Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.03.2017 | Ида Саркисян
Предвыборные перипетии в Иране
Наряду со всеми региональными и глобальными событиями, Исламская Республика Иран занята подготовкой к очередным президентским выборам, которые пройдут 19 мая 2017 года. Как уже стало известно, действующий президент Хасан Роухани официально заявил о своем участие в предстоящих выборах от реформистского крыла иранского политического истеблишмента. Среди консервативного крыла все еще царит неопределенность, как в вопросе кандидатов, так и внутреннего единства.
Выступая 25-го февраля перед чиновниками избирательных органов, Роухани заявил, что нужно быть уверенными, что ни одна из политических партий не должна использовать государственные ресурсы для своей предвыборной кампании. Он подчеркнул, что его слова относятся и к исполнительной, и судебной, и военной властям. Что касается Совета стражей Конституции, то президент подчеркнул, что ответственность за здоровые выборы лежит не на Совете стражей, а на органах местного самоуправления и министерстве внутренних дел. Дело в том, что Совет стражей является консервативной структурой, которая допускает кандидатов на выборы, проверяя их квалификацию. Роухани заявил: «Я не могу принять утверждение, что Совет стражей – главный ответственный орган за проведение выборов. Нет. Это не так. Администрация несет ответственность. Совет стражей лишь наблюдает». Именно вопрос об обязанностях Совета стражей является предметом длительного спора между Хасаном Роухани и главой Совета стражей аятоллой Ахмади Дженнати. Таким образом, президент подчеркнул, что первостепенную роль в государственных делах лежит на правительстве.
Наибольшую возможность использовать политические средства в предвыборной кампании имеет Корпус стражей исламской революции, и аффилированные к нему организации, которые контролируют большую часть политической, экономической и культурной жизни страны. Несмотря на множество уступок, которые КСИР добился путем давления на правительство Роухани, Корпус все еще недоволен нахождением реформистского президента у власти.
Прецеденты вмешательства Корпуса стражей и Басидж в ход президентских выборов имеются. В частности, речь идет о поддержке неоконсервативного президента Махмуда Ахмадинежада. После его победы на выборах в 2001 году заместитель командующего КСИР Мохаммад Багер Золькадр, который также пытался занять президентский пост, но не сумел и был одним из главных противников реформ президента Мохаммада Хатами, заявил: «Благодаря правильно спроектированному, многоступенчатому плану нам удалось сделать президентом Ахмадинежада – символа фундаментализма, религиозности, революции и справедливости».
Именно после этих выборов покойный Хашеми Рафсанджани и Мехди Карруби, находящийся на данный момент под домашним арестом лидер реформистского «Зеленого движения», протестовали против мошенничества и военного вмешательства в ход выборов. Карруби написал письмо на имя Верховного лидера, заявив, что его сын Моджтаба Хаменеи также замешан в фальсификации результатов народного голосования. А Рафсанджани заявил, что органы, которые должны заниматься расследованиям подтасовки результатов выборов, на стороне Ахмадинежада.
Когда до очередных выборов в ИРИ осталось менее пяти месяцев, десять консервативных деятелей провозгласили создание «Народного фронта исламской революции», который намерен выдвинуть своего кандидата с целью составить конкуренцию Хасану Роухани. Среди этих десяти человек все тот же Мохаммад Багер Золькадр. Он же глава Народного фронта.
Реформисты и умеренные, которые уже сталкивались с вмешательством бригадного генерала Золькадра в ход выборов, выразили свое недовольство тем, что один из командующих КСИР и заместителей главы судебной власти открыто создает партию или организацию с целью составить конкуренцию действующему президенту.
6-го февраля пресс-секретарь КСИР генерал Рамазан Шариф объявил, что генерал Золькадр был отправлен в отставку некоторое время назад, после чего информационное агентство Fars, принадлежащее КСИР и Басидж, сообщило, что заместитель по стратегии и заместитель по вопросам социальной помощи и предупреждению преступности судебной власти – это не должность, и создание партии/организации занимающим этот пост лицом не противоречит законодательству ИРИ.
На прошедшем недавно собрании «Народного фронта исламской революции» Мохаммад Багер Золькадр выступил с речью, направленной против реформистского одиннадцатого правительства, в которой, в частности, заявил: «Сегодня мы являемся свидетелями влияния контрреволюционных сил, которых нужно распознать и противостоять им…Враг смог добиться поставленных целей и осуществить свои сценарии, которые, с Божьей помощью, нейтрализуем». Он призвал все революционные силы выступить единым джихадистским фронтом, чтобы суметь выявить контрреволюционеров.
