Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.02.2017 | Эмиль Дабагян
Латиноамериканская практика: специфика партийно-политического устройства Уругвая
Продолжая цикл об особенностях политического устройства Латинской Америки, сосредоточимся на специфике партийно-политических институтов Уругвая. Восточная Республика Уругвай - таково официальное название этой страны, которую можно смело назвать флагманом демократии на континенте.
В течение длительного времени на политической арене доминировали две традиционные партии – Национальная (бланко) и Колорадо, образованные в 30-ые годы XIX века и правившие на протяжении 170 лет целыми династиями. Они сменяли друг друга у руля правления, обеспечивая преемственность, устойчивый рост и относительное благополучие как элите, так и рядовым гражданам. Регулярно проводились выборы всех ветвей власти, сменялись главы государств и парламентарии, без сбоя, исправно функционировал двухпалатный парламент - Генеральная ассамблея, строго соблюдались законы, преступность находилась на минимальном уровне. Высок был авторитет страны на мировой арене. Недаром Уругвай некогда именовали южноамериканской Швейцарией.
Однако перемены, происходящие в соседних государствах, не могли не затронуть и Уругвай. В 1971 году возникла разношерстная коалиция, поставившая целью построение социализма с учетом национальных особенностей. Некоторые радикалы прибегли к насильственным методам борьбы за власть. В сложившихся условиях правительство Хуана Бордабери, пришедшее к управлению легитимным путем, в 1973 году отменило конституционные гарантии, запретило деятельность всех политических организаций, фактически совершило президентский переворот. С 1976 по 1985 год у власти находилась военная хунта, установившая один из самых репрессивных режимов Латинской Америки.
После возврата к конституционным формам правления в стране восстановились прочные демократические институты. Они закреплены в Конституции 1997 года, завершивший переходный период. Между тем, в изменившихся условиях росло и крепло молодое объединения, получившее наименование Широкий фронт. Его костяк составили социалисты и коммунисты. Вокруг них группировался разнообразный спектр партий и движений: от ультралевых до христианских демократов. У истоков Фронта находился весьма популярный генерал Либер Сереньи. По мере эволюции этой структуры менялось ее название сначала на Прогрессивную встречу, а потом на Новое большинство. Но в политической практике и в обыденном сознании сохранилось первоначальное название.
Отличительная черта коалиции абсолютная автономия всех входящих в нее партий и организаций, выступающих под собственным брендом, регулярно проводящих съезды и конференции, обсуждающих внутренние проблемы, выбирающих собственное руководство. Это уникальное объединение, не имеющее аналогов на континенте. Его широта в прямом и переносном смысле, сочетает в себе как плюсы, так и минусы, предполагает трудности в достижении консенсуса при разработке стратегии и практической политики.
Блок в целом придерживается левоцентристской ориентации. Это течение в масштабе региона консолидировалось на рубеже веков. Его идеологические и политические постулаты содержатся в документе «Консенсус Буэнос-Айреса» (1999 г.). Сущность проекта воплощена в формуле: «Неолиберальный лозунг – все в частные руки оказался таким же неэффективным и обманчивым, как и социалистический – все в руки государства». Левоцентристы в отличие от левых, отвергая шоковую терапию, не впадают в другую крайность, не ратуют за построение социализма, показавшего свою несостоятельность, а стремятся учесть плюсы и минусы обеих моделей. Особенность их программы в том, чтобы не делать резких движений, способных дестабилизировать ситуацию, не шарахаться ни вправо, ни влево, а следовать серединной линии, сочетать преемственность с постепенными переменами.
Путь к власти Широкого фронта не был усыпан розами. Впервые их кандидат на пост главы государства выдвинулся в 1994 году, сразу же достиг успеха, получив 30,6% голосов и заняв третье место, незначительно отстав от партий истеблишмента. Спустя пять лет, в первом туре он вышел вперед, однако затем соперники перегруппировались, сумели мобилизовать все ресурсы и одолели грозного соперника. Итоги парламентских выборов 1999 года знаменовали консолидацию коалиции в Генеральной ассамблее. Она завоевала 40,4% кресел в Палате депутатов и 40,0 % - в Сенате, превратившись в самую влиятельную политическую силу. Наконец, третья попытка принесла успех. На выборах, прошедших 31 октября 2004 года, победу с явным преимуществом одержал лидер коалиции 64-летний Табаре Васкес. Он завоевал 50,45 % голосов избирателей. Это превысило сумму, набранную двумя другими претендентами. Разница оказалась столь очевидной, что соперники сразу же признали итоги народного волеизъявления.
