Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.06.2017 | Алексей Хлебников
Расстановка «красных флажков»: к чему приведет очередной виток эскалации в Сирии?
18 июня в Сирии произошел очередной инцидент: авиация США сбила самолет Су-22 сирийских ВВС. Пентагон заявил о том, что сирийский самолет наносил удары по поддерживаемым США Сирийским демократическим силам (СДС). Дамаск в свою очередь отверг эти обвинения, указав на то, что самолет выполнял боевое задание против ИГИЛ в районе Ракки, тем самым обвинив США в том, что они «пособничают терроризму».
Эта атака стала четвертой с апреля 2017 года, когда США нанесли удар крылатыми ракетами «Томагавк» по сирийской авиабазе Шайрат. Сбитый США Су-22 ВВС Сирии стал первым подобным случаем за 6 лет войны в этой стране и в очередной раз подтвердил изменения, произошедшие в подходе Вашингтона к сирийскому кризису, и сложности на пути российско-американского сотрудничества в Сирии.
Предыдущие три атаки были произведены в районе города ат-Танф, на юге Сирии, вблизи сирийско-иордано-иракской границы против проправительственных вооруженных формирований. Эти удары были призваны дать сигнал силам, действующим на юге страны, что США не позволит им или иранским вооруженным формированиям получить контроль над стратегически важной границей между Сирией, Ираком и Иорданией. К тому же там проходит трасса соединяющая Дамаск с Багдадом и Тегераном. В случае если проправительственные силы получат контроль над этой дорогой, Иран сможет наладить поставки необходимой военной, технической и гуманитарной помощи правительству Асада по земле. Более того, зону вокруг ат-Танфа, примыкающую к границе Иордании, США в одностороннем порядке объявили «де-конфликтной» зоной. Хоть эта зона не имеет ничего общего с зонами де-эскалации, установленными по согласованию между Россией, Турцией и Ираном в результате переговоров в Астане в мае 2017, США говорит о недопустимости нахождения на территории этой зоны любых военных формирований, кроме американских и тех, которые они тренируют. Поэтому, Москва квалифицирует подобные действия Вашингтона как нарушение суверенитета Сирии и агрессию, не способствующую борьбе с общим врагом – терроризмом.
В этот же раз, США нанесли удар по воздушной цели на севере страны, где подобной активности до этого не наблюдалось. На севере самой мощной силой являются курдские отряды самообороны и СДС, частью которых сирийские курды и являются. СДС представляют собой коалицию курдских, суннитских арабских и христианских арабских сил, борющихся с ИГИЛ. Однако подавляющая часть активных боеспособных частей СДС состоит из курдов, что в целом определяет направленность действий и цели этих сил.
США с 2014 года оказывают материально-техническую и военную поддержку сирийским курдам. Однако даже при наличии американского спецназа и военных инструкторов в рядах курдов и СДС на севере Сирии, подобные инциденты, как сбитый 18 июня сирийский Су-22, не случались.
Причиной инциденту 18 июня может быть стремление США нарастить свое влияние и усилить позиции через демонстрацию силы на севере страны, где готовится наступление на «столицу» ИГИЛ, Ракку. Ведь в случае успешной операции сирийских правительственных сил и их союзников, в том числе и ВКС России, у США останется куда меньше шансов влиять на ситуацию в Сирии.
В этих условиях Вашингтон вынужден быстро и четко обозначить свою позицию. Не даром США проверяли в последние полтора месяца реакцию России на атаки на юге Сирии против проправительственных формирований. Реакция была сдержанной и сводилась в основном к осуждению, но никаких ответных действий, кроме обвинений в нарушении сирийского суверенитета предпринято не было.
Сейчас в ситуации со сбитым сирийским самолетом Министерство Обороны России отреагировало более решительно. С 19 июня Россия прекратила взаимодействие с США в рамках Меморандума о предотвращении инцидентов в небе над Сирией, а в районах выполнения боевых задач российской авиацией в Сирии любые воздушные объекты международной коалиции к западу от реки Евфрат будут отныне приниматься на сопровождение в качестве воздушных целей.
По сути, подобные ответные шаги вполне логичны. С одной стороны, Россия не может предпринять ничего более весомого, так как это приведет лишь к дальнейшей эскалации, в чем Москва не заинтересована. С другой стороны, подобные заявления о том, что Россия приостанавливает свое участие в меморандуме о безопасности полетов в Сирии не ново. В апреле 2017 года, после ракетных ударов США по сирийскому военному аэродрому Шайрат министерство обороны уже делало подобный шаг. Поэтому сегодня нужно было повысить градус серьезности ответных действий, но без дальнейшей эскалации, что Москва и сделала, заявив о том, что будет рассматривать все воздушные объекты западнее Евфрата в качестве потенциальных целей.
Вполне очевидно, что данное решение вряд ли повлияет на поведение США, а Россия вряд ли решится сбить самолет американской антиигиловской коалиции (ровно как и Вашингтон не решится сбивать российский). Ни в Москве, ни в Вашингтоне не заинтересованы в прямой конфронтации друг с другом, поэтому стороны постараются преодолеть этот инцидент довольно быстро, как и апрельскую ситуацию после американских ракетных ударов «тамогавками» по Сирии. Уже к маю ситуация была урегулирована и действие меморандума было возобновлено. Обе страны до сих пор надеются наладить сотрудничество в Сирии, одновременно испытывая пределы терпения друг друга.
Более того российское министерство обороны подчеркнуто выразило сожаление в связи с тем, что США не воспользовались существующими каналами связи между командным центром США на базе Аль-Удейд в Катаре и российской базой Хмеймим, чтобы предотвратить подобный инцидент в сирийском воздушном пространстве. Ведь ВКС России также выполняли боевые задачи в Сирии в том момент, что делает использование данных каналов для предотвращения подобных инцидентов в воздухе важным для Москвы, особенно учитывая трагедию со сбитым турками российским самолетом.
Важно отметить, что вместе с курдами на севере Сирии также действуют и войска Сирийской Армии, и истории длительного и жестокого противостояния между ними нет. Несмотря на локальные стычки масштабных и длительных боевых действий между сирийскими курдами и войсками Асада не было. Имели место даже договоренности и некоторого рода взаимодействие, в особенности против ИГИЛ и турецкой агрессии на севере страны. Поэтому потенциально существует возможность для взаимодействия между СДС и Сирийской Армией в ходе операции против ИГИЛ в Ракке. Ведь это поможет снизить количество жертв и облегчит освобождение города.
В связи с этим действия США, которые намеренно ставят под угрозу взаимодействие проправительственных войск и СДС на севере Сирии, не содействуют дальнейшему объединению усилий по борьбе с терроризмом. К тому же от подобной ситуации в целом выигрывают только террористы. Неспособность России и США договориться о параметрах антитеррористического сотрудничества в Сирии и постоянные инциденты, обостряющие отношения между Москвой и Вашингтоном, не способствуют эффективной борьбе с ИГИЛ.
Алексей Хлебников – политолог, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.