Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

04.10.2017 | Антон Евстратов

Сирия: неизвестность в Дейр аз-Зоре и дамоклов меч турецкого вторжения

Сирия, войнаНа современную ситуацию в Сирии влияют несколько факторов. Во-первых, это очередной этап Астанинского процесса, который включил в зону деэскалации провинцию Идлиб. Это актуализирует вопросы борьбы с местными боевиками Джабхат ан-Нусра, с одной стороны, и создает угрозу турецкой интервенции в провинцию – с другой. Интересно, что соглашение в Астане было в основном проигнорировано российскими СМИ, в то время, как турецкие и иранские охватили его всесторонне.

Как известно, Россия, Турция и Иран должны отправить в провинцию Идлию по 500 своих военных для контроля соблюдения режима прекращения огня. При этом все более настойчиво в медиапространстве фигурирует информация о подготовке турецкой стороной в указанной провинции крупномасштабной операции. Ожидается, что они войдут туда совместно с окончательно выбравшими сторону бойцами Сирийской свободной армии, и будут располагаться на севере региона. Глубина их проникновения в на сирийскую территорию может составить до 50 км. Длина «линии фронта» - около 130 – до самой границы провинции Хатай. В настоящее время продолжается концентрация турецких войск на границе сирийской провинции, однако пока они не предпринимают попыток ее пересечь.

До недавнего времени на севере провинции Идлиб располагались туркоманские вооруженные формирования, поддерживаемые Турцией, южнее располагалась коалиция «Тахрир аш-Шам», возглавляемая группировкой, ранее известной как «Джебхат ан-Нусра». Она противостоит, как туркоманам, так и сирийской арабской армии, позиции которой располагались на юге Идлиба. Недавно «Тахрир аш-Шам» лишилась своего высокопоставленного офицера Абу Ясира аш-Шами. 19 сентября началось крупномасштабное наступление «Тахрир аш-Шам». Начальник главного оперативного управления Генштаба РФ Сергей Рудской уже обвинил в данной активности боевиков-радикалов американские спецслужбы, которые намереваются остановить продвижение сирийской арабской армии в районе Дейр аз-Зора и севернее его. На фронте, длиной в 20 километров исламистам удалось продвинуться примерно на 12 километров вглубь позиций правительственных войск. Наступление оказалось настолько стремительным, что на насколько часов оказался в окружении взвод российской военной полиции. Затем он был деблокирован спецгруппой, состоящей из сирийского и российского спецназов. В течение нескольких часов взвод отбивал атаки исламистов при помощи бойцов из недавно присоединившегося к режиму перемирия племени Впрочем, вскоре подразделения 5 десантно-штурмового корпуса и ряд мотострелковых подразделений сирийской армии при поддержке российской авиации предприняли контрнаступление, и в основном отбили утраченные территории. Активность «Тахрир аш-Шам», помимо предположения, высказанного господином Рудским, может также стать формальным основанием для ввода на территорию провинции уже готовых к такой операции турецких войск.

Кроме того, выход сирийских спецподразделений на левый берег Евфрата и прикрытие их российской авиации, фактически отрезает оставшихся на северо-востоке страны сил проамериканской SDF. В этом контексте особенно интересны внезапные наступательные действия сил «Исламского государство» на этом направлении.

По Дейр-Эз-Зоору и окрестностям. Сегодня было достаточно мощное наступление ИГ. Был достигнут успех в районе посёлков Кобайджеп и Шолах, это в районе 100 км от Пальмиры. Под конец дня их оттуда либо выбили, либо сами ушли. Возможно, остались небольшие группы боевиков, которые прикрывают отход основных сил. С утра, думаю, САА передислоцируются и зачистят населённые пункты.

Что касается Дейр аз-Зора, то продвижение сирийских войск на севере и северо-востоке от города ставит под их контроль столь желанные, как для ИГ, так и для проамериканских SDF нефтяные поля. Не могли не привлечь внимание последних и предварявшие военные операции на левом берегу Евфрате пуски ракет «Калибр» с российских кораблей и подводных лодок в Средиземном море, а также применение такой техники, как РСЗО «Ураган» и огнеметных систем «Солнцепек». Дело в том, что, в случае, если бы Евфрат форсирован не был, SDF имели бы возможность двинуться вдоль реки от Ракки, за которую сейчас идут бои, на восток в направлении г. Абу Камаль, огибая Дейр аз-Зор. Не случайно после информации о появлении сирийской армии на восточном берегу реки, имели место несколько отдельных несогласованных попыток прорваться сквозь их позиции, а также «жалобы» США на удары российских ВКС по позициям контролируемых ими арабо-курдских отрядов. В случае удачного прорыва, SDF не только выходили бы к нефтяным полям Аль-Омар. Примечательно, что ранее командование SDF обещало помешать САА высадиться на берегу Евфрата, а представители ведомой США международной коалиции угрожали бомбить штурмовые отряды, высадись они на курдской территории. Успешная высадка, с одной стороны, срывает планы SDF, а с другой – перерезает пути снабжения ИГ через Маядин. Сирийское командование официально ответило курдско-арабским отрядам SDF о том, что готово рассматривать их в качестве противников восстановления конституционного строя страны, а значит – бороться с ними военными методами. Похожий месседж пришел из Турции, которая, помимо указанных выше военных приготовлений, проводит северо-западнее операцию «Щит Евфрата» и также видит курдов и союзные им арабские племена нежелательным элементом.

Последним значимым событием на этом направлении стало внезапное наступление «Исламского государства» 27 сентября. Исламисты достигли успеха в районе поселков Чолах и Кобайджеп, которое, однако, закончилось также, как неделей ранее в Идлибе – боевики были остановлены, а затем отброшены на исходные позиции

Гораздо менее освещена, но не менее примечательна на данный момент ситуация в провинции Алеппо, где идут столкновениями между SDF и сирийской арабской армией. Бои ведутся в районе поселений Таль Жажан, Дарат Изза, Хзоран и Абла – на севере провинции. Некоторые неудачи у САА начались после детонации склада боеприпасов . С другой стороны, по преимуществу оборонительные действия арабской армии можно объяснить значительным напряжением сил в Дейр аз-Зоре и Идлибе. Дальнейшее развитие ситуации также будет во многом зависеть от происходящего на упомянутых фронтах.

На данный момент приоритетные направления для сирийской армии, несомненно, - Дейр аз-Зор и Идлиб. В первом они получили возможность охватить столицу провинции с северо- и юго-запада. США в данной мухафазе, в свою очередь, пытается построить антиасадовскую коалицию племен, впрочем, пока не очень удачно – местные арабские племенные группы, с одной стороны, не считают Вашингтон надежным союзников, а с другой - не хотят стать мишенями для российских ракет, а также не в восторге от перспектив создания курдской автономии. Что касается Идлиба, то здесь ситуация опасна не столько активизацией «Тахрир аш-Шам», сколько дамокловым мечом турецкого вторжения, подобно тому, что уже имело место в провинции Алеппо в рамках операции «Щит Евфрата».

Антон Евстратов - преподаватель кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван), кандидат политических наук.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net