Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.02.2018 | Татьяна Становая

Гибель россиян в Сирии: политизация сирийской кампании

Россия, армия, Сирия8 февраля в штабе операции «Непоколебимая решимость» сообщили, что по проправительственным силам в Сирии американскими военными был нанесен авиаудар в ответ на атаку штаба «Сирийских демократических сил» (SDF), в котором находились советники коалиции во главе с США. По данным Reuters, более сотни человек были убиты, среди них и представители частной военной компании «Вагнер» (ЧВК).

Вскоре стали появляться крайне противоречивые данные о численности погибших: назывались цифры до нескольких сотен. 13 февраля Bloomberg со ссылкой на собственные источники в США и России сообщил, что при ударе по Дейр-эз-Зору погибли «более 200 наемников, большинство из которых являлись гражданами России». 15 февраля российский МИД признал вероятную гибель около пяти человек.

Как стало известно из СМИ, боевые столкновения начались 7 февраля после того, как около 500 военных проправительственных войск, в числе которых и были российские наемники, переправились в провинции Дейр-эз-Зор на восточный берег реки Евфрат, который находится под контролем отрядов Сирийских демократических сил. Западный берег Евфрат, в том числе и сам региональный центр, в прошлом году был зачищен от ИГИЛ (запрещена в России) сирийскими силами при поддержке России. Как писала «Новая газета» осенью 2017 года, в августе в военном ведомстве склонялись к тому, чтобы не продвигаться на восток, сосредоточившись на поддержании контроля над уже освобожденными территориями. Однако попытки прорваться на восточный берег предпринимались неоднократно, причем не российскими военными, а силами ЧВК. В этот раз ключевой бой развернулся в районе населенного пункта Хашшам. Причиной боев, как писала известный арабист на сайте Carnegie.ru Марианна Беленькая, стала борьба за контроль над нефтегазовыми месторождениями Конико и Эль-Исба, которые в сентябре прошлого года Силы демократической Сирии (СДС) отбили у террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ).

«Мы подозреваем, что поддерживающие Асада силы пытались захватить территорию SDF, освобожденную от боевиков ИГ (террористическая организация, запрещена в России) в сентябре 2017 года», — сказал собеседник Reuters. Он также отметил, что американские военные предупреждали Россию о том, что в районе присутствуют силы SDF. США подчеркивают, что речь шла об атаке со стороны «российских наемников». Глава Центрального командования Военно-воздушных сил США, генерал-лейтенант ​Джеффри Харриган рассказал, что американские военные пытались предупредить российских коллег о неизбежной ответной атаке. Из его слов следует, что никаких возражений со стороны российских военных не последовало, хотя сам генерал не стал комментировать реакцию из России. По официальным данным Пентагона, в результате удара коалиции во главе с Соединенными Штатами погибло около 100 человек, еще от 200 до 300 получили ранения.

Сам факт столкновения между российскими и американскими силами вызвал большой ажиотаж и опасения новой геополитической дестабилизации. Кроме того, данные о погибших указывали на весьма масштабные потери с российской стороны. Это как создавало риски резкой ответной реакции со стороны Кремля, так и ставило множество вопросов к российским властям: почему россияне оказались в нейтральной зоне и в чьих интересах они действовали, какова в этой ситуации роль Минобороны и почему столкновения не удалось избежать, несмотря на вроде бы налаженные контакты между военными США и России.

В данной ситуации возникает несколько важных аспектов. Во-первых, это публичная позиция Минобороны. Военное ведомство практически сразу дистанцировалось от действий сирийских сил, а фактически сняло с себя ответственность за работу ЧВК. В Минобороны источники говорили в СМИ, что сирийские военные не согласовали свои действия с командованием российской оперативной группы. По данным источников КП, ЧВК действовало самостоятельно и не ставило в известность российскую оперативную группу.

Это означает, что ЧВК в Сирии фактически действует автономно от Минобороны, и у обоих структур могут быть разные задачи, а также тактические и стратегические приоритеты. Кроме того, это означает, что сформирована база для конфликта между различными российскими центрами влияния, вовлеченными в сирийскую кампанию.

Для Минобороны главная задача – стабилизация ситуации, поддержание баланса сил и разграничения зон влияния, что создавало бы и более прочную основу для подготовки политического процесса. Автономные действия ЧВК в такой ситуации могут не только нарушать хрупкие договоренности, но и вести к неуправляемым вспышкам военных действий и переделу территорий влияния.

В то же время ЧВК решает более лояльные задачи, которые имеют мало отношения к геополитическим аспектам кампании. По данным «Фонтанки» и РБК, ЧВК должна была продвинуться в сторону месторождений, которые якобы Башар Асад обещал передать российским «инвесторам». Претендентом на месторождения СМИ называют компанию «Европолис», подконтрольную близкому соратнику Путина Евгению Пригожину. С его именем также связывают бизнес по обслуживанию питанием органов власти и организацию работы «фабрики троллей» в Санкт-Петербурге, в связи с чем в США против него и группы связанных с ним менеджеров возбуждено уголовное дело по обвинению во вмешательстве в американские президентские выборы 2016 года. ЧВК, по данным РБК, также отводилась роль охраны месторождений и активов, который получила или планировала получить компания «Европолис».

