Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.01.2017 | Евгений Ляпин

Сербский поезд в косовском тупике

Сербский поезд в Косовском тупикеВ начале 2017-го года тема Косово после долгого перерыва вернулась в поле внимания ведущих европейских СМИ. Поводом стала попытка возобновить железнодорожное сообщение между Белградом и Митровицей – центром общины косовских сербов. Данное событие имело бы весьма скромное значение, однако оно сразу получило вид политического троллинга. В условиях традиционной балканской нервозности это быстро привело к разговорам о возможности нового вооруженного конфликта.

Действительно, белградский поезд лишь в последнюю очередь можно рассматривать как транспортную единицу. Он состоял всего из двух вагонов, а пассажирами в большинстве своем являлись сербские журналисты, политики и общественные деятели, включая лидера ультраправого движения «1389» Мишу Васича и заместителя директора правительственной Канцелярии по Косово и Метохии Душана Козарева. Оформление поезда не оставляло ни одного шанса на то, что косовские власти позволят ему пересечь границу. Вагоны были выкрашены в цвета национального сербского флага и покрыты надписями «Косово – это Сербия» на 21 языке (включая албанский). Интерьеры представляли собою выставку репродукций древних фресок из православных монастырей на территории Косово. «Поезд, отправленный из Белграда в Косово с надписью «Косово — это Сербия», имеет такое же отношение к миру и свободе общения, как и ракета с надписью «За мир!» или беспилотник с плакатом «Великая Албания», который оказался в прошлом году на белградском стадионе»,— иронизирует известный балканский политолог Андрей Николаидис.

Реакция албанской стороны была предсказуемо острой. «Мы уважаем свободу передвижения людей и товаров, но поезд, покрытый националистическими лозунгами, которые нарушают нашу конституцию и законы, является для нас полностью неприемлемым», - написал на своей странице в Facebook’е президент Косово Хашим Тачи. В свою очередь, премьер-министр Сербии Александр Вучич обвинил косовские власти в подготовке силовой атаки на поезд (в том числе, минировании железнодорожных путей). Согласно приведенной им информации, к границе было переброшено спецподразделение полиции в сопровождении 17-ти бронемашин «с целью спровоцировать конфликт». Причем, как подчеркнул Вучич, данная операция не была согласована с силами НАТО. В итоге, «чтобы сохранить свободу и жизни, а также, чтобы избежать конфликта и показать всем наше миролюбие» премьер-министр распорядился остановить поезд в сербском пограничном пункте Рашка и вернуть его обратно в Белград. Официальная Приштина отвергла обвинения в минировании. Но вместе с тем премьер Иса Мустафа недвусмысленно дал понять, что Косово не позволило бы этому поезду проследовать по своей территории.

Вероятно, в обычных обстоятельствах на этом конфликт был бы исчерпан, однако в Сербии ему поспешили придать милитаристский оттенок. В то время, пока поезд еще двигался в направлении Митровицы, в Генеральном штабе было проведено экстренное заседание Совета национальной безопасности с участием президента страны Томислава Николича, премьер-министра Вучича и руководителей силовых ведомств. По его окончании Николич сделал, пожалуй, самое резонансное заявление данного кризиса, допустив возможность отправки армейских частей для защиты сербских граждан в Косово: «Мы все, а не только войска, пойдем защищать сербов от потенциальных убийств. И я пойду, мне это делать не впервой». Таким образом, статус конфликта был переключен с локального железнодорожного инцидента на сигнал к священному походу на защиту сербского национального очага.

Ответ албанских политиков не уступал по степени нервозности. Пандели Майко, премьер-министр Албании времен войны в Косово написал в Facebook’е, что давно не слышал подобных заявлений от сербских политиков, добавив: «Объявление войны еще не делает тебя храбрецом. Война – это действия, а не декларации». Иса Мустафа заверил, что «косовские сербы являются равноправными гражданами нашей республики» и «они не нуждаются в защите Белграда, поскольку им ничего не угрожает». Наиболее жестко отреагировал президент Хашим Тачи. По его словам, провокация с поездом изначально задумывалась как благовидный предлог, который позволил бы Сербии ввести войска в Митровицу, а затем и аннексировать прилегающие к ней территории «по крымскому сценарию».

Эти события стали серьезным вызовом для европейской дипломатии. Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан, комментируя выступление Николича, посоветовал «смотреть вперед» и «не ставить диалог под сомнение». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини выразила «крайнюю обеспокоенность ситуацией» и призвала обе стороны сдерживать свои действия и риторику.

