Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.03.2006 | Татьяна Становая

ЗЮГАНОВ ОТКАЗАЛ КАСЬЯНОВУ

Вчера КПРФ отказалась от каких-либо контактов с новой общественно-политической организацией, создаваемой бывшим премьер-министром России Михаилом Касьяновым. Из сообщения партии следует, что объединение без идеологии невозможно. Это означает, что КПРФ отрезает для себя возможности совместной борьбы против «режима Владимира Путина» со всей либеральной оппозицией. Но также это означает, что КПРФ в еще большей степени стала подходить на роль единственной протестной политической партии, допускаемой Кремлем к политическому процессу.

Как заявил вчера председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов, КПРФ не намерена поддерживать никаких контактов с создаваемым экс-премьером Михаилом Касьяновым новым политическим объединением. «Мы считали и считаем, что никаких контактов между нашей партией и движением, создаваемым Касьяновым, быть не может, поскольку от этого движения явно попахивает оранжевым душком», – сказал Зюганов во вторник. При этом он отметил, что создаваемое Касьяновым объединение «может сыграть в политической жизни России роль «пятой колонны», которой негласно руководят американские спецы и агенты ЦРУ».В использовании КПРФ в качестве союзника сейчас заинтересована вся оппозиция. О «левом повороте» дважды писал Михаил Ходорковский, с левыми митингуют либеральная «Оборона», СПС и НБП. Недавно Гарри Каспаров предложил всем оппозиционным силам, включая коммунистов и НБП, объединиться для «демонтажа путинского режима». Объясняется это несколькими причинами.

Во-первых, сегодня протестный электорат преимущественно левый и национально ориентированный (патриотический). Неслучайно, например, либеральная СПС активно участвовала в акциях протестов против монетизации льгот в начале 2005 года. Тогда лидер движения «Наш выбор» Ирина Хакамада даже отреклась от либеральной идентичности, заявив, что больше не хочет называться либералом. В первой половине 2005 года можно было фиксировать крен влево всей правой оппозиции. Это выражалось, прежде всего, в приоритетном внимании к социальной проблематике. Вопросы свободы и демократии отошли на второе место. Сейчас эта тенденция ослабла. Социальных потрясений нет, и поэтому либералам важно в первую очередь сохранить свою либеральную идентичность для элит. Неслучайно можно слышать абстрактные призывы борьбы за демократию, свободу слова, но при этом Михаил Касьянов, например, ничего не говорил по поводу закона об НКО.

Поэтому, с одной стороны, либералам электорально выгодно кооперировать свои действия с левой оппозицией. Однако при этом есть масса идеологических ограничителей. Перед либералами стоит дилемма: либо они становятся лево-патриотами и конкурируют на одном электоральном поле и с КПРФ, а где-то и с Владимиром Путиным, либо они остаются либералами «на перспективу». В первом случае есть большой риск проигрыша, так как главное, что должен обеспечить в России успешный оппозиционный политик – это размежевание элит в свою пользу, а слишком очевидный крен либералов влево элиты отпугнет. Кроме того, протестный электорат в основном сосредоточен у КПРФ и частично ЛДПР, отобрать его практически невозможно. Отсюда и потребность в союзе с КПРФ, но не на основе позитивных идей, а на основе протеста против «режима».

Во-вторых, КПРФ гораздо более эффективная и ресурсообеспечена с точки зрения проведения массовых акций протеста. У КПРФ разветвленная региональная сеть, легко мобилизуемые сторонники, большой опыт и организационные возможности по сравнению со всеми либералами. Для Касьянова, например, проведение митинга протеста против «преступного режима» совместно с КПРФ будет означать организацию митинга со стороны КПРФ и наличие флагов (символики) нового общественного движения касьяновцев в рядах коммунистов. То есть минимальные организационные затраты. При этом, безусловно, представители общественной организации Касьянова захотят, чтобы такой митинг позиционировался как акция Касьянова с участием КПРФ и десятка «других» организаций.

Для самой КПРФ ситуация союза с Касьяновым просто фантастична. Экс-премьер остается для коммунистов представителем «олигархии», «отколовшейся частью» «преступного режима». КПРФ инициировала в свое время вотум недоверия правительству Касьянова. Поэтому здесь присутствует как очень сильная идеологическая несовместимость, так и политическая: КПРФ не станет «делиться» своими возможностями с конкурентами.

Наконец, в-третьих, либералам жизненно необходимо не оставаться на обочине политического процесса. Привлечение КПРФ к своей политической борьбе создает ощущение всеобщности протеста, частью которого и хотят стать либералы, борясь против собственной маргинализации. Однако пока это не получается.В действительности такая ситуация очень выгодна Кремлю. Судя по всему, в администрации президента сегодня ставка делается на трехпартийную систему: доминирующее положение «Единой России», привлечение протестных голосов КПРФ, «нейтрализация» национал-патриотов партией Жириновского. Но для этого «Единая Россия» должна поправеть, став более либеральной. Все эти партии объединяет антиоранжевый настрой и полное принятие кремлевского приоритета: суверенитет дороже демократии. КПРФ становится «своей» партией, но не с точки зрения управляемости, а с точки зрения функциональности для встраивания в новую партийную реальность.

Ссылки по теме:

Союз трех плюс Зюганов

Антиоппозиционный пакт

Касьянов идет в политику на общественных началах

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net