещения резонансных событий».
Отметим, что поручение правительству представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей Путин дал в апреле 2015 года. Тогда же в соответствующем Указе говорилось, что одним из направлений работы агентства должно стать «осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Агентство было создано, однако его реальные полномочия по вопросам межнациональных отношений рассредоточены по различным ведомствам: это и региональные министерства, и администрация президента, и ФСО-ФСБ, которые занимаются вопросами мониторинга локальных конфликтов. В АП департамент по нацполитике во главе с Татьяной Вагиной непосредственно входит в структуру управления внутренней политики (УВП), курирует блок в качестве замглавы УВП выходец из ФСБ Михаил Белоусов.
При этом появление агентства стало своего рода внутриэлитным компромиссом: ранее звучали идеи восстановить Министерство по делам национальностей, но категорически против этого выступал Дмитрий Медведев, негативно высказывался и вице-премьер Дмитрий Козак. В середине 2012 года Путин подписал указ о создании президентского совета по межнациональным отношениям, о чем еще как кандидат на пост президента говорил в одной из своих предвыборных статей. Речь шла о попытке скоординировать политику органов власти в области межнациональной политики, в то время как основные функции в этой сфере были закреплены за министерством регионального развития. В декабре 2013 года было объявлено о создании Центр мониторинга межнациональных отношений при президенте, который бы занимался контролем за исполнением федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014–2020 годы». Инициатива создания такого центра принадлежала ОНФ, который, однако, так и не обеспечил его работоспособность. После того, как министерство регионального развития было ликвидировано (в сентябре 2014 года), частично функции межнациональной политики были переданы министерству культуры. В ноябре 2014 года глава Минкульта Владимир Мединский вернулся к идее создания мониторингового центра межнациональных отношений. В качестве альтернативы он предложил «переориентацию» существующих подразделений Министерства культуры. Сейчас же мониторинговый центр создается уже при новом агентстве.
Главой агентства стал депутат Госдумы четвертого, пятого и шестого созывов, полковник ФСБ в отставке Игорь Баринов. В 1993-2003 годах он проходил службу в органах ФСБ (последняя должность — командир регионального подразделения группы «Альфа»), участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской республики. Сейчас агентство курируется заместителем руководителя АП по межнациональным отношениям, бывшим главой Дагестана Магомедсалам Магомедовым. Последний весной этого года говорил о необходимости повысить статус агентства до уровня министерства.
Магомедов является ответственным секретарем президентского Совета по межнациональным отношениям, Путин - председателем. У президента до недавнего времени было два заместителя - Вячеслав Володин как первый замглавы АП и Александр Хлопонин как представитель правительства. Первого сменил после прихода в Кремль Сергей Кириенко. При этом источники «Коммерсанта» в середине октября говорили, что перемены ожидаются «довольно объемными», не только замена Володина на Кириенко, но и смена представителей от Минобрнауки в связи с назначением нового министра, введение представителей МВД и т. д.». Источники «Коммерсанта», близкие к АП, говорили о том, что «Кириенко с особым вниманием приглядывается к старым кадрам, бывшим приближенным к Володину». Собеседники издания называли главу Агентства по делам национальностей (ФАДН) Игоря Баринова человеком, связанным с Вячеславом Володиным. При этом они полагают, что в сфере межнациональных отношений резких перемен в связи с уходом Володина из Кремля не будет. Во всяком случае ФАДН «дадут поработать и запустить систему мониторинга межнацотношений».
На этом фоне и прошло заседание Совета, где наблюдался процесс трансформации понимания «нация» с этнокультурного смысла на политико-идеологический. Выступавшая на заседании после Баринова профессор Леокадия Дробижева рассказала, что идентичность «российской нации» должна строиться не как этнокультурная общность, а на основе политического «чувства принадлежности к российскому государству, народу…». Она предложила выращивать «гражданскую нацию», которая объединена ощущениями Родины, веры, государства. «Это присоединение к чему‑то очень большому и сильному.», - говорила она, цитируя определения «гражданской нации», которые давались в разных регионах при исследовании проблемы.
