Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.03.2017 | Олег Громов

Забытая Ливия: новый плацдарм для исламистов?

ЛивияНа фоне войны в Сирии и международных усилий по примирению или уничтожению сторон конфликта остается в тени ситуация в Ливии. Там после ликвидации правительства Муаммара Каддафи и самого лидера Джамахирии в 2011 году фактически страна оказалась расколота на несколько группировок, которые условно можно разделить на светские силы и исламистов разного толка.

Правительство и парламент в Тобруке (Палата представителей) под руководством Агилы Салаха Исы контролирует наиболее богатые нефтью и оснащенные экспортными нефте- и газовыми терминалами восточные районы страны (Киренаику) и часть западных (Триполитании). В военном плане оно опирается на силы «Национальной ливийской армии» генерала-эмигранта Халифы Хафтара – наиболее авторитетного среди военных и гражданских лидера Ливии на востоке страны.

Запад страны контролирует Правительство национального единства во главе с Фаизом Сараджем. Его официально поддерживает Палата представителей, однако правительство Сараджа не поддерживает генерала Хафтара, которого боятся как потенциального узурпатора.

Буквально между ними существуют и воюют многочисленные группировки ливийских исламистов, не желающих отдавать плоды победы над Каддафи в руки своих бывших умеренных товарищей по борьбе. Наиболее умеренное крыло этих сил представлено Новым Всеобщим национальным конгрессом Ливии, состоящим из таких групп как «Братья-мусульмане» и им подобных.

Самые боеспособные и организованные части ливийских исламистов с 2014 года воюют под знаменами «Исламского государства». Они действуют в районе «ливийского полумесяца» - залива Сирт, где сосредоточены основные нефтеналивные терминалы и рядом с которым находятся основные запасы ливийской нефти. В 2015-2016 годах «ИГ» удавалось даже захватить и удержать крупный порт Сирт, однако в настоящее время джихадисты контролируют лишь отдельные кварталы Бенгази и более мелкие населенные пункты. Развернуть активное наступление внутри Ливии им не дают силы генерала Хафтара, подпитываемые из Египта и, по информации европейских и американских СМИ, из России.

Возможность перерастания тлеющего в Ливии конфликта в активную стадию по аналогии с Сирией более велика сейчас, чем еще год назад. Дополнительным фактором служит динамика ситуации в Сирии и Ираке. Пусть до победы над «ИГ» еще далеко, но вектор на постепенное стратегическое поражение исламистов в этом регионе очевиден. А значит неизбежно перетекание основных ресурсов и сил боевиков в другие регионы. И здесь есть три альтернативных варианта, куда перебросить основные силы и центры управления – это Ливия, регион Афганистана и Пакистана, а также Нигерия. Во всех трех регионах «ИГ» представлено местными группами боевиков и примкнувших к ним иностранных наемников, присягнувших на верность лидеру «ИГ» Аль-Багдади и его идеалам. В Нигерии это слишком малочисленные группы, кроме того, правительство в этой стране гораздо сильнее, чем в Ливии или Афганистане. Что касается последнего, то активной экспансии сюда «ИГ» мешают талибы, не желающие делиться властью с Аль-Багдади.

Остается Ливия. Здесь выгодная политическая ситуация – раздробленность светских и умеренных исламистских сил. Относительно слабые позиции генерала Хафтара на западе страны, что мешает ему установить контроль над всей Ливией. И – самое главное – большое количество работающих нефтеналивных терминалов в районах, непосредственно примыкающих к местам базирования «ИГ».

Международное сообщество в лице постоянных членов Совбеза ООН не желает активно вмешиваться в ливийское урегулирование. Неясно, кого и как поддерживать, а также не спровоцирует ли открытая поддержка одной стороной со стороны внешних игроков всплеска насилия – очередную гражданскую войну? Кроме того, ни США, ни России, ни тем более странам ЕС не нужен еще один масштабный конфликт на Ближнем Востоке, который будет выкачивать ресурсы и людские жизни, а также грозить новыми «афганистанами» и «ираками» при в целом неопределенной ситуации в Сирии. Этот фактор также играет на руку «Исламскому государству». Это точный слепок ситуации в Сирии, до начала активного вмешательства разных коалиций в конфликт. По этой причине стоит ожидать, что вскоре основным театром боевых действий с терроризмом станет именно Ливия – незаслуженно «забытая» на несколько лет великими державами. В результате мы столкнемся с ситуацией кочующего «ИГ», когда оно сможет мобильно переносить командные центры из одного региона в другой, используя слабость правительств отдельных стран, низкий уровень жизни местного населения и общую политическую раздробленность.

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net