Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
14.11.2016 | Максим Артемьев
Молдова на перепутье: итоги второго тура
Явка во втором туре президентских выборов в Молдове превысила показатели первого тура. Это свидетельствует об интересе, который проявили жители республики к тому, кто займет должность главы государства. Молдова - формально парламентская республика, однако в реальности ее правильнее назвать парламентско-президентской. Сам факт нынешнего всенародного избрания президента это подтверждает.
Все президенты Молдовы за историю ее независимости являлись ключевыми политическими игроками. А при условии доминирования собственной политической силы в парламенте – как это было при лидере коммунистов Владимире Воронине, - президент может стать полностью доминирующим.
Однако после того, как в 2009 году парламент не смог избрать президента, и его должность исполняли спикеры, значение поста резко снизилось, и инициатива перешла в руки премьера. В 2012 удалось, наконец, выбрать компромиссную фигуру – Николае Тимофти, бывшего судью, который в отличие от предшественников, стал откровенно слабой фигурой, хотя и смог заблокировать назначение Влада Плахотнюка главой правительства в январе 2016 года.
Затем последовало решение Конституционного суда, вернувшего прямые выборы президента (с 2000 года его избирал парламент). Этот шаг высшего судебного органа был явно политически мотивирован, поскольку в противном случае Молдову могли опять ожидать затяжные выборы главы государства и страна бы погрузилась в очередной кризис власти. Точнее, он был бы дополнительно усугублен. С февраля 2015 по январь 2016 в Молдове сменилось четыре премьер-министра. Разразилось несколько громких политических скандалов, в результате которых бывший премьер и лидер одной из важнейших партий – Либерально-демократической, Влад Филат отправился за решетку. Старые политические партии фактически рухнули и, напротив, возникли новые политические движения.
На левом фланге в рядах компартии произошел раскол, из нее вышел Игорь Додон, основавший вместе с соратниками Партию социалистов Республики Молдова. На выборах в ноябре 2014 года социалисты получили больше всего голосов избирателей, однако не смогли сформировать свое правительство, поскольку остальные силы фактически объединились против них. Другой, популистской, альтернативой для левого и ориентированного на Россию избирателя стала партия бизнесмена Ренато Усатого «Наша партия», которую в последнюю парламентскую кампанию не допустили до выборов, но которая смогла отыграться на последующих муниципальных, а ее лидер стал мэром второго по значению города – Бельцы.
На правом фланге возникла сильная партия Андрея Нэстасе «Достоинство и правда». Нэстасе руководил шумными антиправительственными протестами 2015 года. Можно сказать, что после выборов 2014 года произошел полный обвал политических элит Молдовы, и выборы президента должны были показать нынешнюю расстановку сил в условиях очевидного запроса на перезагрузку и обновление политической системы.
Избирательная кампания предстала борьбой двух ориентаций Молдовы – проевропейской и пророссийской. За представительство первой развернулась борьба в национал-либеральном лагере, которую в конечном счете выиграла Майя Санду. Вторую, в условиях бойкота коммунистами выборов, олицетворял Игорь Додон. Практически все участники выборов также поднимали тему борьбу с коррупцией (у всех в памяти свеж скандал прошлого года о хищении около миллиарда долларов из трех банков) и влияния олигархического капитала на политику, олицетворением чего выступал зампред Демпартии Влад Плахотнюк, которому приписывается тотальное влияние на политический процесс в Молдове, и то, что он из-за кулис управляет нынешним правительством.
После семи лет пребывания проевропейских сил у власти идея европейской интеграции сильно дискредитирована в глазах избирателей. Те, кто позиционировали себя как либералы западного образца, оказались замешанными в чудовищной коррупции и невыполнении своих обещаний. Поэтому идея дальнейшего сближения с Европой (и Румынией) сегодня не является для населения страны приоритетной и столь же заманчивой как семь лет назад. При этом надо отметить, что ни Санду, ни Додон не предлагают жестко односторонней ориентации и формально придерживаются многоаспектной политики, при которой сохраняются отношения как с Москвой, так и с Брюсселем.
Майя Санду - относительно свежее лицо в молдавской политике. Она родилась в 1972 году. По образованию экономист, много лет проработала в этом качестве в госучреждениях и банковских организациях. Вершиной ее карьеры стало сотрудничество со Всемирным банком, в котором она служила в Вашингтоне советником исполнительного директора. Как беспартийный специалист Санду была приглашена в 2012 на пост министра образования, в каковом качестве и проработала три года. В условиях дискредитации прозападных политиков Молдовы и негативного популистского имиджа Нэстасе, она стала, по сути, единым кандидатом от либерального лагеря. Собственная ее партия «Действие и солидарность» малозначима.
