Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.09.2017 | Алексей Макаркин
День знаний и школьная политика
Владимир Путин 1 сентября провел открытый урок в Ярославле - в регионе, где 10 сентября состоятся губернаторские выборы. Этот урок транслировался в 24 городах страны. Урок проходил не в школе, а в рамках пятого Всероссийского форума профессиональной навигации «Проектория», организованного для талантливых школьников при участии крупнейших компаний страны.
Однако если место выступления президента связано с региональными выборами (в которых будет участвовать и.о. губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов, в прошлом генерал ФСО и МВД), то сам формат выступления, выходящий за рамки конкретного региона, может быть частью подготовки куда более масштабного проекта – президентской избирательной кампании. Эта подготовка уже началась: предвыборные задачи решались в ходе прямой линии президента, а на встречах с главами регионов Путин уделяет особое внимание теме восстановления справедливости в отношении конкретных «простых людей». Не менее важно и то, что школьная проблематика занимает заметное место в публичной повестке президента (напомним, что нынешним летом Путин уже встречался с талантливой молодежью из центра «Сириус»). Это свидетельствует о политической важности данной темы для президентской избирательной кампании.
В «нулевые» годы школа находилась на периферии молодежной политики российской власти. Хотя после «оранжевой революции» в Украине 2004 года ставка была сделана на создание антиреволюционных молодежных организаций, которые должны были отвлечь целевую аудиторию от оппозиции и при необходимости «занять площадь» своими многотысячными армиями сторонников, предотвратив тем самым массовые протестные акции. Самой известной организацией такого рода были «Наши». В их деятельности на индивидуальной основе принимали участие и некоторые старшие школьники, но основная ставка делалась все же на провинциальную молодежь из институтов и колледжей, которым было обещано содействие в карьерном росте (что на практике не реализовалось для абсолютного большинства из них). Однако массовые протестные акции 2011-2012 годов показали полную недееспособность таких структур.
После этого основной провластной молодежной организацией стала «Молодая гвардия Единой России», участие в деятельности которой способствовало карьере целого ряда «единороссов» на разных уровнях – от федерального до муниципального. Но, во-первых, приоритетность молодежной политики существенно уменьшилась, после провала 2011 года власть больше стала делать ставку на лояльные «взрослые» организации. А во-вторых, и «Молодая гвардия» работает преимущественно с совершеннолетней аудиторией – это скорее аналог комсомола (причем относительно старших, «послешкольных» возрастов), а не пионерии. Это же относится и к только что созданной «Молодежке ОНФ» (молодежное крыло фронта, сформированное под руководством Игоря Костюкевича, который считается протеже Сергея Кириенко), призванной помогать в карьере активистам, проявившим себя в реализации общественно значимых проектов.
Внимание государства к политической идентичности школьников усилилось после новой украинской революции в условиях противостояния с Западом. К тому времени во власти возобладал подход, согласно которому борьбу за умы россиян надо начинать со школьной скамьи, что логично в условиях быстрого взросления детей и доступности для них широкого спектра информации. На киевском Майдане было немало школьников – и это выглядело опасным прецедентом (характерно, что в 2017 году в акциях Алексея Навального также активно участвовали учащиеся школ, что было отмечено многими СМИ как новое явление в российской оппозиции).
В результате были созданы две структуры, ориентированные на работу со школьной аудиторией. Одна из них – учрежденная в 2015 году по указу президента при Росмолодежи общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ). Учредительное собрание движения состоялось в марте прошлого года. Официально заявлено, что РДШ предоставляет каждому школьнику в возрасте от 8 лет возможность «принимать участие в творческих конкурсах, семинарах, тематических слетах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, заниматься в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны». Как писали тогда СМИ, для чиновников правительства указ президента стал неожиданным. В министерстве образования и науки не смогли сразу рассказать, как он будет реализовываться; быстро появилась информация о том, что создание РДШ – инициатива «исключительно администрации президента».
По своему характеру РДШ напоминает пионерскую организацию, хотя подчеркиваются его отличия – добровольность и неидеологизированность. Можно отметить и то, что движение, по заявлению его организаторов, «стремится стать сервисной площадкой, чтобы оказывать максимальное содействие в развитии школьников, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в нашей стране». Таким образом, значительное внимание уделяется личному интересу подростков, тогда как в пионерской организации доминировали коллективные ценности. Хотя и в уставе РДШ сказано, что движение содействует формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей (понятно, что речь идет о консервативных принципах, свойственных политике российской власти, особенно после протестов 2011-2012 годов).
Впрочем, пионерские «корни» организации все равно обсуждаются: например, в ходе заседания Всероссийского съезда РДШ в Санкт-Петербурге министра образования и науки Ольгу Васильеву спросили о том, готово ли государство оказывать движению полноценную помощь, в том числе и финансовую, подобно тому, «как СССР оказывал поддержку пионерии». Хотя Васильева и заявила, что «возврат к аналогам сегодня вряд ли возможен», но при этом отметила, что всё лучшее из пионерского движения «безусловно, надо взять». Однако при этом она упомянула, что пионерия была привнесена в Советскую Россию в начале ХХ века по аналогии со скаутским движением на Западе – а следовательно, это «лучшее» может не носить идеологического характера. Разумеется, на вопрос о финансировании был дан положительный ответ.
