Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.08.2017 | Александр Гущин

Украина: жаркое политическое лето

КиевСобытия июля, да и в целом первой половины 2017 года, вновь привлекли внимание к украинской проблематике. 2017 год, несмотря на ожидаемое затишье, оказался на украинском направлении довольно бурным в информационном и политическом плане.

Прежде всего, следует отметить, что, несмотря на весь негатив, порой справедливо высказываемый в адрес президента Петра Порошенко, все же пока на внешней арене, а точнее в Вашингтоне, видимо, существует понимание того, что изменение внутриполитической конфигурации не приведет к улучшению общей позиции для США в Украине, тем более, что рейтинг доверия внутри страны к оппозиционным лидерам, а не только к президенту, очень низкий.

Конечно, положение Петра Порошенко тоже довольно шаткое. Но, даже принимая во внимание скандал с записью Трампа в Твиттере о вмешательстве Украины в выборные дела в США и роль в этом деле посла Чалого, все же эту историю, вероятно, следует рассматривать как попытку отвлечения внимания от расследований возможных связей окружения Трампа с Москвой, а не как самостоятельную. Сомнительно, что эта история будет доведена до конца и получит серьезное продолжение и политические последствия для Порошенко. Инициатива обвинения идет со стороны Трампа, возможности влияния которого на ситуацию во внешней политике теперь ограничены. Да, появился еще один канал давления на Порошенко – через возможную актуализацию выборной темы, но, тем не менее, вряд ли это давление может выйти на данном этапе на уровень переформатирования внутриполитической конфигурации в Украине.

Когда Дональд Трамп стал президентом США, только ленивый не говорил о том, что США совершенно по–иному, если сравнивать с политикой предыдущей администрации, будут вести свои дела на украинском направлении, не уделяя ему серьезного внимания. Тем не менее, пока мы видим обратное. Назначение Курта Волкера на должность спецпредставителя по урегулированию конфликта не просто продолжает традиции активного участия США в украинской повестке, но теперь спецпредставитель занимается непосредственно Украиной и конфликтом, чего нельзя было сказать в отношении Виктории Нуланд.

Само же появление фигуры Волкера не просто подтверждает победу неоконсервативного курса, в виду того, что Волкер, бывший кадровый аналитик ЦРУ, директор института Макейна, является сторонником предоставления Украине летального оружия. Оно также свидетельствует о том, что Вашингтон вовсе не собирается отказываться от своего военно-политического актива, несмотря на все разговоры о том, что США скоро «сдадут» Украину, которые на российском телевидении ведутся отдельными «экспертами» вместе с прогнозами о скором распаде Украины уже несколько лет.

Безусловно, этому способствует общее ухудшение российско-американских отношений, введение новых санкций, активизация воинственной риторики и новое, вернее, видоизмененное отношение Вашингтона к Центральной Европе в целом. Конечно, можно говорить о том, что Волкер по многим параметрам настроен в отношении Украины довольно критически. И это действительно так. После визита в Киев Рекса Тилерсона и представления им Волкера в новом качестве последний, в частности, заявил о том, что не удовлетворен политикой украинских властей в отношении СМИ оппозиционной направленности, не говоря уже о том, что из Вашингтона постоянно звучат голоса о необходимости ужесточения борьбы с коррупцией.

Тем не менее, и последнее интервью Курта Волкера BBC это показало, в целом его смело можно отнести к ястребам в американском истеблишменте, представителям того направления, которое выступает за усиление политического давления на Москву, неохотно разделяет крымскую и донбасскую повестку, хотя по отдельным вопросам довольно остро критикует Киев. Не исключено, что вброс темы Малороссии связан и с появлением на арене фигуры Волкера, с попыткой показать, что лидеры ДНР готовы пойти далеко, в то время как Москва вовсе не так радикальна.

Что же касается отношений с Евросоюзом, то на этом направлении ранее был достигнут тактический успех – получен безвизовый статус с ЕС. Но последний июльский саммит Украины и ЕС показал, что в отношениях Киева и Брюссселя всё далеко не безоблачно. Тот факт, что в итоговой декларации нигде не содержится того положения, которое фиксировало бы дальнейшие евроинтеграционные шаги и стремления Украины, является очень симптоматичным. Он показывает, что на данном этапе Киеву не удается углубить дальнейший евроинтеграционный тренд, а для Брюсселя и европейских столиц являются более важными борьба с коррупцией, стабилизация внутренней ситуации, урегулирование кризиса. Обещать больше, чем Ассоциация с ЕС, Европа явно не готова. Украинские власти евроинтеграционные усилия сделали одними из важнейших и в контексте своей презентации перед обществом в самой Украине. В условиях, когда на этом направлении промежуточно поставлена точка, Киеву придется искать новые возможности.