На встрече присутствовал и аятолла Мовахеди Керман, который сделал следующее замечание: «Антиамериканизм будет основной чертой следующего президента».
Большая часть членов «Народного фронта» является командующими либо членами Корпуса стражей исламской революции. Среди них такие имена, Хасан Рахимиан, Алиреза Маранди, Марзие Вахид Дастджерди, Мехди Чамран, Йахья Аль Эсхак, Хамидреза Хаджи Бабаи, Надер Талебзаде, Махмуд Хосрови Вафа, реза Рустаазад, Мехди Мохаммади.
Марзие Вахид Дастджерди – единственная женщина среди членов Народного фронта и первая женщина министр здравоохранения в правительстве Ахмадинежада. В связи с появлением Дастджерди во фракции в СМИ появились обсуждения ее возможной кандидатуры, что стало бы беспрецедентным случаем в истории Исламской Республики. Дело в том, что в Конституции страны используется арабское слово «rijal» для лиц, имеющих право выдвигать кандидатуру на пост президента, которое может переводиться и как «мужчина», и как «деятель» без указывания пола. Однако, сама Дастджерди опровергла возможность своего выдвижения и отметила, что члены фракции не будут выдвигать свою кандидатуру, а только должны выбрать единого кандидата.
Секретарь Совета по целесообразности принимаемых решений генерал-майор Мохсен Резаи недавно вернулся в армию, и по приказу Верховного лидера Али Хаменеи и избирательному закону, а также в соответствии с общим порядком, установленном Советом по целесообразности не имеет права заниматься политической деятельностью в пользу какой-либо партии или группы. Тем не менее, он официально выразил поддержку Народному фронту. Мохасен Резаи также заявил, что следующий президент Ирана будет революционер, добавив: «Я уважаю задачи, которые ставит перед собой Народный фронт исламской революции, поэтому мне сложно отклонить их просьбу (стать кандидатом на выборах)». Напомним, что Резаи два раза баллотировался в президенты и один раз в Меджлис (парламент), но не набрал необходимое количество голосов.
12-летний мэр Тегерана Мохаммад Багер Калибаф, который является одним иза ярких консервативных деятелей и возможный кандиадт, тоже не раз пробовал свои силы на президентских выборах, но также не набирал голосов. За годы его руководства столицей Исламской Республике, и за два года руководства Тегераном его предшественником Махмудом Ахмадинежадом, Корпусу стражей перешли крупные земельные участки города, строительные проекты осуществлялись компаниями КСИР, коррупционные дела расследуются по сей день.
Как известно, сам бывший президент Амадинежад принимать участие в выборах не будет из-за предупреждения Верховного лидера, который назвал его участие нецелесообразным. Однако его сторонники намерены продолжить борьбу за продолжение дела своего предводителя. Единомышленники и бывшие член правительства Ахмадинежада создали коалицию «Единство» (Yekta), чтобы определить единого кандидата в президенты. Среди сторонников неоконсерваторов о выдвижении своей кандидатуры заявил вице-президент правительства Ахмадинежада Хамид Багаи. По мнению экспертов в ИРИ, в случае победы последнего бывший президент получит возможность вернуться на политическую арену.
Редакция рекомендует
На днях стало известно также о том, что бывший глава Совета по целесообразно Хамеши Рафсанджани разработал стратегию для участия реформистов в выборах в мае. Об этом сообщил один из его приближенных Хоссейн Мараши. По его словам перед смертью Рафсанджани сообщил, что обсудил свою стратегию с президентом Хасаном Роухани, и тот выразил свое одобрение. Согласно этой стратегии реформистский фронт должен представить еще одного кандидата, чтобы укрепить свои позиции. Возможно, Рафсанджани намеревался выдвинуть свою кандидатуру, ведь выборы в Совет экспертов 26-го февраля 2016 года показали, что у него есть немало сторонников. Однако, подробности плана Рафсанджани неизвестны. Мараши в своем интервью агентству ISNA заявил, что прошедшие выборы в Меджлис показали, что реформисты всей страны показали, насколько они едины и настроены решительно. На данный момент Хасан Роухани единственный кандидат от реформистов, но, возможно, его сторонники все же решат подстраховаться и заявить о втором кандидате.
Как можно заметить, позиция Верховного лидера неочевидны. Будучи консервативным лидером, он не заявлял о своей поддержке ни одной из консервативных фракций. О своих симпатиях к реформистам Хаменеи также не высказывал никаких мнений.
Ида Саркисян – журналист, эксперт по Ирану и Армении
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.