Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
29.05.2017 | Политком.RU
План Медведева: надежда на инерцию
22 мая премьер-министр России Дмитрий Медведев представил Владимиру Путину план работы правительства на следующие восемь лет. Программа, подготовленная МЭРом, получила гриф «для служебного пользования» и не публикуется. Премьер заявил, что уже до 2020 года возможен выход темпов роста российской экономики на уровень выше среднемировых. К концу мая свой вариант стратегии развития России президенту России должен представитель глава ЦСР Алексей Кудрин.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев встретился с президентом Владимиром Путиным и представил план действий правительства на 2017–2025 годы. В нем содержится прогноз развития российской экономики, определение перспективы направлений и средств на достижение результатов. Медведев пояснил, что в плане также содержится внутриполитическая повестка дня. «Вне зависимости ни от каких персоналий, вне зависимости даже от внутриполитического графика страна должна иметь ясный и понятный план развития экономики и социальной сферы», — заявил Путин.
Документ, представленный Путину, готовился в правительстве Максимом Орешкиным и Аркадием Дворковичем. Работа шла параллельно с той, что ведут члены Экономического совета при президенте. На этой площадке свою стратегию разрабатывают конкуренты – Алексей Кудрин, на базе ЦСР, и Борис Титов на базе Столыпинского клуба.
В этом плане программа правительства носит лишь предварительный характер, на что и обратил внимание Путин. Он указал, что хотя над прогнозом работают экспертные группы, «работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений». Он предложил обсудить идеи правительства, а потом разработки экспертов и только после этого уже принять окончательный вариант.
Медведев заявил, что правительство обсуждает различные предложения с экспертами, параллельно разрабатывая свою стратегию. Путин неоднократно предупреждал, что экономический рост может быть нулевым, если его не простимулировать. Он признал, что главные причины кризиса в российской экономике связаны с внутренними проблемами, а не с внешнеполитической обстановкой.
На фоне этого Центр стратегических разработок представил прогноз, согласно которому при проведении реформ рост ВВП России в год составит 2–2,5% в среднесрочной перспективе. К 2025–2030 годам он может ускориться до 4–4,4%, что сопоставимо с уровнем среднемировых темпов и выше.
Одновременно Кудрин опубликовал в «Коммерсанте» свою колонку о пяти мифах экономического роста. Он предупреждает, что реализация вроде бы сулящих быструю выгоду «простых решений» может существенно затруднить развитие экономики России. К числу «мифов» Кудрин относит, в частности, утверждения о пользе возвращения к регулируемому курсу рубля и даже его фиксации на заниженном уровне. «Хотя режим регулируемого обменного курса может ненадолго обеспечить иллюзию стабильности, уже в среднесрочной перспективе он, скорее всего, приведет к кризису платежного баланса», — предупреждает Кудрин. Опасным считает он и использование российским ЦБ политики количественного смягчения. Глава ЦСР отмечает, что в тех странах, где эта политика используется, она была введена в условиях угрозы дефляции, тогда как в России предоставление дополнительной ликвидности на льготных условиях ускорит инфляцию и увеличит давление на рубль. Еще одним способом ускорить экономический рост называют расширение денежного предложения, что позволило бы накачать экономику деньгами и повысить доступность кредитов, в том числе долгосрочных. Однако, по словам Кудрина, увеличение денежной базы чревато ростом потребительских цен, а вот положительный эффект в сфере кредитования отнюдь не гарантирован. К числу недопустимых мер глава ЦСР отнес также ускоренное снижение процентной ставки с целью введения в строй простаивающих в настоящее время производственных мощностей. Глава ЦСР также уверен в недопустимости отказа ЦБ от таргетирования инфляции, на чем настаивают сторонники немонетарных методов, например ограничения тарифов монополий.
Все перечисленные мифы стали фактически ответом Кудрина на позицию партии роста – сторонников значительного смягчения кредитно-денежной политики, прежде всего, Титова и Столыпинского клуба. О необходимости фиксации курса рубля говорил и советник президента Сергей Глазьев.
