Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

08.12.2016 | Александр Ивахник

Одиночество Ангелы Меркель

Ангела Меркель6-7 декабря в германском городе Эссен прошел съезд Христианско-демократического союза, на котором Ангела Меркель была переизбрана лидером партии, получив 89,5% голосов делегатов. Хотя этот показатель ниже 96,7%, полученных ею два года назад, результат вполне убедительный, учитывая негативную реакцию, которую вызвала миграционная политика Меркель в партии и в стране. Таким образом, съезд ХДС однозначно одобрил выдвижение Меркель на пост канцлера на четвертый срок.

20 ноября, официально подтверждая свое намерение вновь баллотироваться на пост канцлера на парламентских выборах в сентябре 2017 года, Ангела Меркель заметила, что предстоящие выборы будут самыми трудными за всё время после воссоединения Германии. Действительно, Меркель, возглавляющая ХДС с 2000 года и правительство ФРГ с 2005 года, столкнулась с очень серьезными вызовами внутри страны и за рубежом. И во время мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, и во время долгового кризиса в ЕС, включая острейшую ситуацию с Грецией, и во время нарастания украинского кризиса Германия выступала в роли неоспоримого европейского лидера, и позиция правительства ФРГ и лично канцлера была определяющей.

Ситуация принципиально изменилась в 2015 году по мере нарастания беспрецедентного потока мигрантов, хлынувшего в Европу с Ближнего Востока и Северной Африки. Канцлер Меркель, объявив летом 2015 года политику открытых границ в отношении беженцев, исходила из высоких моральных принципов, но явно переоценила возможности Германии по интеграции огромного числа мигрантов. Переоценила она и готовность других государств ЕС руководствоваться политикой европейской солидарности в этом вопросе. Страны Восточной Европы открыто выступили против германского диктата в деле принятия общеевропейских квот по приему беженцев. А большинство британцев в июне 2016 года и вовсе проголосовали за выход из Евросоюза. Повсеместно в Европе возросло влияние правопопулистских евроскептических партий, выступающих если не за повторение британского примера, то за возвращение национального суверенитета.

В самой Германии в связи с миграционным кризисом рейтинги ХДС, правительства и лично Меркель пошли вниз. Возникшая в 2013 году правопопулистская «Альтернатива для Германии» на критике миграционной политики правительства резко нарастила свою поддержку и уже получила представительство в 10 земельных парламентах из 16. Критика в адрес нереалистичного подхода канцлера в вопросе о беженцах стала все более открыто звучать и со стороны баварского Христианско-социального союза, находящегося в историческом блоке с ХДС, и со стороны входящей в правящую «большую коалицию» СДПГ. В такой ситуации внутри ХДС усилилось влияние правоконсервативной группировки, которая считает, что Меркель увела партию слишком далеко влево и это подтачивает традиционную электоральную базу ХДС, толкая недовольных чрезмерным либерализмом в объятия «Альтернативы для Германии». Представители этой группировки настаивают, что перед лицом неожиданной угрозы справа христианские демократы должны провозгласить новую эру жесткого консерватизма.

Явно под влиянием таких настроений руководство партии в последнее время пытается вернуть ей образ защитника закона и порядка. Накануне съезда президиум ХДС ужесточил партийную программу в сфере миграционной политики. Был опубликован документ, одобренный съездом в виде резолюции, который, в частности, требует дать больше правовых возможностей для заключения иностранца под стражу перед высылкой из страны, если тот представляет собой опасность. Максимально возможный срок содержания под стражей перед высылкой предлагается продлить с четырех дней до четырех недель. Кроме того, предусматривается, что иностранец, который сообщит ложные сведения о себе, потеряет разрешение на работу и право на кратковременное пребывание в Германии. Есть и предложение не впускать однажды высланных мигрантов повторно в Германию.

Ангела Меркель также не смогла проигнорировать распространение в низах партии запроса на более жесткий подход в урегулировании ситуации с мигрантами. Из 80-минутного выступления лидера ХДС на съезде наиболее громкие аплодисменты вызвала та часть, где Меркель впервые поддержала частичный запрет на ношение паранджи и никаба в Германии. «Полностью закрывающая лицо одежда должна быть запрещена везде, где это только возможно с правовой точки зрения», – подчеркнула она. Интересно, что Меркель аргументировала это предложение не соображениями безопасности, а необходимостью приобщать мигрантов к нормам и правилам жизни в ФРГ. «Когда люди общаются, у нас принято показывать лицо, – сказала она. – И именно поэтому полностью закрывающая лицо одежда неприемлема в нашей стране». Таким образом, Германия собирается последовать примеру Франции, Бельгии, Голландии, некоторых кантонов Швейцарии, где уже действует запрет на ношение паранджи в определенных местах.

