Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.06.2017 | Олег Громов

Все дело в нитке: что ждет «Турецкий поток»?

Газопровод 23 июня в Черном море президент Владимир Путин символически поучаствовал в запуске строительства глубоководной части «Турецкого потока». Громкий проект, являющийся отчасти преемником «Южного потока» может вскоре натолкнуться на те же препятствия, однако все же имеет лучшие перспективы.

«Турецкий поток» будет состоять из двух ниток. Первая предназначается для удовлетворения внутренних потребностей Турции (сейчас газ туда поставляется частично по «Голубому потоку» через Черное море, частично – транзитом через Украину, Молдавию и Балканы), а вторая нацелена на рынок стран Южной Европы и Балкан. Если по первой части проекта вопросов минимум (с учетом некоторого потепления отношений между Эрдоганом и Путиным), то по второй части «потока» – наоборот, максимум.

МИД России в начале текущего года сомневался, что Еврокомиссия одобрит закупки газа европейскими потребителями по второй нитке. Более того, директор четвертого европейского департамента российского внешнеполитического ведомства Александр Боцан-Харченко высказывал опасения, что этот проект будет так же торпедироваться, как и «Южный поток», который в результате действий США, Болгарии и Еврокомиссии оказался окончательно похоронен.

Однако в феврале этого года дочернее предприятие «Газпрома» «South Stream Transport» заключило договор с компанией «Allseas» на прокладку второй нитки трубопровода. Таким образом, уверенность вроде бы появилась, хотя нет соответствующих заявлений от Еврокомиссии или компаний балканских стран и государств Южной Европы, что они будут закупать часть экспортного российского газа через «Турецкий поток», а не через территорию Украины. Речь может идти в перспективе о 30 млрд. кубометрах газа в год, что в купе с мощностью «Северного потока-2» («СП-2») к 2019 году должно полностью обнулить транзитный потенциал Украины.

Маркером готовности Еврокомиссии на сотрудничество с Россией в этом проекте будет допуск или недопуск «Газпрома» в рамках второй нитки «Турецкого потока» к мощности «Трансадриатического трубопровода». Если Еврокомиссия откажет «Газпрому», тогда можно будет хоронить вторую нитку «Турецкого потока», так же как и до нее – «Южный поток». В то же время, это не означает, что откажутся от строительства первой нитки, которая в самых оптимистических прогнозах также должна поставлять в Турцию до 29 млрд. кубометров газа ежегодно и полностью убрать турецкий газ из украинского транзита.

Против этих потоков, как и «СП-2», в настоящее время действует много факторов. Самым сильным является позиция США. Еще в 2016 году, когда строительство и финансирование «СП-2» со стороны европейских компаний активно обсуждалось, и эти самые компании готовились оплатить значительную часть проекта, американские сенаторы написали целое письмо главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру с просьбой отказаться от этого проекта как наносящего вред энергетической независимости Европы и диверсификации каналов поставок для нее энергоносителей. Затем последовал визит тогдашнего вице-президента США Джо Байдена в Швецию и ее отказ от согласования одного из этапов строительства этого потока.

Теперь мы видим, что Сенат США в июне принял новый пакет санкций, который фактически запрещает европейским компаниям финансировать (в том числе кредитовать) совместные с Россией проекты энергопоставок. Вряд ли администрация Дональда Трампа пойдет на конфликт с Конгрессом и отклонит их в условиях сильного давления на нее за «связи с Россией».

Скорее наоборот, ведь у США есть интерес в том, чтобы насытить европейский рынок своими углеводородами, в частности сланцевым газом. Это укладывается в рамки стратегии возобновления экспорта американских энергоносителей на мировой рынок, которая была начата еще при администрации Барака Обамы.

Многое будет зависеть от позиции самой Европы, хотя здесь не стоит питать иллюзий. С одной стороны, информацию об ограничениях в отношении энергетического сотрудничества с РФ негативно восприняли руководители Германии, Австрии и еще ряда стран ЕС, которые заинтересованы в том, чтобы не зависеть в этом вопросе от Украины и иметь больше каналов поставок российского голубого топлива. Но другой вопрос – найдется ли у них достаточно политической воли, чтобы отказаться от поддержки новых санкций США в отношении России? До недавнего времени они полностью поддерживали санкционную политику, без исключений.

Вторая нитка «Турецкого потока» не зависит напрямую от европейских инвестиций, так как «СП-2». Сейчас прокладку этой нитки до «Трансадриатического трубопровода» финансирует сам «Газпром». Тем не менее, проект все равно должен учитывать интересы ЕС, которые в свою очередь будут согласовываться с интересами США. И тут в принципе все достаточно понятно. А значит с большой долей вероятности поток будет однониточным.

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net