Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

02.06.2017 | Николай Пахомов

Китай: экономика как помеха внешнеполитическим амбициям

Биржа, КитайПосле того как агентство Moody’s в конце мая, впервые с 1989 года понизило суверенный кредитный рейтинг Китая китайские руководители и внешние наблюдатели получили новый повод задуматься об устойчивости роста китайской экономики. Если же оценивать произошедшее с точки зрения общей динамики международных отношений, то можно сказать, что слухи о скором доминировании Китая в мировой политике пока всё-таки преувеличены.

Любые оценки экономики Китая весьма затруднительны. Некоторые вещи очевидны: экономика страны растёт вместе с уровнем жизни, если не всех, то многих граждан, растут и китайское экономическое влияние в мире. Однако если задуматься о причинах и следствиях происходящего, вопросов, пожалуй, будет больше, чем ответов. С одной стороны, стремительный рост объясняется аккуратным и постепенным принятием коммунистическим Китаем рыночной экономики, с другой стороны, в основе этого роста – работа государственных предприятий, в долговых обязательствах многих из которых тяжело разобраться даже китайским властям. Именно рост долговых обязательств стал одной из причин решения Moody’s. В качестве второй причины названо замедление темпов экономического роста. В связи с этим можно вспомнить о другом вопросе, без ответа на который невозможно оценить перспективы китайской экономики: каким должен был этот рост для поддержания социально-экономической и, как следствие, политической стабильности КНР? Может ли эта стабильность поддерживаться при уровне менее десяти процентов? Может ли Пекин обеспечить эти десять процентов роста?

В последнее время эксперты, журналисты и политики в разных государствах мира обсуждают китайские планы нового «шёлкового пути». Волнует умы и постоянная напряжённость в Южно-Китайском море. Американские специалисты любят порассуждать о развитии китайских вооружённых сил, ВМФ и военных технологий, иногда даже буйно фантазируя о грядущей китайско-американской войне. Если формулировать проблему просто, то сводится она к тому, сумеет ли КНР сменить США, достигнувших к концу двадцатого века стратегического доминирования в международных отношениях, в качестве ведущей державы международных отношений нынешнего века?

Многие эксперты и политики торопятся ответить на этот вопрос утвердительно. (Правда, некоторые из них, пожалуй, стараются тем самым предупредить сограждан и союзников о китайской угрозе.) С ними пока едва ли можно согласиться. Начнём с того, что лидерство – это всё-таки сознательный и громкий политический шаг. Американцы в своё время взяли на себя эту ответственность. Официальный Пекин, напротив, изо всех сил старается представить Китай скромным участником международных отношений, заинтересованным лишь в отстаивании своих весьма ограниченных национальных интересов без лишнего шума и конфронтации. Дело не только в риторике: китайский спецназ не участвует в борьбе с «Исламским государством», дипломаты не осуждают другие страны с трибуны Совета Безопасности, лидеры не называют отдельные регионы зонами своей исключительной ответственности.

Понять главную причину такого положения помогает как раз решение Moody’s. В 1930-1950-ые годы в США очень ясно осознали связь между собственным экономическим развитием и участием в решении судеб планеты. С одной стороны, активность в мире помимо защиты национальных интересов, особенно в сфере безопасности, способствовала развитию американской экономики. С другой стороны, высокий уровень экономического развития обеспечивал ресурсы для активной внешней политики. Первым наглядным примером того, как США благодаря существовавшему экономическому потенциалу быстро нарастили своё участие в мировых делах стала программа «ленд-лиза», начатая ещё до вступления США во Вторую мировую войну. В рамках программы Соединённые Штаты смогли без особых проблем для себя оказать очень серьёзную экономическую помощь более чем тридцати государствам мира, боровшихся с державами Оси.

Потом последовал «план Маршалла», экономическая помощь союзникам в Азии, Африке и Латинской Америке. К концу двадцатого века экономика в США и мире претерпела значительные изменения из-за развития технологий и углубления процессов глобализации, что сказалось и на американской внешней политике. Сегодня Китай не предлагает новых рецептов создания быстрорастущей и стабильной экономики, способной обеспечить базис для внешнеполитического доминирования. Поэтому ожидать лидерства Китая в мировой политике пока не стоит, скорее, нужно пожелать КНР успеха в решении растущих экономических проблем.

Николай Пахомов – президент Нью-Йоркского консалтингового бюро

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net