Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

08.04.2017 | Александр Ивахник

Истинный Трамп и сирийское обострение

Удары США в СирииЗа несколько дней ситуация в Сирии и вокруг нее изменилась коренным образом. Во вторник около сотни людей в городе Хан-Шейхун провинции Идлиб погибли под действием отравляющих веществ, вину за которое все, кроме России и Ирана, приписали войскам Асада. В ночь на пятницу США ударили по авиабазе сирийских ВВС в провинции Хомс крылатыми ракетами. Москве остается с тоской вспоминать о временах президента Обамы.

4 апреля агентство Reuters со ссылкой на базирующийся в Лондоне Сирийский совет по надзору за правами человека сообщило, что в городе Хан-Шейхун в провинции Идлиб сирийские или российские самолеты нанесли авиаудар с применением токсичного газа, в результате чего погибли около 60 человек, среди которых множество детей. Всемирная организация здравоохранения, ссылаясь на партнерские организации, работающие в Идлибе, указала, что в результате атаки умерло по меньшей мере 70 человек и еще сотни пострадали. Надо уточнить, что город Хан-Шейхун, как и вся провинция Идлиб, контролируется вооруженной оппозицией, но версии по поводу доминирующей там силы разнятся: то ли это «Ахрар аш-Шам», присоединившаяся к объявленному в Астане сирийскому перемирию, то ли «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее известная как «Джебхат ан-Нусра», запрещенная в РФ).

Медики, работавшие на месте поражения, отмечали, что у пострадавших имеются симптомы отравления нервно-паралитическим газом зарин: конвульсии, выделение изо рта белой пены и отсутствие реакции на свет. Большинство жертв умерло от удушья. Мировые СМИ заполонили видео и фото из Хан-Шейхуна с изображениями страдающих и мертвых детей и женщин. Естественно, реакция в мире, сочетающая сочувствие и возмущение, была быстрой и весьма бурной.

Конечно, различные группировки сирийской оппозиции, включая взаимодействующую с Москвой Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил Сирии, возложили ответственность за применение химического оружия на армию Башара Асада. Со своей стороны, Дамаск, конечно, решительно отверг все обвинения в применении химоружия. «Сирийская Арабская Республика подчеркивает, что все эти сфабрикованные обвинения не остановят ее в борьбе с терроризмом, с его сторонниками и спонсорами в Саудовской Аравии, Турции, Катаре и в некоторых странах ЕС», – заявил агентству SANA источник в МИД Сирии. Но большая проблема Башара Асада состоит в том, что к нему нет доверия в мире не только касательно общих методов «умиротворения» собственного народа, но и по части химического оружия. 23 июня 2014 года Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) сообщила о вывозе последней партии химического оружия с территории Сирии. Однако прошлым летом эксперты миссии ООН и ОЗХО подготовили доклад об использовании химоружия в Сирии в девяти эпизодах. В шести случаях не удалось установить сторону, применявшую отравляющие вещества. Но в двух случаях (в апреле 2014 года и в марте 2015 года) эксперты ООН и ОЗХО обвинили правительственные силы.

Сразу после массовых отравлений в Хан-Шейхуне с жестким осуждением действий Башара Асада выступили ведущие европейские страны, которые прежде откровенно признавали собственное бессилие в отношении трагических сирийских событий. Глава МИД Великобритании Борис Джонсон 4 апреля заявил, что все доказательства и полученная к этому моменту информация указывают на то, что химическое оружие в сирийской провинции Идлиб применили именно силы Башара Асада. Джонсон назвал режим Асада «варварским». Уходящий президент Франции Франсуа Олланд и глава МИД страны Жан-Марк Эйро высказали примерно те же оценки. Министры иностранных дел стран Евросоюза, собравшись 4 апреля в Люксембурге, приняли заявление, в котором говорится, что «при нынешнем режиме в Сирии не может быть прочного мира».

Вероятно, весьма чувствительным для Кремля стало то, что с резким осуждением действий Башара Асада выступили важные партнеры России в регионе – президент Турции Эрдоган и премьер-министр Израиля Нетаньяху. Эрдоган в телефонном разговоре с президентом Путиным указал на то, что подобные инциденты с применением оружия массового уничтожения могут поставить под угрозу те договоренности, которые Дамаску и вооруженной оппозиции удалось достигнуть в Астане по инициативе России, Турции и Ирана.

