Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
23.05.2017 | Сергей Маркедонов
Нагорно-карабахский маятник
18 мая сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с кратким заявлением о ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта. В нем дипломаты констатировали, что «согласно информации из многочисленных источников, заслуживающих доверия, 15 мая вооруженные силы Азербайджана выпустили ракету через линию соприкосновения сторон… Вечером 16 мая, а затем 17 мая армянские вооруженные силы ответили огнем минометов различного калибра».
Майское обострение в Нагорном Карабахе не осталось в стороне и от российского министерства иностранных дел. После прошлогодней военной эскалации Москва, поддерживая усилия Минской группы, в то же самое время, пытается обозначить свою особую роль в процессе мирного урегулирования. На брифинге официального представителя МИД РФ Марии Захаровой (он также прошел 18 мая) прозвучал вопрос о положении дел в конфликтном регионе. На него был дан следующий ответ: «Действительно, согласно информации из различных источников, 15 мая с азербайджанской стороны был обстрелян военный объект, находящийся по ту сторону линии соприкосновения. Соответственно отреагировала другая сторона».
Нагорно-карабахская тема ожидаемо оказалась в фокусе внимания первого заседания Национального собрания Армении VI созыва (которое было сформировано по итогам парламентских выборов 2 апреля). Оно также состоялось 18 мая. В политическом послании к вновь избранному высшему представительному органу страны (чья роль в результате конституционной реформы значительно повышается) президент Серж Саргсян, коснувшись, как внутриполитических, так и международных аспектов многолетнего этнополитического конфликта, сформулировал принципиальные подходы официального Еревана к его урегулированию: «Для нас приемлемо изменение статус-кво, но только и только в случае комплексного решения задачи. Армения неоднократно высказывалась в пользу компромиссного решения, суть которого в признании и реализации права Арцаха на самоопределение».
Об обострении в Нагорном Карабахе высказался и Ара Баблоян, избранный спикером Национального собрания. По его словам, «Минская группа ОБСЕ впервые заявила, что инициатива нарушения принадлежит Азербайджану». Оценка новоизбранного председателя парламента в последние дни стала общим местом в публикациях СМИ, выступлениях экспертов и блоггеров в Армении. Схожим образом оценивается и комментарий официального представителя российского МИД. Таргетирование Азербайджана в качестве своеобразного «первоисточника» майской напряженности, напротив, вызвало всплеск недовольства азербайджанской блогосферы и политологического сообщества. Позиции дипломатов-посредников и официальной Москвы были расценены, как предвзятые. Между тем, в двух заявлениях от 18 мая содержатся нюансы, которые не позволяют говорить о том, что Минская группа или российский МИД полностью отошли от привычного для их дипломатической стилистики принципа равноудаленности. Признавая своеобразное «первенство» Баку в данном конкретном инциденте, и сопредседатели, и официальный представитель Смоленской площади не отрицают ответных действий с армянской стороны. Сохраняется и следование принципу солидарной ответственности участников конфликта. Так текст заявления Минской группы завершается следующим выводом: «Сопредседатели осуждают недавние нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения и призывают стороны (не одну сторону!- авт.) принять все необходимые меры для предотвращения дальнейшей эскалации конфликта». Если же говорить про ответ Марии Захаровой, то суть позиции Москвы (она названа официальным представителем МИД «принципиальной) состоит в том, что «Россия как посредник в урегулировании нагорно-карабахского конфликта осуждает нарушение режима прекращения огня и призывает стороны предпринять все необходимые меры для предотвращения дальнейшей эскалации напряженности в зоне конфликта». Заметим, осуждает не Баку или Ереван, а сам факт нарушения перемирия, который чреват окончательным сломом нынешнего статус-кво. Для РФ это грозит непредсказуемыми рисками.
Впрочем, разбирая высказывания дипломатов-сопредседателей Минской группы, а также представителей России и Армении, не стоит забывать и об оценках недавних инцидентов со стороны официального Баку. Интересно то, что азербайджанская сторона не стремится замолчать факт обстрела с их стороны, имевший место 15 мая 2017 года. Однако она пытается легитимировать эти действия той угрозой, которую могло представлять размещение армянскими силами вдоль линии соприкосновения комплекса «Оса». По словам Хикмета Гаджиева, руководителя пресс-службы МИД Азербайджана этот шаг со стороны противника создавал угрозу для полетов азербайджанских летательных аппаратов. При этом Баку традиционно актуализирует проблему нетерпимости нынешнего статус-кво, акцентирует внимание на необходимости деоккупации, оставляя в тени вопрос о юридически обязывающем референдуме по определению политико-правовых перспектив Нагорного Карабаха.