После появления колонки Кудрина Титов написал, что не считает необходимым отказ от таргетирования инфляции, но выступает против «фетиша низкой инфляции». Титов также отметил, что меняя финансовую систему, надо влить в нее «дополнительную кровь, без которой новый механизм не заведется». «Вот о чем мы говорим, а не о том, что старым неэффективным институтам дать денег, чтобы они хоть как-то продлили прозябание», — пояснил Титов. Говоря о политике «количественного смягчения» — предоставления дополнительной ликвидности на льготных условиях», Титов заявил, что Кудрин ничего не предлагает, а лишь констатирует, что ситуация безнадежна. «А ведь есть уже и положительные примеры — у нас наблюдается реальный рост как раз в тех областях, где правительство вело активную стимулирующую политику: в сельском хозяйстве, автомобилестроении, IT, оборонке», — констатирует омбудсмен, поясняя, что его программа предлагает «не с вертолета деньги раскидывать», а «вкладывать их в конкретные проекты» импортозамещения, расширения инфраструктуры, внедрения новейших технологий.
Наконец, Титов указал, что тоже не приветствует фиксированный курс. «Нас перепутали с Глазьевым или еще с кем. Более того, считаем ошибкой ЦБ то, что он сначала перешел и слишком долго задержался и поздно вышел из политики валютного коридора. Создал огромную «спекуляцию» для банков на валютном рынке и почву для большей волатильности курса при кризисе на нефтяном рынке», — заявил Титов, подчеркнув, что он выступает за то, чтобы курс устанавливал рынок, но государство «в отдельные очень специальные моменты кризисов» могло вводить элементы мягкого денежного регулирования.
Тем временем, по данным «Коммерсанта», правительство и администрация президента теперь приступят к сведению в единую конструкцию результатов работы Минэкономики и других ведомств Белого дома над планом действий до 2025 года, предложений Центра стратегических разработок (ЦСР) до 2024 года и, возможно, альтернативных идей. Основой единой экономической программы власти будет среднесрочный план действий Белого дома до 2025 года, в предварительном варианте в мае 2017 года собранный Минэкономики под руководством министра Максима Орешкина.
Структура прогноза такова, что три блока структурных реформ — рост численности занятых в экономике, рост инвестактивности и рост производительности труда — вне зависимости от конкретного их наполнения (так, рост численности занятых проще всего реализовать повышением пенсионного возраста, но возможны и инновационные варианты) их вклад в будущее развитие оценивается как константа. Сценарные условия Минэкономики демонстрируют: в течение ближайшего двадцатилетия в заданных ограничениях на реформы существенных трансформаций экономики ожидать не следует — ни в консервативном, ни в базовом, ни даже в целевом варианте развития. Наиболее потенциально весомое и относительно мало обсуждаемое предложение Минэкономики, соответствующее целевому сценарию: развитие институтов проектного финансирования. Второй блок структурных реформ — улучшение инвестклимата — вряд ли в достаточной мере подконтролен правительству. Наконец, меры по развитию «человеческого капитала» предполагается реализовать через «приоритетный проект по повышению производительности труда», однако сопровождается некоторым сокращением доли образования и здравоохранения в ВВП.
При этом расчеты Минэкономики вряд ли могут сильно воодушевить население — при кратном росте производительности труда в целевом варианте реальные зарплаты с 2017 по 2035 год должны вырасти на 56,5% при росте ВВП за этот же срок на 78,4%, а потребление домохозяйств как доля ВВП увеличится с нынешних чуть более 50% за 18 лет на три процентных пункта. Цели по росту ВВП в прогнозе Минэкономики также не слишком амбициозны: экономика РФ в целевом сценарии достигнет пика роста — 3,6% — в 2028 году, затем замедлив темпы до 3,1% в 2035 году. Максим Орешкин говорил ранее, что для темпов роста около 3% необходимо 5 трлн руб. инвестиций в год, а также структурные изменения экономики.
Правительственный план кажется документированным утверждением инерционного курса развития экономики, где базовыми остаются идеи сторонников «партии стабильности» - жёсткой макроэкономической политики при сохранении возможностей финансовой подпитки экономики (через институты развития) при условии отсутствия снижения мировых цен на энергоносители. Однако работа над программой была построена таким образом, что дальнейшая работа правительства может вполне обойтись и без предложений со стороны Кудрина или Титова. Вероятно, сейчас ключевая работа будет выстраиваться уже не столько вокруг правительственного документа, сколько вокруг будущей предвыборной программы Владимира Путина, и именно тут развернётся основная борьба сторонников жёсткой и мягкой денежно-кредитной политики.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.