Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
14.02.2006 | Николай Пахомов
НАПАДЕНИЕ НА ИРАН: СЦЕНАРИЙ КАТАСТРОФЫ
В мировых СМИ набирает обороты дискуссия по поводу возможности осуществления Соединёнными Штатами военной кампании против Ирана с целью прекращения ядерной программы Исламской республики. Думается, что, несмотря на угрожающий тон, который зачастую принимают выступления некоторых западных политиков, включая Госсекретаря Кондолизу Райс, подобная операция по-прежнему маловероятна. Причина этого проста: у США и их союзников сегодня просто нет никакой возможности прекратить иранские атомные исследования военным путём.
Попробуем разобраться. Военная операция против Ирана возможна в двух формах. Во-первых, как широкомасштабная кампания наподобие иракской, с целью не просто остановить опасные изыскания, но по возможности сменить режим на другой, более дружественный Западу. Во-вторых, можно предположить локальный удар, подобный, скажем, атаке израильской авиации на иракские атомные лаборатории, осуществлённой в 1981 году.
Ограниченность возможностей США в смене режимов понимают сегодня не только профессионалы из Госдепартамента, Пентагона и ЦРУ, но и самые горячие головы среди соратников Буша. Слишком нагляден и убедителен пример Ирака. Что касается второго варианта развития событий, подразумевающего удар по объектам ядерной инфраструктуры Исламской республики, то очевидно, что Иран 2006 года не Ирак 1981-го.
В случае атаки авиация, ракетчики и диверсионные группы, чьё участие в подобной операции также теоретически возможно, получают большое число целей, тогда как двадцать пять лет назад в Ираке было достаточно разрушить лишь один реактор. Да и в целом сеть иранских исследовательских центров разветвлена, засекречена и защищена ввиду возможных атак. Например, известно, что многие лаборатории перемещаются по немаленькой территории Ирана.
Следует также признать, что исключительно маловероятны и самостоятельные действия Израиля. Еврейское государство традиционно является одним из основных союзников Вашингтона. Любая операция, тем более в условиях присутствия в регионе огромной группировки в Ираке, потребует согласования действий израильских и американских военных. А такое согласие США, хотя бы учитывая очевидную уязвимость американских сил, будет практически невозможно получить.
Несомненно, воинственные настроения в Белом доме умеряют и данные о военных возможностях Ирана. Известно, что сегодня численность иранской армии равняется примерно восьмистам тысячам человек, а в случае необходимости под ружьё достаточно оперативно может быть призвано до шестнадцати миллионов человек. Конечно, Иран не обладает столь совершенными военными технологиями, как США и их союзники, но, зная высокий патриотизм иранцев, помноженный на религиозность, не приходится сомневаться, что американцам в любом случае придётся несладко.
Любой, даже высокоточный израильский удар по Ирану будет практически неизбежно означать войну, как минимум, регионального масштаба. Не будем забывать, что за последние пятьдесят лет в психологии военных, политиков и широких общественных слоев, особенно на Западе, произошли значительные изменения. Если ещё в первой половине прошлого века руководители стран и военачальники, планируя операции, готовились к большим людским потерям, в том числе и среди собственного народа, то сегодня даже относительно небольшое число жертв среди сограждан или союзников превращается в неприемлемую национальную трагедию. Вспомним теракты 11 сентября 2001 года.
Поэтому разумно предположить, что Иран может ответить на агрессию асимметрично. Эксперты, в особенности западные, всё чаще в связи с этим сегодня говорят о наличии у Ирана различных типов ракет, которые могут быть оснащены химическими боеголовками и обладают способностью достичь окраин Европы. Ходят слухи даже о тщательно законспирированной иранской террористической сети, готовой к началу диверсионной войны на Западе.
Итак, даже поверхностный анализ позволяет понять, что силовой сценарий решения «иранской проблемы» крайне маловероятно. По всей видимости, мировому сообществу всё-таки придётся выработать некое сложное и эффективное решение, способное заставить Иран умерить его ядерные амбиции мирным путём. В противном случае мировая политика может столкнуться с кризисом, по крайней мере, сходным по уровню напряжённости с самыми драматичными моментами «холодной» войны наподобие «карибского» кризиса.
Ссылки по теме:
Иран начал игру на противостояние
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.