Однако Николич, похоже, не намерен сдавать назад в этом вопросе. В интервью сербскому изданию «Курир» он не стеснялся в выражениях: «Если Йоханнес Хан говорит, что я не смотрю в будущее и будущее Сербии - независимое Косово, то нам не о чем разговаривать. Тогда он мошенник и все, что делает ЕС это обман». Обещания направить в Митровицу армейский контингент также не сняты с повестки дня: «Мы не бряцаем оружием, просто перебросим войска на эту территорию, если под угрозой окажется сербский народ в Косово и Метохии. <…> Сербских детей я бы защитил от всего, а себя мне не жалко. Если нападут на сербов и начнется исход и убийства, будет ли Сербия молчать? Я не буду президентом такой Сербии».

Европейские аналитики серьезно озадачены выяснением причин столь жесткой политики Белграда, который в последние годы довольно успешно двигался по пути диалога Приштиной (в этом усматривают заслугу проевропейского премьера Вучича). Берлинская Die Tageszeitung полагает, что «намеренная провокация» с поездом была продиктована желанием сербского правительства оказать давление на Европу в деле экстрадиции из Франции бывшего премьера Косово Рамуша Харадиная – кровавого преступника для сербов и национального героя для албанцев.

Однако большинство экспертов считают, что приграничный кризис следует воспринимать в контексте сербской внутренней политики. На апрель запланированы очередные президентские выборы. Часть сербского электората традиционно отзывчива к националистической демагогии. Тема сохранения Косово – хотя на символическом уровне – в составе Сербии и солидарности с проживающими там соплеменниками остается одной из ключевых. Радикальные политики, прежде всего, Воислав Шешель активно играют на этом поле. Правый популизм вместе с национально-религиозной экзальтацией могут принести ему высокий результат на предстоящих выборах – особенно на фоне разочарования сербского общества от скромных результатов политики сближения с Брюсселем. Поэтому для правящей партии важно перехватить у радикалов инициативу в борьбе за симпатии националистов. Согласно декабрьскому исследованию, проведенному организацией «Agencija Faktor Plus» в случае, если от Сербской прогрессивной партии (СПП) будет баллотироваться Николич, он сможет набрать 32% голосов при 17% у Воислава Шешеля и 19% у бывшего министра иностранных дел Вука Еремича. Александра Вучича в качестве президента готовы были поддержать 52% опрошенных. При наличии его кандидатуры в списках Шешель набрал бы 14% голосов, а Еремич только 12.

Вместе с тем, сербский политикум и общественное мнение неоднозначно восприняли историю с поездом и последовавшие за ней заявления. Руководитель Центра регионализма Александр Попов обращает внимание на то, что обычные автобусы курсируют из Сербии в Митровицу без каких-либо проблем и считает акцию с «промо-поездом» неуместной бравадой. Тем более что в Косово вполне благополучно ходят поезда из сербского Кралево (в том числе, и в день конфликта). Слова Томислава Николича вызвали серьезную критику – в том числе, и среди членов правительства. Так, вице-премьер Зорана Михайлович высказала пожелания, что сербские политики не будут использовать косовских сербов в своих политических компаниях, и осудила силовые сценарии решения конфликта: «Уверена, что и сам президент хорошо знает, почему наших войск нет в Косово». В Либерально-демократической партии Сербии сочли выступления главы государства началом необъявленной избирательной кампании, которая не содержит ничего, кроме национализма. «Будущее сербов и албанцев в Европейском союзе, а не в новых окопах», - уверены в ЛДПС. По мнению лидера оппозиционной Демократической партии Драгана Сутановича, «поджигательские заявления» Николича лишь создают новые угрозы для сербского меньшинства в Косово. Популярный еженедельник либеральной направленности «Блиц» 17 января вышел с обложкой, на которой было напечатано: «Президент, Вы идите на войну, а нас оставьте в покое».

Эта реакция показывает, что пытаясь привлечь радикально настроенный электорат, СПП рискует лишиться поддержки умеренных и прозападных избирателей. Кроме того, «в условиях наличия сербского меньшинства в Косово и албанского меньшинства на юге Сербии подобная игра с огнем может легко выйти из-под контроля», - напоминает Die Tageszeitung.

Евгений Ляпин – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net