Первой реакцией России на трагический инцидент в Хан-Шейхуне стало заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Едва ли это заявление можно считать адекватным. Захарова назвала сообщения из пострадавшего города «фальсифицированными» и высказала мнение, что видеозаписи с задыхающимися мирными жителями могут оказаться постановочными. Последовавшее затем заявление Минобороны РФ дало больше пищи для толкований. Официальный представитель ведомства Игорь Конашенков сообщил: «По данным российских средств объективного контроля воздушного пространства, 4 апреля сирийская авиация нанесла удар в районе восточной окраины Хан-Шейхуна по крупному складу боеприпасов террористов и скоплению военной техники. На территории этого склада находились цеха по производству фугасов, начиняемых отравляющими веществами». В связи с этим зарубежные СМИ отметили: утверждение Минобороны РФ фактически означает, что сирийские военные знали о хранении на военных складах в Хан-Шейхуне отравляющих веществ и целенаправленно атаковали эти склады, несмотря на то, что подобный авиаудар представлял очевидную угрозу для жизней мирных граждан.

В четверг пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков дважды выступил с более взвешенными заявлениями. В первом он признал, что инцидент в Хан-Шейхуне – «это, действительно, достаточно угрожающее развитие событий, это, действительно, очень опасно и чудовищное преступление». Вместе с тем он призвал не «вешать ярлыки поспешно». «Мы не согласны с теми оценками, которые даются, потому что сразу после трагедии ни у кого не было доступа в этот район, и никто не мог обладать реалистичной, проверенной информацией», – сказал Песков. Позже в тот же день в интервью американскому агентству AP пресс-секретарь президента РФ отметил, что поддержка Россией Башара Асада «не является безоговорочной» и что «совершенно неправильно говорить, что Кремль может убедить Асада делать всё, чего бы ни захотели в Москве». По словам Пескова, Россия ожидает полного международного расследования инцидента в Идлибе.

5-6 апреля последовало длительное обсуждение событий в Сирии в Совете Безопасности ООН. Уже 4 апреля вечером США, Франция и Великобритания внесли в Совбез проект резолюции в связи с сообщениями о применении химоружия в провинции Идлиб. Проект осуждал использование химоружия в Сирии и предписывал Дамаску предоставить совместному механизму ОЗХО-ООН по расследованию химинцидентов в Сирии имена командиров вертолетных эскадрилий и сведения о воздушных операциях, в том числе планы полетов и данные бортовых журналов, датированные 4 апреля. Также в адрес Сирии выдвигалось требование незамедлительно предоставлять этим структурам доступ на свои авиабазы и оперативно организовывать запрашиваемые встречи с армейским руководством. Россия тут же предупредила, что наложит вето на этот проект.

5 апреля Россия представила в Совбез свой проект резолюции по Сирии. Он предусматривал отправку экспертов ООН и ОЗХО на место предполагаемого инцидента для проведения «полномасштабного расследования с использованием всего спектра методов». Кроме того, российский проект содержал требование ко всем сторонам в Сирии без промедления предоставить специалистам «свободный и безопасный доступ к месту происшествия и прилегающим районам». После долгих консультаций в четверг членам Совбеза ООН не удалось выработать компромиссный проект резолюции.

Тем временем, резко изменилась позиция новой администрации США в отношении режима Асада. Еще 30 марта постоянный представитель США при ООН Никки Хейли заявила журналистам, что политика США в Сирии больше не нацелена на свержение президента Башара Асада, а главной целью Вашингтона является поиск путей к прекращению гражданской войны в стране. Но 5 апреля госсекретарь США Рекс Тиллерсон выступил с крайне жестким заявлением. «США решительно осуждают химическую атаку в провинции Идлиб. Мы продолжаем изучать ужасающую ситуацию, но ясно, что это то, как действует Башар Асад, – с жестоким, беззастенчивым варварством, – сказал Тиллерсон. – Те, кто защищает и поддерживает его, включая Россию и Иран, не должны питать иллюзий относительно Асада или его намерений. Тот, кто применяет химическое оружие против своего народа, демонстрирует фундаментальное пренебрежение человеческой порядочностью и должен нести ответственность». Россия и Иран как гаранты сирийского перемирия, согласованного в Астане, несут за смерти в Хан-Шейхуне особую ответственность, добавил Тиллерсон.

