Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.07.2017 | Политком.RU
Татарстан и РФ: нового договора не будет
11 июля Госсовет Татарстана принял обращение к президенту РФ Владимиру Путину в связи с истечением срока договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти России и Республики Татарстан. Срок действия нынешнего договора истекает 24 июля. Однако, по данным «Коммерсанта» и РБК, Кремль не намерен продлевать договор.
«Просим Вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам», - говорилось в обращении Госсовета к Путину, подчёркивающем значимость договора между РФ и республикой. Обращение единогласно поддержали 83 присутствовавших на сессии депутата. Как говорится в документе, договор «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности»: «Более четверти века консолидирующую роль как для Татарстана, так и для всех татар, проживающих в России и за ее пределами, играет институт республиканской президентской власти». Практика реализации договора «убедительно доказала жизненность российского федерализма». Депутаты считают, что договор «находит поддержку абсолютного большинства жителей республики». Также в обращении Госсовета говорится, что основные положения договора «фактически получили закрепление в действующем законодательстве», однако с истечением его срока «возникают определенные проблемы реализации ряда действующих норм Конституции Республики Татарстан».
К этому стоит добавить и тот факт, что именно Татарстан сыграл одну из важных ролей в разрешении проблем крымских татар: в ходе событий весной 2014 года большинство из них выступали против присоединения к России, а видные представители татарстанской элиты сыграли роль арбитров.
3 июля «Коммерсант» сообщил, что источник в администрации президента, отвечая на вопрос о согласовании текста возможного нового договора, сказал: «нет никакого нового договора». Депутаты не ждут появления этого вопроса в думской повестке. Договор «о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти Республики Татарстан» был заключен 26 июня 2007 года. Его подписывали президент РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев (сейчас госсоветник республики), который до сих пор остается главным лоббистом идеи продления договора.
В Госдуме также говорят, что сейчас «нет темы» с продлением договора. Собеседники «Коммерсанта» в нижней палате говорили, что не слышали, что этот вопрос должен появиться в думской повестке. Отказ от продления договора с Татарстаном можно объяснить тем, что у других территорий к региону возникнет ревностное отношение, считает говорил один из источников издания.
В России исторически сложилось так, что ряд регионов имели привилегированное положение. Сразу после распада СССР внутри России, прежде всего, национальные республики, но также и электорально значимые субъекты РФ получили возможность заключения договоров с федеральным центром. Кроме Татарстана это были Чечня, Якутия, Белгородская и Кемеровская области, Москва и Санкт-Петербург. К 1998 году Кремль заключил договоры с 46 регионами. Владимир Путин, придя к власти, первым делом начал реализовать политику приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. На сегодня Татарстан оставался единственным регионом, имеющим договор с центром. Такой привилегии не добился даже Рамзан Кадыров, которому в свое время такой договор обещали.
Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин пояснил, что если нового договора не будет, возникнут «правовые коллизии»: ст. 1 конституции Татарстана, в которой говорится о договоре, «не может меняться парламентом, только на референдуме». При этом спикер Госсовета заявил, что «еще неизвестно, кому нужнее этот договор»: «Он показывает достигнутый уровень федерализма в РФ. Он показывает пример Украине, другим, как находить решения проблем в какие-то трудные времена».
Глава комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев сказал «Коммерсанту», что главная цель обращения — «договориться о том, чтобы сесть за общий стол». Выступая на сессии, он сравнил договор со «свидетельством о браке»: «Если брак не заключен, то это будет сожительство. Если мы считаем Россию как одну большую семью, отношения должны оформляться». Казанский политолог Сергей Сергеев считает, что принятое Госсоветом обращение — «последний довод» Казани в переговорах с Москвой «ввиду отрицательного отношения федерального центра к пролонгации договора»: «Безусловно, какие-то переговоры были, но региональные власти получили отказ, и они решили обратиться к такой форме».
Договор о разграничении полномочий — это «договор без начинки», он, по сути, ничего не решает, поэтому федеральный центр и не хочет идти навстречу Татарстану, для которого документ имеет символическое значение, говорил РБК источник, близкий к Кремлю. «Если бы была хоть одна проблема, которая не решена, если бы еще было что разграничивать [между Россией и Татарстаном], тогда можно было бы вести речь о новом договоре», — пояснил собеседник РБК. Пролонгировать же истекающий документ или заключать новый, не имея для этого объективных причин, — значит дать повод другим регионам поднимать вопрос о заключении подобного договора с ними, говорил он.
Кремль сейчас не видит для себя никаких оснований, по которым можно было бы отказаться от прежней жесткой позиции выстраивания отношений с субъектами РФ на принципах их равенства. Договоры между центром и регионами имели большое значение в 90-е годы и воспринимаются федеральной властью как признак слабости государства, не сумевшего на тот момент обеспечить жёсткость вертикали. Татарстан сейчас оказался в заведомо проигрышной ситуации, учитывая и значительное ослабление позиций президента республики Рустама Минниханова из-за недавнего регионального банковского кризиса. Договор для местных элит при этом остаётся важным символом права на особую идентичность, и отказ Москвы от его продления будет негативно воспринят. Однако в нынешних условиях это вряд ли приведёт к конфликту: Минниханов – очень осторожный политик и на обострение не пойдёт, но его положение в республике не станет от этого прочнее.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.