Игорь Додон младше ее на три года, уже в раннем возрасте возглавлял биржи и регуляторы на рынке ценных бумаг, а после прихода к власти коммунистов получил высокие посты в правительстве, став в итоге министром экономики и одним из фаворитов Владимира Воронина. После проигрыша коммунистами выборов Додон оставался в их команде, уйдя с головой в политику. В 2011 он был выдвинут ими кандидатом на пост мэра Кишинева, но неожиданно проиграл, недобрав долей процента. После этого его отношения с Ворониным стали резко ухудшаться, и Додон в конце года вышел из компартии уведя за собой ряд депутатов, и основав свою социалистическую партию. На парламентских выборах 2014 Додон получил ощутимую поддержку от Кремля, удостоившись приема у Владимира Путина. Как было отмечено в начале, выборы социалисты выиграли, но полученных мандатов не хватило для формирования кабинета. В 2015-2016 Додон активно сотрудничал с Р.Усатым и А.Нэстасе во время протестных акций против действующих правительств, но к моменту начал президентской кампании их пути разошлись. Нэстасе поддержал М.Санду, а Р.Усатый выдвинул от своей партии журналиста Д.Чубашенко. Кремль в этот раз не оказывал прямой поддержки Додону.
В итоге по итогам первого тура 30 октября голоса распределились следующим образом: у Додона – почти 48%, а у Санду почти 39%, что предопределило крайне напряженную борьбу во втором туре. Выборы привлекли к себе пристальное внимание, прежде всего соседей Молдовы, в связи со сложной геополитической ситуацией в регионе.
Додон сделал нашумевшее заявление о том, что Крым фактически принадлежит РФ, Киев в ответ отозвал посла для консультаций. Министры обороны Молдовы и Украины заявили со своей стороны, что прорабатывается план предоставления «зеленого коридора» для вывода российских войск из Приднестровья. Р.Усатый и его кандидат Чубашенко, получивший в первом туре 6%, в итоге высказались в поддержку кандидатуры Додона. Опосредовано его поддержало руководство Гагаузии – автономного региона на юге республики.
Большое значение в условиях жесткой конкуренции приобрела агитация в среде молдавской диаспоры, рассеянной по миру. По некоторым подсчетам, до миллиона молдаван проживает за пределами своего государства. Сторонники Санду агитировали за нее в Западной Европе, а соратники Додона – в России. То, какое внимание придавали кандидаты вопросам голосования в диаспоре, ярко показывает эмоциональная реакция Майи Санду на сообщения о нехватке избирательных бюллетеней в посольстве Молдовы в Лондоне – она потребовала отставки глав МИДа и ЦИКа.
В итоге победил Додон, получивший более 53% голосов избирателей. Теперь ему предстоит выполнять свои обещания, главными из которых являются роспуск парламента и федерализация Молдовы, а также налаживание конструктивных отношений с Россией и изгнание Плахотнюка из политики.
С учетом опыта президентства Владимира Воронина, можно предположить, что стратегическим партнером России Молдова не станет, но будет дистанцироваться от явно антироссийских инициатив. Вряд ли ему удастся и реализовать идею о федерализации страны для разрешения приднестровского конфликта – консенсуса на этот счет в обществе нет, а влиятельные силы - решительно против. Федерализация может стать яблоком раздора, а возвращению Приднестровья, где в декабре пройдут собственные президентские выборы, не поможет. Заметим, что при любом раскладе в Тирасполе, кто бы там ни стал президентом, ожидать существенных подвижек в разрешении конфликта не приходится.
Что касается роспуска парламента, то достичь этой цели более реально, но при достижении взаимопонимания со всеми ведущими политическими игроками. Нынешние партии, представленные в парламенте, боятся утратить свои фракции, тогда как влиятельные новички, не имеющие своих депутатов, напротив, заинтересованы в скорейшем попадании в него. Это может привести к заключению необычных альянсов со вчерашними конкурентами на выборах. С другой стороны, исход возможных досрочных выборов остается неясным – получат ли социалисты большинство (пусть даже в союзе с «Нашей партией», например, чей лидер Р.Усатый недавно был объявлен в уголовный розыск)? В этом случае Додон может не форсировать роспуск, а попытаться сформировать новое правительство на базе нынешних парламентских партий.
Максим Артемьев – журналист, политолог
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.