Меркель также подчеркнула, что германское законодательство «имеет приоритет над кодексами чести, племенными или семейными обычаями и законом шариата, и это необходимо четко разъяснить». Настроениям делегатов съезда отвечали и слова канцлера о том, что мигранты, не получившие статуса беженца (а это около 35% от общего числа), исчерпав все возможности в судебном порядке обжаловать отказ, должны незамедлительно депортироваться. Вместе с тем, очевидно, что лидер ХДС сопротивляется слишком большому сдвигу своей партии вправо. На съезде она настаивала, что в нынешние нестабильные времена ХДС должна оставаться «германской партией середины». В частности, Меркель по-прежнему отказывается вводить количественные ограничения на прием новых беженцев, как того требует партнер ХДС по консервативному блоку баварский ХСС.

Значительную часть своей речи Ангела Меркель посвятила международным вопросам. Она не скрывала своей тревоги и пессимизма на этот счет. «Многие люди испытывают чувство, что мир сошел с рельсов. И они правы», – сказала Меркель в начале речи. «Мы имеем дело с ситуацией в мире, особенно в свете американских выборов, в которой подходы должны быть заново сформулированы, прежде всего к таким важным вещам, как НАТО и отношения с Россией», – объявила канцлер. Впрочем, о политике России Меркель говорила мало и ничего нового не сказала. Разве что усилилась критика в отношении российских действий в Сирии. «На деле Сирия все глубже погружается в пучину жестокой гражданской войны, в которой Россия и Иран поддерживают режим Асада в его беспощадных действиях против собственных граждан», – отметила канцлер, остановившись на бомбардировках Алеппо.

Значительно больше места Меркель уделила Европе, подчеркивая необходимость сохранить единство и сплоченность Евросоюза. «Когда мир перевернулся, мы должны сделать всё возможное, чтобы Европа вышла из нынешней ситуации, не ослабнув», – считает глава правительства Германии.

В целом речь Ангелы Меркель не содержала определенного видения и четкого плана действий для четвертого срока ее пребывания на посту канцлера. Немецкие журналисты отмечали, что для торжественного случая выдвижения на новый срок Меркель выглядела удивительно хмурой, а временами просто мрачной, в ее выступлении было мало оптимизма и обнадеживающей риторики.

Тем не менее, как ни покажется странным, фигура канцлера по-прежнему воспринимается большей частью немцев как якорь стабильности в хаотичном мире. Этим определяется и прочность ее позиций внутри ХДС. Причем тот факт, что Меркель не испугалась новых вызовов и решилась выдвигаться на четвертый срок, увеличил ее поддержку в обществе. По данным опросов, проведенных социологическим институтом Emnid, 20 ноября, в день официального выдвижения, 55% жителей Германии высказались за то, чтобы Меркель осталась во главе правительства на новый срок, а 25 ноября – 64% (33% выступают против ее кандидатуры).

Что касается популярности партий, то рейтинг ХДС в последнее время тоже начал расти. Согласно результатам опроса, проведенного 2 декабря, блок ХДС/ХСС может рассчитывать на поддержку 37% избирателей, СДПГ – 22%. За правопопулистскую «Альтернативу для Германии» сейчас готовы голосовать 12% немцев. «Союз 90/Зеленые», посткоммунисты из Левой партии и либералы из Свободной демократической партии пользуются поддержкой соответственно 11%, 10% и 5% избирателей.

Таким образом, если в течение следующих девяти месяцев в Германии не случится ничего экстраординарного, то ХДС/ХСС сохранит статус главной правящей партии, скорее всего, опять в коалиции с социал-демократами. И Ангела Меркель останется во главе правительства еще на четыре года. В последнее время канцлер ФРГ вместе с президентом США Бараком Обамой и президентом Франции Франсуа Олландом по важнейшим международным вопросам (украинский кризис, ситуация в Сирии и Ираке, отпор «имперским притязаниям» России) выступали, как правило, солидарно, в роли своего рода «оплота либерального Запада». Эту роль наверняка по-прежнему будет пытаться выполнять Ангела Меркель. Вот только партнеров-единомышленников на уровне ведущих международных игроков у нее уже не будет.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net