Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
09.08.2017 | Илья Кравченко
Белый дом и «текучка кадров»
На протяжении всего президентского срока Дональда Трампа и его администрацию не покидают скандалы, обвинения в непотизме и государственной измене. Практически каждый день можно услышать в материалах ведущих американских СМИ новости о том, что благодаря очередной утечке из Белого дома стали известны новые подробности закулисной жизни одиозного 45-го президента США и членов его администрации.
И вот мы уже слышим про то, что власти Чикаго подают в суд на Трампа в связи с его желанием приостановить федеральные выплаты «городам-убежищам», оказывающим поддержку нелегальным иммигрантам. Или же не покидающая передовицы прессы новость о возможном лишении конгрессменами Трампа права уволить специального прокурора Роберта Мюллера, расследующего вмешательство России в президентские выборы 2016 года и связи нынешней администрации с Кремлем.
Сразу следует оговориться, что Трамп сам по себе вызывал очень неоднозначную реакцию еще в бытность простым бизнесменом, так как в отличие от многих других воротил бизнеса вел жизнь настоящей суперзвезды. Он успел сняться в многочисленных фильмах и эпизодах телесериалов. Примечательно, что играл он везде самого себя. Более того, у него было одно из самых рейтинговых телешоу в истории канала NBC под названием «Ученик», участники которого боролись за право работать в компании Трампа. Почему эти факты из биографии так важны в контексте данной публикации? Дело в том, что уже на самом шоу (которое выходило в период с 2004 по 2015 гг.) в качестве помощников ведущего, роль которого принадлежала самому Трампу, в разные периоды присутствовали его самые близкие люди: дочь Иванка, и сыновья Трамп-младший и Эрик. И вот эти же люди вновь стали консультантами, но уже на совсем других ролях – в качестве советников президента Соединенных Штатов. А это уже не так весело, тем более в глазах прогрессивных избирателей (преимущественно демократов), которые постоянно критикуют любые проявления непотизма в политике и на государственной службе.
Проблема в том, что логика мышления у Трампа, по всей видимости, осталась прежней. И он воспринимает государственный аппарат как большое телешоу. Только вот он не учел, что рейтинги на таком высоком посту зависят уже не только от харизмы главного персонажа и успеха у фокус-группы. В таком сложном устройстве, как американский федерализм, решения должны приниматься, основываясь на долгосрочном планировании и абсолютном знании всей подноготной системы сдержек и противовесов. И с этим у администрации Трампа самые большие проблемы.
Ведь имея всего одну карту под названием «российское вмешательство», Конгресс смог разыграть ее крайне эффективно и надавить на главу Белого дома так сильно, что он даже стал принимать решения, идущие вразрез с его реальной позицией. Достаточно вспомнить увольнение советника по национальной безопасности Майкла Флинна, обвиненного в связях с Россией, или же отстранение другого своего советника Стивена Бэннона от участия в заседаниях Совета по национальной безопасности, вызванное постоянной критикой присутствия бывшего главы избирательного штаба и занимающего утвержденную под него должность главного стратега Белого дома на заседаниях Совета. Трамп позже сам признавался в том, что сожалел об отставке того же Флинна, считая, что в отношении последнего стоит прекратить расследование о якобы его связях с российскими дипломатами и бизнесменами.
К слову, было бы ошибочно полагать, что Трамп полностью прислушивается к своим советникам. Ведь, например, Стивен Бэннон – по сути, антисемит и, хоть занимает пост старшего советника президента и главного стратега Белого дома, не смог повлиять на явное желание Трампа сблизиться как с Государством Израиль, так и с его премьер-министром Бениамином Нетаньяху. И таких примеров имеется достаточно большое количество.
Тогда в чем причина столь частой смены кадров? Если не обращаться вновь к влиянию Конгресса, то на первый план выходит банальный дефицит доверия. И именно поэтому мы вновь возвращаемся к опыту Трампа на телевидении. Он попросту не представляет, к кому еще ему обращаться, кроме как к своим самым близким людям? И тут прослеживается ставка Трампа на консервативность и приверженность прямолинейности. И иногда ему все-таки удается найти такую кандидатуру, которая устраивала бы всех, и которой он бы смог полностью доверять. Речь идет о министре обороны Джеймсе Мэттисе и бывшем министре внутренней безопасности, а ныне главе аппарата Белого дома Джоне Келли. В обоих случаях Сенат проголосовал максимально единогласно: в случае с Мэттисом – 98 против 1, в а отношении тогда еще кандидатуры Келли на должность министра внутренней безопасности – 88 против 11. Пойдя на такой шаг, Трамп обезопасил себя по линии военных лоббистов, а также обзавелся поддержкой неоконсерваторов. К подобному успешному кадровому ходу можно также отнести назначение Герберта Макмастера, генерал-лейтенанта сухопутных войск, принимавшего участие во всех крупных американских войнах современности, на должность Советника по национальной безопасности.
И вот когда Келли и Макмастер стали работать в одном здании, началась новая волна «кадровой чистки», как ее уже успели окрестить американские СМИ. Келли начал с увольнения директора по коммуникациям Энтони Скарамуччи. Тот пробыл в своей должности всего 10 дней, но успел выполнить главную задачу – как раз освободить позицию главы аппарата Белого дома от Райнса Прибуса для Келли. Параллельно Скарамуччи вынудил подать в отставку пресс-секретаря президента Шона Спайсера, который олицетворял для Скарамуччи «непрофессионализм» в общении со СМИ.
Макмастер пошел в каком-то смысле по более «жесткому сценарию» и уволил директора по разведке Совета национальной безопасности Эзра Коэн-Ватника, против отставки которого выступали старшие советники Стивен Бэннон и зять президента Джаред Кушнер. Макмастер решил сделать это, так как Коэн-Ватник был назначен еще Майклом Флинном, а нынешняя администрация и так находится под постоянными ударами русофобов в Конгрессе.
Не секрет, что помимо всех кадровых перестановок масла в огонь критики в адрес администрации Трампа подливают журналисты, которых, в свою очередь, снабжают информацией «неназванные источники». Бороться с ними хотел Скарамуччи, но не успел и был уволен. Теперь за дело официально взялись генпрокурор Джефф Сешнс и директор национальной разведки Дэн Коутс – на специально организованном брифинге они объявили о том, что «все неназванные источники скоро перестанут быть анонимными». Ведь из-за всех этих утечек администрация тратит много сил на постоянные оправдания и обоснования тех или иных решений. А это явно не идет на пользу и без того низким рейтингам Дональда Трампа.
Нынешний глава Белого дома – это политик без опыта в политике. И ему крайне необходимо опираться на опытных и коммуникабельных людей, обладающих поддержкой в политическом истеблишменте. Но Трамп еще и крайне традиционен и раним, по-особому ценит личные связи. И если в самом начале своего президентского срока он больше опирался на последний пункт, то сейчас он демонстрирует намерение играть по правилам Капитолийского холма, и все больше начинает походить на настоящего главу исполнительной власти в Соединенных Штатах.
Илья Кравченко – политолог, эксперт Российского совета по международным делам, кандидат политических наук
Комментарии


Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.