Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
09.12.2016 | Антон Евстратов
Затянувшийся штурм. Когда и как возьмут Мосул?
Штурм Мосула, изначально запланированный как стремительный, быстрый и победоносный, затягивается и рискует сковать в полуторамиллионном городе десятки тысяч иракских солдат, шиитских ополченцев и бойцов курдской пешмерги. Более того, если так пойдет и далее, необходимо будет вмешаться и пока неохотно участвующему в боевых действиях американскому спецназу.
На данный момент, начавшаяся весьма бодро 17 октября операция по освобождению Мосула, по оценкам военных специалистов, должна продлиться в течение нескольких месяцев. Это – провал, прежде всего для американских военных стратегов, планировавших взять город аж в ноябре и сделать это своеобразным подарком уходящей администрации Барака Обамы. Однако все, что успели сделать штурмовые части – это лишь окружить Мосул, да и то кольцо не выглядит слишком уж прочным. В тяжелых боях к югу от города буквально завязли механизированные части иракской армии, с севера и северо-востока к окраинам подошли бойцы курдской пешмерги, однако дальнейшее их продвижение было остановлено исламистами. На западе от Мосула в районе городка Телль-Афар кольцо вокруг него было замкнуто шиитскими милиционными формированиями совместно с иракскими армейскими соединениями на месяц позже намеченного срока, однако и этот «замок» оказался чуть позже непрочным.
К началу декабря ситуация, казалось бы, стала меняться. Иракские военные смогли освободить еще четыре деревни на подступах к Мосулу, а американские советники вновь заговорили о скором захвате города – на этот раз до нового года. Однако боевики ИГ отрезвили своих оппонентов очень скоро – они просто прорвали оборону шиитского ополчения в районе Телль Афар, поставив под вопрос саму блокаду города. Наибольшие проблемы шиитским бойцам доставил начиненный взрывчаткой и ведомый смертником автомобиль, унесший множество жизней. Не пришедшие после взрыва в себя ополченцы были выбиты со своих позиций последовавшей затем стремительной атакой исламистов. И это – не частный успех ИГ. На юге города ИГ обратили вспять части иракской армии, а также отбросили выдвинувшееся было на передовую суннитское ополчение. Там основным фактором успеха боевиков стали погодные условия – исламисты без труда подошли вплотную к позициям своих противников в тумане, который также помешал действиям поддерживающей иракцев американской авиации.
Таким образом, был сорван еще один план Пентагона по захвату Мосула. Фактически, американским военным специалистам, планировавшим операцию, в реальности не удалось в ничего – штурмующие не смогли выйти к городу со всех направлений в одно время, соответственно не получилось и одновременного удара с нескольких сторон. Определенные надежды американцы и их иракские союзники питали на «пятую колонну», которая должна была поднять восстание в самом Мосуле, однако ИГ отметилось наличием неплохой разведки и аналитики, не говоря уже о известной решительности - даже потенциальные участники протестных выступлений были схвачены и вырезаны.
Выше мы говорили о том, что теперь Мосул планируется взять «за несколько месяцев», однако количество этих месяцев у разных специалистов разное. Столь разные трактовки ситуации говорят о неудовлетворительном уровне организации не только непосредственно войск на поле боя, но и подачи объективной информации с фронта. «Допустимая погрешность» здесь, как выяснилось, составляет от двух до пяти месяцев. Очевидно, что боевые возможности «Исламского государства» в очередной раз недооценили – боевики не только стойко обороняются, но и при любой возможности контратакуют, устраивают засады, используют природные условия, особенности городской застройки и рельефа, а также разлад в стане штурмующих. Последнее является очень серьезной проблемой, о которой предпочитают не говорить, но которая очень мешает войскам коалиции своевременно продвигаться вперед.
Очевидно, что у США, контролирующих и обучающих иракскую армию, совершенно разные цели с пестующим шиитское ополчение Ираном, и штурм Мосула и борьба с ИГ объединяет их лишь временно и в данной конкретной ситуации. Отдельно держатся курды, имеющие свои интересы, не соотносящиеся не только иракскими, но и с иранскими и иногда – американскими. Впрочем, и курдские силы под Мосулом разрознены и принадлежат к нескольким группам. Кроме того, шиитские ополченцы вряд ли могут эффективно взаимодействовать с суннитскими милиционными частями, а, занимая оставленные боевиками суннитские населенные пункты, зачастую не останавливаются перед насилием в отношении мирного населения. Это, во-первых, мешает привлечению на сторону иракского правительства суннитов, а во-вторых, способствует повышению стойкости и боеспособности среди боевиков, а также уровня поддержки их мирным населением, убежденным, что ему «нечего терять». Если союзники все-таки двигаются вперед и, например, окружили город, то происходит это лишь благодаря подавляющему численному превосходству и иногда – действиям американской авиации.
Неодинаков и уровень боевой подготовки штурмовых соединений – к примеру, несмотря на обучение, поддержку оружием и советниками американцев иракской армии, ее боеспособность и дисциплина оставляют желать лучшего. Гораздо большего добились в этом тренирующие иракское шиитское ополчение иранцы – именно шиитские милиционные формирования в свое время переломили ход боевых действий с «Исламским государством» и вернули его противникам утерянную после потери Мосула в 2014-м инициативу. Выдающуюся роль в этом сыграл командир бригады Аль-Кодс Корпуса стражей Исламской Революции генерал-майор Касем Сулеймани, в свое время лично руководивший действиями своих новоподготовленных подопечных в Ираке. Намного лучше правительственных войск Ирака готовы к боевым действиям и курдские формирования, которые, однако, не горят желанием нести большие потери в борьбе за город, который скорее всего останется на территории иракской республики. При этом в общем и целом, как выясняется, штурмующие готовы к городским боям хуже салафитских защитников Мосула.
Красноречиво демонстрируют различие в уровне готовности к боям под Мосулом и потери сторон. Если к началу декабря «Исламское государство» потеряло до 2,5 тысяч человек убитыми и ранеными, около 15 танков, 25 броневиков и 60 автомобилей с пулеметами в кузове. Что касается штурмовых частей, то они недосчитались почти 5 тысяч убитыми и ранеными, около 40 уничтоженных и выведенных из строя танков и не менее 350 единиц боевой автомобильной техники - от БМП до бульдозеров.
Это заставило Пентагон несколько изменить подходы к оценкам «Исламского государства» - в планировании на 2016 год американцы исходят из того, что ИГ – не просто террористическая группировка, а квази-государство с армией индустриального типа. Это должно повысить эффективность в борьбе с «халифатом» и уменьшить количество напрасных потерь. Кроме того, на данный момент складывается в целом благоприятная для союзников военно-политическая ситуация – сирийская армия, движение «Хезболла» и российские ВКС как никогда близки к взятию Алеппо, о массовом бегстве боевиков откуда сообщают СМИ на протяжении последних дней. Падение экономической столицы Сирии даст возможность армии Башара Асада и ее союзникам нацеливаться на столицу ИГ Ракку, либо деблокировать Дейр аз-Зор, что заставит исламистов надолго забыть о переброске подкреплений к Мосулу. В итоге по такой логике, если не произойдет каких-либо выбивающихся из нее эксцессов, город все-таки будет взят, однако, учитывая, что всего 2 года назад, в 2014-м его оставили практически без боя, цена операции по освобождению в любом случае чрезвычайно высока.
Антон Евстратов - преподаватель кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван), кандидат политических наук
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.