Принцип добровольности в функционировании РДШ, однако, оспаривается наблюдателями, обращающими внимание на заявление министра образования Забайкальского края Андрея Томских, сделанное 23 августа нынешнего года. На августовской конференции работников образования он пригрозил увольнениями директорам школ и руководителям местных комитетов образования, не поддержавшим движение (всего были названы пять районов). Позднее министр назвал свои слова «эмоциональной оценкой ситуации, связанной с бездействием некоторых районов края».
Второй структурой, работающей со школьниками, является движение «Юнармия», действующее в рамках военно-патриотического направления работы РДШ, но являющееся самостоятельной структурой и созданное по инициативе министерства обороны. Она получила государственную регистрацию в 2016 году. Вступить в «Юнармию» может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. В нее входят юные инспектора движения, пограничники, спасатели, казаки, «юнармейцы» участвуют в военно-патриотических играх и квестах. 9 мая нынешнего года «Юнармия» впервые участвовала в Параде Победы на Красной площади. Минобороны утвердило специальную форму для «юнармейцев», в частности, красные береты со знаком «Юнармии» – орленком. Ряд ключевых мероприятий «юнармейцев» – первый и второй Всероссийские слеты, летний лагерь – проходят на территории парка «Патриот», созданного в Московской области, губернатор которой, Андрей Воробьев, тесно связан с Шойгу. Сам Воробьев, как и Шойгу, принимает активное участие в акциях «юнармейцев».
Российская власть предпринимает системные усилия для того, чтобы школьники находились в сфере ее влияния, причем используя современные технологии работы с молодежью. Эта деятельность все более расширяется – например, РДШ начал свою деятельность в 2016 году с пилотных школ в каждом субъекте Федерации, но поставлена задача, чтобы оно присутствовало в каждой школе. Численность участников «Юнармии» к началу лета превысила 100 тысяч человек, движение имеет свои отделения во всех регионах страны.
Ставка на массовость делается и в других проектах. Например, открытый урок на тему «Россия, устремленная в будущее», в котором 1 сентября участвовал президент, первоначально планировалось провести в нынешнем году в более чем тысяче школ как проект ОНФ. Однако за несколько дней до начала учебного года в министерстве образования и науки было объявлено, что этот урок состоится во всех школах страны. Характерно, что тема урока предполагала рассказ не только о приоритетных направлениях развития страны и развития пространства государства (в частности, о «дальневосточном гектаре»), но и о возможностях личностного роста школьников. Тем самым вновь предпринята попытка соединить частное и общественное.
Значение 1 сентября как дня, объединяющего школьников всей страны – в том числе и в контексте открытого урока с участием президента, – оказалось определяющим при принятии решения о времени начала учебных занятий. В нынешнем году 1 сентября совпало с одним из основных мусульманских праздников – Курбан-байрам – и первоначально в ряде субъектов Российской Федерации встал вопрос о переносе начала учебных занятий на 2 или 4 сентября. В одних случаях это объяснялось религиозными традициями, в других – проблемой безопасности школ, расположенных недалеко от мечетей. Поэтому незадолго до начала учебного года в информационном пространстве стала появляться информация о переносе Дня знаний в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, в московских школах, находящихся рядом с соборной мечетью, в ряде школ Подмосковья. А министр образования и науки Ингушетии Юсуп Костоев даже успел сделать запись в Instagram о переносе Дня знаний на 2 сентября.
Однако региональные и местные инициативы были дезавуированы – в результате во всех субъектах Федерации учебный год начался единообразно. Министр Костоев удалил свою запись, а глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров заявил, что «мероприятия с учащимися, посвященные 1 сентября, может провести женская часть педагогических коллективов», так как мужчины в этот день посещают мечети и кладбища. В результате исключением стала московская школа № 2107, находящаяся рядом с соборной мечетью – там решение о переносе Дня знаний принял управляющий совет.
Школьная тематика и далее будет оставаться актуальной для российской власти. Молодежь рассматривается как «сфера риска», так как для нее менее важен или совсем неактуален вопрос о приоритете стабильности как альтернативы турбулентным 90-м годам (которые для нее являются незнакомым прошлым). Добавим к этому, что, согласно исследованиям ВЦИОМ, ценность стабильности снижается и для общества в целом, растет пока недостаточно оформленный запрос на перемены. В этих условиях стремление удержать школьников от протестной активности, дать им позитивную альтернативу, связанную с шансом на вертикальную мобильность, может только увеличиваться. Но есть две проблемы. Первая состоит в том, что увлекательные мероприятия (походы, квесты, конкурсы) могут восприниматься детьми отдельно от «государственнического» подхода. Вторая – ставка на массовость и всячески стимулируемое сверху быстрое развитие способны привести к росту бюрократизации и формализации, хорошо известных по истории советской пионерии.
Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.