Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

07.02.2017 | Олег Громов

Нефтяной запах «ядерной сделки»

Иран, ядерная сделкаНовый президент США Дональд Трамп еще во время своей предвыборной кампании сказал прямо, что ему «не нравится» так называемая «ядерная сделка», заключенная Бараком Обамой с Тегераном в 2015 году. При этом хозяин Белого дома очень быстро перешел от слов к делу после своей инаугурации.

Речь идет о соглашении между США и Ираном, заключенном в 2015 году при посредничестве России, Китая, Франции, Германии и Британии. Оно подразумевает отказ Тегерана от развития своей ядерной программы и от использования наработок в военной сфере в обмен на постепенную отмену международных санкций. Главным итогом «разморозки» для Ирана стала возможность продавать свою нефть Западу, что привело к восстановлению иранской экономики после бремени санкций.

Трамп с января этого года начал все активнее намекать Тегерану, что намерен отменить сделку, поскольку считает ее невыгодной для США. В ответ Иран заявил, что готов к таким действиям Вашингтона, хотя и не меняет «свою позицию по отказу от создания ядерного оружия, несмотря на угрозу выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе», как заявил 4 февраля советник спикера парламента Ирана Али Лариджани по международным вопросам Хосейн Амир Абдоллахиан.

При этом в Иране есть и более «горячие головы», готовые вернуться к состоянию «холодной войны» с Соединенными Штатами. Так, глава МИД Исламской Республики Мохаммад Джавад Зариф заявил, что «иранская ядерная программа практически мгновенно может быть возвращена к прежнему состоянию, существовавшему до заключения ядерной сделки».

Сценариев развития ситуации несколько. Наиболее вероятный - и исходящий от тактики постепенно нарастающего давления со стороны Трампа - это создание условий для аннулирования сделки с тем, чтобы восстановить санкции в одностороннем порядке. В ином случае дискредитировать санкции и провоцировать Иран на ответные действия просто не имело бы смысла. Правда, маловероятно, что Совбез ООН пойдет на новые санкции, учитывая почти союзнические отношения постоянного члена России с Ираном на полях сирийского конфликта. Однако США - и Трампа в частности - это не смутит. Другой вопрос - что является конечной целью такого давления после почти двухгодичного «перемирия»?

Здесь стоит вернуться к экономике. Не стоит забывать, что Иран это один из крупнейших в мире добытчиков и экспортеров нефти. По данным ОПЕК, в 2015 году страна заняла 6-е место в мире по объемам добычи нефти (более 3 млн. баррелей в сутки), а по объему экспорта - 8-е (1,7 млн. баррелей в сутки). При этом на протяжении нулевых годов темпы роста нефтедобывающей отрасли Ирана постоянно увеличивались, что повышало вес шиитской страны не только среди остальных суннитских монархий - крупнейших экспортеров «черного золота», но и на мировом рынке нефти в целом. Санкции, введенные ООН и США из-за ядерной программы, серьезно ударили по экспорту нефти, в первую очередь на Западе. После отмены санкций Иран начал возвращаться на потерянные ранее рынки сбыта. При общем удешевлении нефти и сжатии рынка это негативно сказывается на позициях других игроков - крупнейших экспортеров.

Примечательно, что в 2015 году случилось еще одно событие - Барак Обама утвердил бюджет-2016, разрешавший компаниям экспортировать нефть, что они и начали делать уже с января 2016 года. Это произошло впервые после наложения эмбарго в 1975 в результате нефтяного кризиса. Дело в том, что запасы нефти в США достигли исторического максимума (490,9 млн. баррелей) как раз в апреле 2015 года. На рост запасов США повлияло увеличение добычи сланцевой нефти. Среднесуточный объем добычи нефти в США составляет более 9 млн. баррелей в сутки. То есть Америке необходимо сбывать свою нефть в условиях падения спроса на нее на мировых рынках и попыток стран ОПЕК договориться об общем снижении объемов добычи.

Нельзя забывать, что решение отменить эмбарго было принято президентом Бараком Обамой в значительной степени под давлением влиятельных в Конгрессе США представителей Республиканской партии. Многие ее члены и спонсоры - это нефтяные промышленники из южных штатов. В их интересах - выход на иностранные рынки, в первую очередь - на европейский, куда и потекли первые экспортные потоки из США (в Италию и Швейцарию, в частности). Именно отсюда несколькими годами ранее был вытеснен Иран в результате действия международных санкций. Одновременно с этим отметим, что новый хозяин Белого дома, несмотря на всю свою антиэлитность, все же плоть от плоти американского делового истеблишмента и будет действовать в интересах американского бизнеса. Несложно предположить, что Иран - это естественный конкурент США на мировом рынке нефти, если Штаты намерены и далее развивать экспортный сегмент нефтяного бизнеса. Санкции - это способ выдавливания Ирана из внешних рынков, которые могут достаться американским компаниям.

Если принять такую версию развития событий, то действия Трампа выглядят вполне осмысленными и подчиняющимися четко определенному плану - возврату к политике санкций в интересах нефтяных компаний. Тогда остался лишь последний шаг - найти непосредственный повод и убедить в нем как можно больше союзников. Думается, что это задача не такая уж и сложная для новой администрации Белого дома. Тем более, что из уст нового президента США уже прозвучали слова о том, что Иран - «террористическое государство номер один».

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net