После столкновений 7 февраля в СМИ появились обвинения в адрес Минобороны о якобы спланированной «подставе» или даже предательстве. Но это оказалось лишь «вершиной айсберга»: на протяжении последнего месяца в отношении Минобороны ведется массированная информационная атака. Так, появилась информация о том, что Сергей Шойгу якобы рассчитывал получить звание маршала к 23 февраля, что должно было подчеркивать неадекватные амбиции министра на фоне якобы имевших место провалов в Сирии. Кроме того, в анонимных телеграм-каналах были организованы «сливы» о том, что Путин называет Шойгу «очковтирателем». Наконец, был публично заострен вопрос недовольства сторонников «Русского мира» (фактически наиболее радикально настроенных «охранителей» и имперцев)» действиями Минобороны, в рядах которого стали искать «партию национальной измены».

Ударом по позициям Шойгу стало и крупное антикоррупционное дело: в конце января был арестован начальник отдела проведения конкурентных процедур по государственному заказу Департамента государственных закупок Минобороны Юрий Решетников, что тут же дало основания говорить о созданной при Шойгу «черной кассе», откуда якобы финансировались лично значимые для него и его семьи проекты. Список уязвимостей Шойгу можно продолжать еще долго (конфликты с Сергеем Чемезовым, ослабление близкого к Шойгу губернатора Московской области Андрея Воробьева и т.д.), но в данной ситуации важно отметить значительный рост напряжённости вокруг министра, играющего одну из ключевых ролей в окружении Путина в последние три года. Появились также слухи, что Шойгу может в скором времени перейти в Совет Федерации или в Совбез.

Все это указывает на то, что в управлении сирийским направлением не только не сложилось «единоначалия», но и наблюдается обострение конкуренции между различными центрами влияния. Это касается как вопроса о противоречиях между государственными интересами с одной стороны, и коммерческими, с другой (при этом их выразители также близки к власти), так и вопроса противоречия интересов между различными властными структурами, в частности между военными и спецслужбами, разведками. Пока в Сирии велась активная военная кампания, это удавалось разруливать, и инициативу удерживали военные. Но как только активная фаза завершалась и переросла в позиционно-диверсионную войну, инициатива была сразу перехвачена «разведчиками».

Фактором ослабления Шойгу становится и определенная озабоченность кураторов внутренней политики, якобы обеспокоенных влиянием министра в вопросах, имеющих отношение к партии «Единая Россия», а также предвыборной кампании. По данным тех же анонимных телеграм-каналов, в Кремле имеет место раздражение активностью Шойгу. Последний, например, проводит совещания с губернаторами на предмет социального обеспечения военнослужащих, а также участвует в совещаниях Путина, касающихся внутриполитической ситуации.

Однако за всеми аппаратными битвами нельзя упускать из вида и актуальность сюжета для публичной политики. Факт гибели россиян в Сирии стал одной из самых дискутируемых тем в публичном пространстве. Кремль старательно избегает обсуждения этого вопроса и не торопится подтверждать вообще сам факт привлечения ЧВК к проводимой в Сирии политике. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя ситуацию, ранее заявлял о том, что он имеет информацию только о военнослужащих Вооруженных сил России. МИД России 15 февраля сообщил, что, по предварительным данным, при ударе коалиции США в Сирии 7 февраля могли погибнуть пять россиян. Однако их гражданство еще предстоит подтвердить, говорится в сообщении. При этом представитель МИДа Мария Захарова подчеркнула, что «речь не идет о российских военнослужащих». Впрочем, даже по отрывочным данным из Интернета ясно, что речь идет более чем о пяти россиянах – если даже считать только названных поименно.

Сирийский сюжет стал одним из вопросов президентской кампании. Ксения Собчак призвала создать спецкомиссию для расследования сообщений о гибели россиян при ударе сил коалиции США под Дейр-эз-Зором. А Григорий Явлинский опубликовал обращение к Владимиру Путину с требованием прояснить ситуацию. Гибель россиян обсуждалась и в Госдуме, активизировались дискуссии и вокруг закона о частных военных компаниях. Законопроект лоббируют кураторы ЧВК, в Минобороны к этому относятся противоречиво, однако признают, что проблема рассогласованности в действия между различными вооружёнными группами в Сирии есть. Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов заявил, что «государство должно влиять на эти процессы самым непосредственным образом. Мы детально работаем. Буквально вчера мы на рабочей группе экспертного совета рассматривали вопрос и порядок, как мы будем собирать экспертов для оценки всего наработанного по этой тематике», - сообщил он РИА «Новости». Депутаты фракции «Справедливая Россия» в начале февраля направили проект закона о регулировании деятельности ЧВК в правительство для заключения. Отзыв на этот законопроект должен быть подготовлен кабмином до начала марта 2018 года, а затем он будет внесен в Госдуму, заявил «Интерфаксу» первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов.

Завершение активной военной фазы в сирийской кампании привело к быстрой разбалансировке в системе госуправления на сирийском направлении: Минобороны, которое удерживало и инициативу, оказалось объектом сильнейшей информационной атаки, а рассогласованность в действиях российских военных и ЧВК стала причиной гибели россиян, причем наряду с этим резко выросла и угроза прямых военных столкновений с США. На этом фоне более активную роль начинают играть спецслужбы, отвоевывая у Минобороны отдельные сферы ответственности.

Нынешняя ситуация выглядит исключительной и по той причине, что украинская или сирийские темы были для Путина персонально «сакральными», и в вопросах управления если и возникали разногласия, то достаточно быстро удавалось выстраивать единую линию поведения. В этот раз создается впечатление отсутствия проработанной государственной стратегии, а роль президента выглядит менее выраженной и более подверженной влиянию обстоятельств.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net