Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
18.08.2017 | Евгений Бай
Венесуэльский конфликт становится международным
Вице-президент США Майк Пенс совершил турне по четырем странам Латинской Америки. Он посетил Колумбию, Аргентину, Чили и Панаму, и повсюду одной из важнейших тем обсуждений с властями этих государств был острейший кризис в Венесуэле.
Необходимость этой поездки в регион второго человека в руководстве Америки была очевидной. Ему уже неоднократно приходилось сглаживать конфликты и отвечать на недоуменные вопросы мирового сообщества в связи с неловкими словесными экзерсисами босса-президента Дональда Трампа. На прошлой неделе хозяин Белого дома, находясь в отпуске в своем гольф-клубе в штате Нью-Джерси, заявил, что он не исключает «военного решения» кризиса, который переживает Венесуэла. «У нас есть много вариантов для решения ситуации в Венесуэле, в том числе, возможен военный вариант, если это будет необходимо», - сказал Трамп.
Президент США на волне конфронтации с северокорейским руководителем Ким Чен Ыном, вероятно, хотел укрепить свою репутацию решительного лидера. Но эффект того, что газета The Washington Post назвала «броском очередной риторической гранаты», был разрушительным прежде всего для самого Трампа.
Накануне в Латинской Америке 17 стран осудили антиконституционные действия правительства Венесуэлы, которое в обход всех демократических норм провело выборы в так называемую Конституционную ассамблею, призванную переписать основной закон страны в интересах правящей социалистической партии. Однако угроза интервенции против этой страны, с которой выступил Трамп, привела в ступор власти латиноамериканских государств. Они делают ставку на дипломатические средства, пытаясь вернуть Венесуэлу на путь демократии, но военный путь никто из них не рассматривал и в страшном сне.
И вот, как пишет испанская газета El Pais, «вице-президент Пенс вновь спасает Трампа, пытаясь сгладить крайне негативные дипломатические последствия очередной словесной невоздержанности американского лидера». На переговорах с президентом Аргентины Маурисио Макри Пенс уверял его, что любой гипотетический план военного вмешательства в Венесуэле со стороны США американское руководство обязательно сначала обсудить со своими союзниками на континенте. А потом, в последний день своего турне, выступая в зоне Панамского канала, Пенс призвал латиноамериканские страны к усилению политического давления на Каракас. Правительство Панамы было одним из тех, кто решительнее всего осудил призыв Трампа к военному решению конфликта. Тамошние лидеры не зря опасаются такого опасного поворота. В 1989 США вторглись в Панаму и захватили ее тогдашнего диктатора Мануэля Антонио Норьегу, который был брошен за решетку по обвинению в нарушении прав человека и масштабном наркотрафике.
Сейчас подобные обвинения раздаются в Америке и в адрес венесуэльских политиков, в частности против «второго человека» в номенклатуре этой страны Диосдадо Кабельо, который играет одну из главных ролей в только что учрежденной Конституционной ассамблее. Вместе с тем повторение панамского опыта в Венесуэле совершенно невозможно. По данным американских экспертов, ее вооруженные силы, по сравнению, скажем, с армией КНДР, сравнительно компактны и насчитывают около 90 тысяч человек, но на их вооружении находится закупленная в России в последние годы современная техника: танки Т-72, самолеты Су-30. Кроме того, Венесуэла располагает наиболее совершенной в Латинской Америке глубоко эшелонированной системой ПВО, в основе которой дивизионы С-300, ЗРК «Бук» и другие. А это означает, что в случае военного конфликта Америку ждут неизбежные потери.
Судя по всему, никто в Пентагоне всерьез и не рассматривает возможность военного вмешательства в эту страну. Однако угроза Трампа ослабляет дипломатический фронт тех латиноамериканских стран, которые считают венесуэльский режим диктаторским. На стороне Каракаса решительно выступают страны так называемого «Боливарианского альянса»: Боливия, Никарагуа, Куба, Эквадор и зависящие от экономической помощи Венесуэлы некоторые островные государства Карибского бассейна. Однако единства по поводу Венесуэлы нет и среди тех стран, где у власти находятся левые. Например, Чили и Уругвай присоединились к таким государствам с правыми правительствами, как Аргентина и Перу, которые осуждают действия Мадуро. К их лидерам и апеллировал находившийся в Латинской Америке вице-президент Пенс.
Венесуэльская проблема все больше становится не чисто внутренней, а региональной. Власти стран континента опасаются, что распад экономики Венесуэлы приведет к гигантскому гуманитарному кризису, при котором миллионы венесуэльцев наводнят соседнюю Колумбию, и к другим тяжелейшим экономическим последствиям для всей Латинской Америки. Между тем в последние недели внутри страны режим Мадуро неожиданно укрепился, и не в последнюю очередь «благодаря» воинственной риторике Дональда Трампа. Как пишет американская газета El Nuevo Herald, «Мадуро наносит поражение улице своим секретным оружием – тягой оппозиции к выборам». Правительство сразу после избрания Конституционной ассамблеи перенесло с декабря на октябрь региональные выборы в стране. И оппозиция раскололась по поводу того, надо ли ей участвовать в этих выборах, проводящихся под полным контролем властей.
Происходит своего рода дежавю: в прошлом году оппозиционные партии также не смогли найти общий язык по поводу того, следует ли им начинать диалог с правительством. В результате Мадуро удалось выиграть время и блокировать уже подготовленный всенародный референдум по его досрочному отзыву с поста президента. Так же и теперь: раскол в оппозиции привел к тому, что массовые уличные протесты, которые не прекращались в стране с начала апреля, выдохлись – в последней антиправительственной демонстрации, проведенной в Каракасе, вместо десятков тысяч человек участвовало не больше полутысячи.
Евгений Бай – политической обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.