В тот же день президент Дональд Трамп во время совместной с королем Иордании Абдаллой II пресс-конференции в Вашингтоне заявил: «Моя позиция в отношении Сирии и Асада очень сильно изменилась... То, что произошло вчера, для меня неприемлемо. Хуже ситуация быть уже не может». Глава Белого дома возложил ответственность за произошедшее в Идлибе непосредственно на Асада и добавил: «Эти ужасные деяния режима Асада терпеть невозможно. США стоят вместе с союзниками во всем мире, осуждая этот ужасный инцидент и все другие ужасные инциденты». В ответ на вопрос о возможной реакции США на события в Хан-Шейхуне, Трамп обронил: «Вы увидите, какое у нас будет послание».

О смысле этого послания мир узнал 7 апреля. В ночь на пятницу с эсминцев ВМС США Porter и Ross, находившихся в Восточном Средиземноморье, было выпущено 59 крылатых ракет Tomahawk по сирийской авиабазе Шайрат в провинции Хомс. Ракеты были выпущены по аэродрому, с которого, по данным американской разведки, была начата химатака в Идлибе. Особо на себя обращает внимание, что аэродром Шайрат, по данным СМИ, использовался и российскими ВКС. При этом в Минобороны США заявили, что по части базы, где могли находиться российские самолеты, удары не производились. Представитель Пентагона сообщил журналистам, что российских военных уведомили о предстоящих ударах за два часа до атаки.

Вскоре после удара президент США выступил с заявлением. Трамп сказал, что США защищают «жизненно важные интересы национальной безопасности», и призвал другие «цивилизованные страны» присоединиться к попытке США «положить конец сирийской бойне».

Можно с большой уверенностью предположить, что будь сейчас на месте Трампа Барак Обама, ракетного удара США по сирийской авиабазе не последовало бы. Обама резко критиковал Башара Асада, но действовал крайне осторожно и взвешенно, при необходимости ставя заслон рвению военных. Тем более в данном случае действительно нет твердых доказательств того, что в Хан-Шейхуне имела место химическая атака с воздуха по приказу сирийских властей. Но Дональд Трамп – человек с другим опытом, другими профессиональными навыками и, главное, с другим психотипом. Неоднократно с тревогой отмечавшиеся экспертами импульсивность и непредсказуемость Трампа проявились сейчас со всей очевидностью.

Тем не менее, антагонизм по отношению к Башару Асаду в мире и в ближневосточном регионе столь велик, что ракетный аудар США уже публично поддержали такие ключевые страны, как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Австралия, Япония, Турция и Израиль. Китай выразился уклончиво, призвав к сдержанности все стороны и к поискам политического решения.

Как и следовало ожидать, позиция России однозначно негативная. «Президент Путин считает американские удары по Сирии агрессией против суверенного государства в нарушение норм международного права, причем под надуманным предлогом», – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Этот шаг Вашингтона наносит существенный урон российско-американским отношениям, и без того находящимся в плачевном состоянии. А главное, как считает Путин, этот шаг не приближает нас к конечной цели в борьбе с международным терроризмом, а наоборот, создает серьезное препятствие для создания международной коалиции по борьбе с ним и эффективному противодействию этому всемирному злу», – транслировал позицию российского президента Дмитрий Песков. МИД и Минобороны РФ объявили, что Россия приостанавливает действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, заключенного с США. МИД также призвал Совбез ООН провести чрезвычайное заседание для обсуждения сложившейся ситуации.

Каковы могут быть последствия неожиданного поворота в сирийской ситуации? В свете отчетливо антиасадовской и проамериканской позиции Анкары теперь можно ждать распада трехсторонней коалиции России, Турции и Ирана и соответственно срыва дальнейших переговоров в Астане. Совершенно призрачными становятся и перспективы межсирийских переговоров в Женеве по политическому урегулированию.

Теперь Кремль перед сложнейшим выбором: как действовать, если американские удары продолжатся? Россия вложила слишком много сил и средств в поддержку Башара Асада, не говоря уже о погибших там российских военных и наемниках из ЧВК Вагнера. В такой ситуации просто наблюдать, как США будут крушить авиацию Асада, стратегически проигрышно и психологически унизительно. С другой стороны, прямая военная конфронтация с США влечет запредельные риски. Но даже если удар крылатыми ракетами по авиабазе Шайрат останется единичным актом, имеющим характер предупреждения, варианты дальнейших действий России в сирийском конфликте совершенно туманны.

Ясно одно. Надежду Москвы на то, что именно Сирия станет плацдармом тесного взаимодействия между Россией и США, который позволит вывести двусторонние отношения из глубокого кризиса, можно отбросить в сторону. Речь теперь идет о том, как удержать эти отношения от скатывания в неконтролируемое пике.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net