Приход к власти коалиции означал важнейшую веху в историческом развитии Уругвая. Впервые традиционные партии уступили ведущее место сравнительно молодому политическому объединению, методично продвигавшемуся к вершине Олимпа свыше 30 лет. С тех пор коалиция остается у руля правления. Т. Васкес спустя пять лет вопреки уговорам многих соратников не пошел на нарушение Основного закона, не позволяющего президенту выдвигаться на новый срок сразу же по окончании предыдущего мандата. В этой связи видный деятель оппозиции Луис А. Лакалье поставил ему в заслугу то, что тот не втянул общество «в авантюру по реформе конституции, как это произошло в ряде других стран, показав себя «главой республиканского государства который совершенствовал демократию».
В сложившихся условиях коалиция, вопреки желанию президента, ратовавшего за другую фигуру, выдвинула бывшего городского партизана, просидевшего много лет за решеткой Хосе Мухику. Его выставило «Движение народного участия». Затем состоялись праймериз. Конкурентом оказался представитель Ассамблеи «Уругвай» Данило Астори. В итоге единым кандидатом стал Х. Мухика. Он одолел во втором туре кандидата Национальной партии. Свыше 52% граждан, участвовавших в голосовании, предпочли представителя Фронта. Соперник отстал на девять пунктов и признал поражение. Победитель с незначительными модификациями продолжил линию предшественника.
В 2015 году в рамках Широкого фронта вновь возникла проблема выдвижении претендента на должность главы государства. Т. Васкес после колебаний согласился баллотироваться на новый срок. Коалиция в своем большинстве поддержала данную кандидатуру, принимая во внимание его несомненные заслуги на высшем посту. Но небольшая группа, руководима сенатором Констанцей Морейра, ратовала за более молодого кандидата. Она аргументировала собственную позицию тем, что свыше 300 тыс. молодых избирателей в возрасте 18-23-х лет впервые придут к урнам для голосования. Эти люди предпочли бы видеть иного персонажа, а не лидера, которому в 2015 году исполнилось 75 лет. По их убеждению, такие знаковые фигуры, как Васкес должны способствовать появлению новых лидеров, а не продолжать оставаться на прежних местах
Эта же проблема встала на общенациональном уровне. Буквально на пятки ветерана наступал Луис Лакайе Пу Ларраньяга, выдвиженец Национальной партии, сын экс президента Луиса Лакайе. Опросы общественного мнения давали преимущество молодому кандидату, благодаря свежести и нестандартности ряда его предложений. Но результаты голосования опровергли эти прогнозы. В первом раунде, проходившем 28 октября, ветеран, завоевав 47,8 %, легко обошел конкурента, получившего 31% голосов. Во втором туре Т. Васкес добился убедительного успеха, его поддержали 1 226 105 избирателей. Соперник набрал 939 074 голоса. И поздравил победителя.
Накануне выборов ветеран сделал сильный холл. На пост вице президента выдвинул Рауля Сендика, сына известного в прошлом городского партизана. Привлечение на одну из ключевых ролей такого человека служило подтверждением нестандартности подхода главы государства к подбору соратников.
В нынешнем составе Генеральной ассамблеи Широкий фронт располагает 50 мандатами из 99 в Палате представителей, а в Сенате – 15 из 30. Это говорит об отсутствии монополии в законодательной власти.
Непременный атрибут политической практики это референдумы, регулярно проводимые по всевозможным причинам. Именно после всенародного волеизъявления граждан начался демонтаж несущих конструкций диктаторского режима.
Прогнозируя перспективы процесса, нельзя исключать, что правящая коалиция потеряет власть. Но это не отразится на сущности и качестве демократии. Она сохранится в иной конфигурации.
Эмиль Дабагян - ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.