Таким образом, очередное обострение ситуации в конфликтном регионе принципиальной новизны не принесло. Каждая из сторон, как непосредственно вовлеченных в затяжное противостояние, так и заинтересованных игроков, сохранила свои прежние подходы. Что остается в сухом остатке? Динамичный статус-кво, то есть положение дел, при котором переговорный процесс сменяется новой эскалацией, но не скатывается в полномасштабную войну, сохраняется. «Нагорно-карабахский маятник» работает исправно. В канун первомайских торжеств в Москве прошла рабочая встреча министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении, в ходе которой состоялось обсуждение перспектив мирного урегулирования. Главы внешнеполитических ведомств тогда договорились о продолжении дипломатических консультаций. После событий 15-17 мая переговорный темп, говоря спортивным языком, сбит. По словам Марии Захаровой, «что касается встречи и продолжения контактов, то пока мне анонсировать нечего». Думается, Эльмар Мамедьяров и Эдвард Налбандян были бы готовы солидаризироваться с оценкой официального представителя МИД РФ. Между московской встречей и майским обострением дистанции чуть больше двух недель (с поправкой на праздники). Предыдущий всплеск вооруженного противостояния (если оставить в стороне регулярные нарушения перемирия) имел место в ночь с 24 на 25 февраля 2017 года. Случился он через 8 дней после переговоров «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности, которые провели дипломаты-сопредседатели Минской группы ОБСЕ с главами МИД Азербайджана и Армении. Как видим, эскалации с завидной регулярностью сменяют дипломатические раунды. При таком чередовании практически невозможно «устаканить» мирный процесс, поскольку за каждым шагом вперед следуют два назад. Всякое новое военное обострение требует времени на «возвращение» к диалогу. Но новый диалоговый раунд не имеет дальнейшего продолжения. Закрепить имеющиеся договоренности чем-то большим, чем обещанием новой встречи и «продолжения поиска компромисса» не получается. Вслед за рукопожатиями президентов, глав внешнеполитических ведомств и дипломатов-посредников в разговор вступают пушки. Как следствие, проблемы с «анонсированием» новых встреч и контактов на фоне взаимных обвинений и воинственной риторики. Проходит время, делаются новые анонсы, встречи и контакты продолжаются. Но потом карабахский маятник совершает движение в обратном направлении.
Эта конфликтная физика имеет свои системные основания. После долгих лет чередования переговоров и военных эскалаций стороны по-прежнему не готовы к серьезным компромиссам. Апелляция к «обновленным Мадридским принципам», которую делают представители и Баку, и Еревана сама по себе мало что значит, поскольку этот «священный текст» интерпретируется по-разному. И не только на государственном уровне, о чем в своем выступлении в Национальном собрании Армении 18 мая рассказал и Серж Саргсян. При этом страны - сопредседатели Минской группы ОБСЕ, несмотря на общность подходов к урегулированию конфликта, не считают эту цель настолько критически важной для себя, чтобы сосредоточиться на поиске практических механизмов если не принуждения, то подталкивания Баку и Еревана к миру. Тем более контуры этого мира еще нуждаются в существенной конкретизации и доработке. В то же самое время и стороны конфликта, и вовлеченные в его разрешения игроки понимают опасности и издержки неконтролируемой эскалации.
Следовательно, нагорно-карабахский маятник продолжает свою работу. Незадолго до событий 15-17 мая был анонсирован региональный визит дипломатов-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Он запланирован на июнь - начало июля 2017 года. И пока что на сайте Организации нет обновленной информации, которая предполагала бы перенос или отмену этой поездки. Скорее всего, если не случится очередного резкого обострения, Игорь Попов, Стефан Висконти и Ричард Хогланд снова примутся за привычное дело. По словам американского сопредседателя, их работа «состоит в том, чтобы создать такую атмосферу доверия, которая позволила бы обеим сторонам сесть за стол переговоров». Непраздный вопрос, как сделать так, чтобы эта атмосфера не позволяла бы сторонам проверять друг друга на прочность на линии соприкосновения. Пока эта цель не достигнута, дипломатические раунды будут неизбежно чередоваться с новыми военными «тестированиями», уже превратившимися в дополнительный инструмент для убеждения партнера по переговорам.
Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.