Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
03.11.2017 | Игорь Бунин
Что разрушает и что строит Эмманюэль Макрон в партийно-политической системе Франции
Eщё во время избирательной кампании французская пресса называла Макрона «разрушителем традиционных форм общественной жизни», ломающего все прежние политические устои. Макрон подорвал традиционное разделение на левых и правых, нарушил принцип правительственной солидарности, взорвал социалистическую партию. Он создал новую, абсолютно ни на что непохожую партию, которую объявил «и правой, и левой», поменяв традиционный кофликт между трудом и капиталом на принципиально новый – отношение к глобализации и национальному суверенитету.
Он выиграл парламентские выборы, опираясь не на профессиональных политиков («нотаблей»), а на выходцев из гражданского общества. Он назначил премьером Эдуара Филиппа, представителя Республиканской партии, тем самым создав раскол в правом лагере, от которого республиканцы никак не могут избавиться. В книге «Макрон-Бонапарт» журналист Жан-Доминик Мершэ писал, что «как и Бонапарт, Макрон перевернул стол на политической арене Франции»[i].
«Большой взрыв», который совершил Эмманюэль Макрон на президентских и парламентских выборах, «породил беспрецедентный взрывной эффект, вызвавший маргинализацию ФСП и ослабление партии Республиканцев."[ii] На левом фланге соцпартия находится в разобранном состоянии и её лидеры не понимают, как обеспечить её выживание. В центре начался процесс объединения правых и левых радикалов через 40 лет после раскола. На правом фланге идет фрагментация партии Республиканцев: к Макрону присоединились «конструктивисты», после победы Лорана Вокье на выборах президента РП и поправения Республиканцев начнутся конфликты с третьей составляющей партии, которую возглавляет Валери Пекресс и Ксавье Бертран.
Возможным сценарием может стать формирование широкого реформистского блока во главе с с Эмманюэль Макроном, в который войдут левоцентристские, центристские, правоцентристские избиратели и какая-то часть правого электората. Многие вспоминают совет Ален Жюппе: «Необходимо обрезать омлет с двух сторон». Опрос IFOP, проведенный спустя шесть месяцев после президентских выборов, показал весьма оптимистичные для Макрона результаты, несмотря на резкое падение его рейтинга. Он набрал бы 28% в первом туре, то есть на 4 процентных пункта больше, чем в мае 2017 года. Макрон не просто сохранил свою социальную базу первого тура, но и переформатировал её и расширил за счет правых избирателей: каждый пятый избиратель Фийона готов голосовать за действующего президента[iii].
Этот сдвиг вполне объясним: Макрон проводит политику, которая во многом отвечает системе ценностей правых избирателей: более гибкое трудовое законодательство, пересмотр закона о налоге на крупные состояния, стремление ослабить уравнительные тенденции в системе образования, жесткая борьба с нелегальной иммиграцией. Традиционное разделение на левых и правых, безусловно, сохраняется, но наличие этого «центристского блока» сузит пространство прежних конфликтов.
Кризис НФ, усиленный уходом из партии Филиппо, конечно, не приведет к расколу партии Марин Ле Пен, но она может потерять статус главной оппозиционной силы, который, возможно, перейдет к «Непокоренной Франции!", хотя опросы это представление не подтверждают. В данный момент Марин Ле Пен сохранила свой электорат: по опросу IFOP, она получает 21,5% голосов, тогда как Меланшон потерял 2 процентных пункта (у него 18%). За правый электорат начинается ожесточенная борьба между НФ и РП, возглавляемой Вокье, у которого в прошлом на региональных выборах 2015 года был неплохой опыт перехвата крайне правого электората. Таким образом, партийная система находится в переходном состоянии и вряд ли можно ожидать её стабилизацию в ближайшие годы.
Игорь Бунин – президент Центра политических технологий
[i] Jean-Dominique Merchet. Macron Bonapart.Paris, Stock, 2017; «Comme Bonaparte, Emmanuel Macron a renversé la table».- Le Point, 22.10.2017.
[ii] Jérome Fourquet: Ou en est la droite après le big bang politique macroniste?-Le Figaro, 27.10.2017
[iii] Sondage: si la présidentielle se rejouait aujourd'hui...- Le Figaro, 22.10.2017
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.