Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.03.2017 | Сергей Маркедонов
Абхазия: политический пейзаж накануне выборов
12 марта 2017 года в Абхазии пройдут выборы в Народное собрание шестого созыва. Традиционно абхазские избирательные кампании проходят при высоком уровне конкуренции. Но предстоящее голосование не сводимо к изменениям в составе депутатского корпуса. Нынешняя кампания, скорее всего, будет иметь, немалые последствия для политического развития республики.
Выборы в парламент проходят на фоне неразрешенного внутриполитического кризиса. Его крайнюю остроту удалось снять в декабре прошлого года, когда в результате сложных переговоров представители президентской команды и оппозиции смогли достичь компромисса. Рауль Хаджимба тогда предложил своим оппонентам занять ряд высоких должностей, а «народный сход», направленный против главы республики, был свернут. Стоит заметить, что гарантом достигнутых соглашений выступил спикер Народного собрания Валерий Бганба. Этот факт свидетельствует, что в политических процессах Абхазии роль высшего представительного органа значительна. В обществе его воспринимают, как возможного арбитра в потенциальных спорах и противостояниях.
Между тем, декабрьские события - это последствия майского кризиса 2014 года, который завершился досрочным прекращением полномочий третьего президента Абхазии. В свою очередь корни внутриабхазского раскола (речь, естественно, о постсоветском периоде) мы можем найти в противоречиях между Владиславом Ардзинбой и Александром Анквабом начала 1990-х годов. Однако, какими бы глубокими не были нынешние противоречия, очевидно, что ни власть, ни оппозиция (которые уже менялись местами) не могут одержать сокрушительной победы друг на другом. В пользу преимущества власти обычно приводят аргумент про провалившийся референдум в июле прошлого года, который мыслился оппозицией, как средство для потенциальной досрочной отставки президента Абхазии. В этом же контексте рассматривают и декабрьские акции, которые не собрали количества участников, критически значимого для властей. Но при этом забывается, что в ноябре и декабре после провала затеи с всенародным волеизъявлением были озвучены новые требования ухода Хаджимбы и предприняты попытки проведения «народного схода». И именно эти инициативы заставили власти пойти на некоторые, пускай и тактические уступки. Следовательно, никаких резонов для «головокружения от успехов» у президентской команды быть не может. Фактически предстоящие выборы станут тестом на устойчивость и декабрьских договоренностей (в данном случае речь не о формально-буквалистской их трактовке, а о компромиссе, как таковом), и всей политсистемы Абхазии. Во многом от них зависит и политическая будущность действующего президента Рауля Хаджимбы.
К слову сказать, для него парламентская кампания 2017 года будет первой избирательной гонкой в качестве главы республики. Пять лет назад он принимал участие в ней, как оппозиционный кандидат, за год до того претендовавший на кресло президента, но проигравший свою третью попытку. Сегодня он готовится встретить новый состав парламента, с которым, не исключено, ему будет сложно работать. Впереди у Хаджимбы два года президентства. И не исключено, что это время будет нелегким периодом выстраивания отношений с высшей представительной властью Абхазии. Вся подготовка к мартовским выборам прошла в целом корректно. Обозреватели уже не раз отметили бедность партийных программ и однообразие лозунгов. Но в республике партии вовсе не похожи на аналогичные европейские политические институты. Свою роль играет и мажоритарная система выборов, которая не дает даже имеющимся партиям со всеми имеющимися особенностями развернуться в полную мощь. Как бы то ни было, а конкуренция на выборах высока. На 35 мест претендуют 138 человек. Среди них те, кто решил попытать депутатского счастья немало опытных политиков, которые уже проявили себя и в управленческой работе, и в оппозиционной деятельности. По справедливому замечанию российского кавказоведа Александра Скакова, основная интрига выборов состоит в том, «какое количество мест получит партия власти и «разнородные» силы оппозиции». Добавим также, многое будет зависеть от способностей этих «разнородных» элементов к объединению и выдвижению эффективных лидеров.
И в контексте будущих раскладов в депутатском корпусе, наверное, основное внимание привлекает к себе выдвижение в качестве претендента экс-президента Абхазии Александра Анкваба. Своей инициативой он создает интересный прецедент. Ранее в республике, а также и на всем постсоветском пространстве (включая и государства-члены ООН) не было случаев возвращение бывших руководителей в политику ранге народного избранника. Потенциально депутатский мандат открывает Анквабу путь к посту спикера. С большими оговорками схожий путь проделал такой политический «тяжеловес» Армении, как Карен Демирчян. Но он получил спикерское кресло уже в условиях независимости, имея за спиной не президентский пост, а должность «первого коммуниста» Армянской ССР (первого секретаря ЦК КПА). В случае же с Анквабом остроты ситуации добавляет тот факт, что он покинул пост главы республики в результате массовых волнений, а не в срок, когда его легислатура истекала.
Редакция рекомендует
Впрочем, дело не только в демографических показателях и в имеющемся политическом цейтноте. Сегодня Анкваб оказывается в условиях, чем-то схожих с тем контекстом, с которым совсем еще недавно столкнулся экс-президент Грузии Михаил Саакашвили. Оставив на некоторое время родину, вчерашние лидеры пытаются вернуться, но в одну реку дважды не войти, политический контекст меняется и не в их пользу. Как справедливо отмечает публицист Антон Кривенюк, «в хаосе политико-силовых группировок, Анкваб неизбежно будет лишь одним из, невозможно представить себе возникновение столь мощной коалиции, которая победит и зафиксирует это положение». Даже вчерашние соратники, существуя в новых реалиях, начинают уставать от лидеров, вынужденных силою обстоятельств покинуть площадку. И их возвращение начинает восприниматься как вызов уже не только властью, но и частью оппозиции, скрыто или явно. В любом случае персональный результат Анкваба - одна из главных интриг мартовских выборов, хотя, скорее всего, экс-президента лично интересует не столько он, сколько возможности для его дальнейшей политической капитализации.
Однако какие бы расклады ни были бы в будущем составе Народного собрания и как бы ни складывались отношения депутатского корпуса и президентской команды, абхазские политики, представляющие разные ветви власти, видят Россию в качестве стратегического ориентира. Внутренние противоречия не будут оказывать влияния на асимметричные отношения Москвы и Сухуми. На сегодняшний момент российские «кураторы» Абхазии воздерживаются от действий, аналогичных тем, что наблюдались в 2004-2005 гг., а также имели место во время президентской кампании 2011 года в Южной Осетии. Впрочем, выборы - это не только избирательная гонка, но и подведения ее итогов, и интерпретация. После 12 марта станет ясно, насколько качество российского присутствия в Абхазии повысилось.
Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.