Главным же событием заседания стало предложение заведующего кафедрой национальных и федеративных отношений РАНХиГС Вячеслава Михайлова принять специальный закон о «российской нации». «Семидесятивосьмилетний Михайлов погружен в тему давно: в советское время он защитил докторскую диссертацию на тему «Деятельность КПСС по формированию и углублению интернационалистского сознания трудящихся западных областей Украины», а в 1990-е был министром РФ по делам национальностей и федеративным отношениям», - писал «Слон», предваряя интервью с Михайловым. В нем ученый весьма позитивно высказался об опыте формирования в СССР «советской нации»: «тренд был правильный. Задача была даже более простой, потому что «российская нация» – на слух как будто «русские», и это многих пугает. А там был «советский народ» – вообще нейтральное слово. Это была очень хорошая линия, была фактически гражданская нация», - говорил он, признав, однако, что все эти попытки закончились провалом. «Когда Горбачев немножко допустил демократии, гласности и прочего, жить начали получше и холодная война ослабла, национальная интеллигенция начала беспокоиться о том, что через «советский народ» идет ассимиляция. Вожжи были отпущены, начал разрастаться этнический национализм. И наступил провал. А до этого действительно формировалась советская нация, был советский патриотизм», - сказал автор идеи закона о «российской нации».
В публичном пространстве идея принятия соответствующего закона вызвала устойчивые ассоциации именно с советским прошлым. Вероятно, катализаторами продвижения инициативы стало сразу несколько факторов, которые носят аппаратный, политический и выраженный конъюнктурный характер.
Во-первых, сторонники идеи активной национальной политики в последние два года получили в свои руки несколько весомых, в глазах Кремля, аргументов для наращивания своей деятельности. Прежде всего, это появление проблемы мигрантов, причем проблемы крайне многогранной, имеющей как внутриполитический, так и внешнеполитический смысл. С началом войны в Украине усилился поток украинских беженцев, вмешательство России в сирийский конфликт привело к обострению вопросов межрелигиозных отношений на Северном Кавказе. Наконец, Москва крайне активно играет на теме провала политики мультикультуризма Европы, используя «мигрантский кризис» в ЕС как доказательство деградации европейской цивилизации. Появился спрос на условную российскую альтернативу межнациональной политики.
Во-вторых, в условиях резкого обострения отношений России с Западом появился мощнейший политический спрос на политическую консолидацию населения вокруг власти. Эффект от возвращения Крыма, сыгравший в этом смысле гигантскую роль, постепенно ослабевает и будет ослабевать дальше. Власть, ощущая эти риски, нуждается в сохранении высокого уровня «политической мобилизации», и появление нынешней инициативы – это своего рода попытка этот спрос удовлетворить.
В-третьих, созданная институциональная конструкция управления межнациональными отношениями выглядит незавершенной и рыхлой – в нее входят президентский совет, специально назначенный заместитель главы АП Магомедов, куратор в правительстве Хлопонин, а также Кириенко. Формирование «гражданской нации» - это по большому счету вопросы патриотического воспитания, создания гражданской инфраструктуры (НКО), распределения грантов, содержательного наполнения информационной политики центральных СМИ, влияния на региональную политику и т.д. В таких условиях появление инициативы о специальном законе о «российской нации» - заявка агентства по делам национальностей на получение, закрепление за собой, особой квоты и в вопросах внутренней политики. Формирование российской нации ставится на одну доску с патриотическим воспитанием. Входящий в состав президентского совета атаман реестрового «Всевеликого войска Донского», экс-депутат Госдумы Виктор Водолацкий сообщил президенту, что патриотизм – это и есть национальная идея. Он доложил, что проект закона «о патриотическом воспитании граждан России» на следующей неделе будет передан «для экспертного заключения» министру образования Ольге Васильевой.
Инициативу разработки закона о «российской нации» можно рассматривать как ответ на неформальный запрос власти, оказавшейся, начиная с 2014 года, в новой геополитической реальности. «Российская нация» может использоваться как инструмент формования пропутинской, государственнической идентичности (особенно когда значительная часть элиты отождествляет поддержку государства с поддержкой Путина). В то же время происходит формирование системы распределения ресурсов для контроля и регулирования, которые могут быть использованы как для урегулирования межнациональных или межрелигиозных конфликтов, так и для борьбы с очагами политического несогласия.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.