Отчасти такие возможности имеются на постсоветском пространстве. Последние инициативы Петра Порошенко в этом плане явно не случайны. Визит Порошенко в Грузию, визит Лукашенко в Киев, встреча Порошенко с премьер-министром Молдовы Филипом, безусловно, имеют каждая самостоятельное значение, но проведение всех этих мероприятий в течение одного месяца показывает, что постсоветская повестка для Киева стала более важной.

И в некоторых вопросах инициативы Киева очень серьезны. В частности, давление на Приднестровье с двух сторон, как со стороны молдавских властей, так и со стороны Украины актуализировало приднестровскую повестку. Впервые за последние годы стали появляться оценки, в которых содержатся опасения разморозки конфликта, резко усилилось политическое давление на миссию российских миротворцев в ПМР. Роль Киева в усилении такого давления, пожалуй, ключевая, а Украина из участника формата 5+2 фактически стала стороной конфликта. Что же касается отношений Украины и Грузии, то сегодня, после решения по Саакашвили, контакты, вероятно, станут более системными, тем более, что организация их явно проводится не без влияния США. Интересно проследить в этой связи, насколько далеко пойдут грузинские власти в деле сотрудничества с Киевом, принимая во внимание усиление симпатий или, по крайней мере, уменьшение негатива к России в грузинском обществе и тот факт, что Россия остается важным фактором в грузинской внешней политике и серьезным актором на Южном Кавказе.

Что же касается дела Саакашвили, то оно едва ли не стало главным информационным поводом июля на украинском направлении. Однако тема эта в ближайшее время, несмотря на активное эксплуатирование в июле, вряд ли будет топовой в дальнейшем. По большому счету решение о лишении гражданства Саакашвили подводит черту под варяжским периодом в современной истории Украины (привлечение варягов оказалось в целом неэффективным за редкими исключениями), избавляет Порошенко от политического конкурента, а также содействует нормализации отношений с грузинской правящей элитой. В любом случае шаг этот был сделан явно не без карт-бланша извне. Что же касается украинского политического будущего самого Саакашвили, то факт нахождения не в стране постепенно будет сказываться, вряд ли бывший грузинский президент сможет актуализировать себя в украинской политике заново.

По-прежнему остается сложной внутриполитическая обстановка и ситуация вокруг урегулирования кризиса, связанного с самопровозглашенными республиками. Предстоящая политическая осень обещает быть довольно напряженной, особенно принимая во внимание наметившийся дрейф премьер-министра Гройсмана в сторону самостоятельной линии и курса на выстраивание партнерства с некоторыми лидерами Народного фронта. Кроме того, не исключена также актуализация темы Приват-банка, национализация которого вызывает много вопросов, а Игорь Коломойский явно не прочь попытаться взять реванш. Кроме того, ожидается введение ряда антисоциальных законов, прежде всего, пенсионной реформы. Всё это делает вполне вероятным осенью новый виток политического противостояния и усиления социального протеста. Тем не менее, оппозиционные лидеры в целом не имеют серьезной поддержки в обществе. Антирейтинг их очень высок, а отдельные оппозиционные политики, как, например, часть Оппозиционного блока, фактически являются спарринг-партнерами президентской команды.

Что же касается урегулирования конфликта вокруг самопровозглашенных республик, то пока Украина является тем полем, по которому между Вашингтоном и Москвой в обозримом будущем смягчения противоречий не предвидится. Россия не пойдет на какие-то существенные уступки, тем более перед президентскими выборами 2018 года. Трамп, в свою очередь, практически лишен возможности политического маневра и не может перезапустить российско-американские отношения. Введение же американских санкций, усиленных по сравнению с предыдущими, многим в Украине кажется своей собственной победой, однако мало кто отвечает при этом на вопрос, а соответствует ли стратегическим интересам Киева конфликтность в регионе? Решает ли задачу нормализации обстановки фактическое отсутствие у самого Киева стратегии реинтеграции, причем не только реинтеграции территорий, но граждан? Добиться этого только признанием территории оккупированной точно невозможно.

Александр Гущин - доцент РГГУ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net