Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.11.2017 | Игорь Бунин
Что разрушает и что строит Эмманюэль Макрон в партийно-политической системе Франции
Eщё во время избирательной кампании французская пресса называла Макрона «разрушителем традиционных форм общественной жизни», ломающего все прежние политические устои. Макрон подорвал традиционное разделение на левых и правых, нарушил принцип правительственной солидарности, взорвал социалистическую партию. Он создал новую, абсолютно ни на что непохожую партию, которую объявил «и правой, и левой», поменяв традиционный кофликт между трудом и капиталом на принципиально новый – отношение к глобализации и национальному суверенитету.
Он выиграл парламентские выборы, опираясь не на профессиональных политиков («нотаблей»), а на выходцев из гражданского общества. Он назначил премьером Эдуара Филиппа, представителя Республиканской партии, тем самым создав раскол в правом лагере, от которого республиканцы никак не могут избавиться. В книге «Макрон-Бонапарт» журналист Жан-Доминик Мершэ писал, что «как и Бонапарт, Макрон перевернул стол на политической арене Франции»[i].
«Большой взрыв», который совершил Эмманюэль Макрон на президентских и парламентских выборах, «породил беспрецедентный взрывной эффект, вызвавший маргинализацию ФСП и ослабление партии Республиканцев."[ii] На левом фланге соцпартия находится в разобранном состоянии и её лидеры не понимают, как обеспечить её выживание. В центре начался процесс объединения правых и левых радикалов через 40 лет после раскола. На правом фланге идет фрагментация партии Республиканцев: к Макрону присоединились «конструктивисты», после победы Лорана Вокье на выборах президента РП и поправения Республиканцев начнутся конфликты с третьей составляющей партии, которую возглавляет Валери Пекресс и Ксавье Бертран.
Возможным сценарием может стать формирование широкого реформистского блока во главе с с Эмманюэль Макроном, в который войдут левоцентристские, центристские, правоцентристские избиратели и какая-то часть правого электората. Многие вспоминают совет Ален Жюппе: «Необходимо обрезать омлет с двух сторон». Опрос IFOP, проведенный спустя шесть месяцев после президентских выборов, показал весьма оптимистичные для Макрона результаты, несмотря на резкое падение его рейтинга. Он набрал бы 28% в первом туре, то есть на 4 процентных пункта больше, чем в мае 2017 года. Макрон не просто сохранил свою социальную базу первого тура, но и переформатировал её и расширил за счет правых избирателей: каждый пятый избиратель Фийона готов голосовать за действующего президента[iii].
Этот сдвиг вполне объясним: Макрон проводит политику, которая во многом отвечает системе ценностей правых избирателей: более гибкое трудовое законодательство, пересмотр закона о налоге на крупные состояния, стремление ослабить уравнительные тенденции в системе образования, жесткая борьба с нелегальной иммиграцией. Традиционное разделение на левых и правых, безусловно, сохраняется, но наличие этого «центристского блока» сузит пространство прежних конфликтов.
Кризис НФ, усиленный уходом из партии Филиппо, конечно, не приведет к расколу партии Марин Ле Пен, но она может потерять статус главной оппозиционной силы, который, возможно, перейдет к «Непокоренной Франции!", хотя опросы это представление не подтверждают. В данный момент Марин Ле Пен сохранила свой электорат: по опросу IFOP, она получает 21,5% голосов, тогда как Меланшон потерял 2 процентных пункта (у него 18%). За правый электорат начинается ожесточенная борьба между НФ и РП, возглавляемой Вокье, у которого в прошлом на региональных выборах 2015 года был неплохой опыт перехвата крайне правого электората. Таким образом, партийная система находится в переходном состоянии и вряд ли можно ожидать её стабилизацию в ближайшие годы.
Игорь Бунин – президент Центра политических технологий
[i] Jean-Dominique Merchet. Macron Bonapart.Paris, Stock, 2017; «Comme Bonaparte, Emmanuel Macron a renversé la table».- Le Point, 22.10.2017.
[ii] Jérome Fourquet: Ou en est la droite après le big bang politique macroniste?-Le Figaro, 27.10.2017
[iii] Sondage: si la présidentielle se rejouait aujourd'hui...- Le Figaro, 22.10.2017
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.