Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
06.12.2005 | Татьяна Становая
УЧЕТ И КОНТРОЛЬ
Вчера президент России Владимир Путин продолжал "работу" над скандальным законопроектом об НКО. На традиционном совещании с членами правительства он заслушал доклад министра юстиции Юрия Чайки, который привез из Страсбурга юридическую экспертизу законопроекта от европейских чиновников. Президент дал поручение главе своей администрации Сергею Собянину в пятидневный срок разработать поправки в законопроект с учетом мнения Совета Европы и Общественной палаты. Тем не менее, стало очевидно, что концепция законопроекта останется прежней, и Кремль намерен сохранить главное - контроль над НКО.
Напомним, что 23 ноября Госдума приняла в первом чтении поправки в законы "Об общественных объединениях" и "О некоммерческих организациях". Второе чтение запланировано на 9 декабря - как раз ровно через пять дней после вчерашнего совещания у президента. Успеют ли депутаты рассмотреть все поправки или нет, не ясно. Однако некие источники во фракции "Единая Россия" уже заявили, что законопроект вряд ли будет принят до конца осенней сессии. Правда, другой представитель фракции Олег Морозов выразил уверенность, что рассмотрение состоится через неделю от ранее запланированного срока. "Законопроект отложен на неделю - Дума отреагировала на обращение Общественной палаты. Но это не значит, что мы согласились (с позицией Общественной палаты)", - сказал Морозов.
Законопроект вот уже почти месяц волнует не только сами НКО в России, но и Запад, который даже намекает на возможные трудности при вступлении РФ в ВТО. Свою озабоченность выразила и Общественная палата, которая потребовала перенести рассмотрение законопроекта до того момента, как она сможет сделать собственную экспертизу. Негативное отношение к законопроекту высказали Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Э.Памфилова и Уполномоченный по правам человека в РФ В.Лукин. С Памфиловой, а также председателем Госдумы РФ Борисом Грызловым президент встречался две недели назад: он тогда отметил, что от принятия законопроекта не должно пострадать гражданское общество, но главная цель - недопущение финансирования политических партий из-за рубежа - должна быть достигнута. Наконец, в субботу президент поднимал тему законопроекта об НКО на традиционном совещании Совета безопасности РФ: оно прошло в закрытом режиме. А вот вчерашнее совещание уже было адресовано озабоченной общественности и Западу.
И здесь обнаруживается много нового. Во-первых, усложняется мотивация принятия законопроекта. Если раньше президент говорил только о финансировании политической деятельности извне, то сейчас к этому прибавилась и необходимость "обезопасить наше общество и граждан от распространения какой-то террористической идеологии, человеконенавистнической идеологии, которая может функционировать под той или иной вывеской. И мы, к сожалению, сталкиваемся с этим, сталкиваемся с крайними течениями различных направлений разных конфессий". Говорил ли президент о сектах или пресловутых ваххабитах - неясно. Ясно, что президент не мог позволить себе говорить более конкретно, дабы не задеть чьи-то чувства. Но ясно также, что обоснование принятия законопроекта надо было сделать более весомым и насущным: позволяет этого добиться четкая увязка законодательной инициативы с проблемами личной безопасности граждан - это намного понятнее большинству.
Во-вторых, президент попытался вступить в переговоры с Западом и по-возможности учесть их рекомендации - это лишит западных политиков поводов обвинять Москву в "глухоте". Примечательное заявление прозвучало из уст Владимира Путина: "совершенно очевидно, что главным достоянием в современной России является демократический процесс, достижения нашего гражданского общества, и мы не должны позволить себе вместе с водой выплеснуть, как говорится, и ребенка". Вот кем в данном случае является "ребенок", каждый понимает по-своему. Для президента ребенок - это, видимо, рычаги контроля над НКО, а для общественных организаций - гражданское общество. По большому счету получается, что "детей" двое.
Как пояснил Владимир Путин, он направил в Страсбург министра юстиции Юрия Чайку "с поручением проконсультироваться и с нашими европейскими коллегами по этим вопросам". Чайка сообщил, что состоялись встречи с генеральным директором Юридического департамента господином Ги де Велем, с Комиссаром по правам человека Совета Европы Хиль-Роблесом. "Господин Хиль-Роблес сказал, что устанавливать правила, регистрировать, знать устав и учредителей любой организации - является суверенным правом государства. Транспарентность финансовых расходов - а это одна из тем, которая была крайне актуальна, - обязательно требуется в любом современном правовом государстве. Каждая страна имеет фундаментальное право знать, кто инвестирует деньги в страну и на какие цели они расходуются", - заявил министр юстиции. Далее он сослался на "генерального секретаря", выступившего на встрече политологов Московской школы политических наук и заявившего, что "установление правил регистрации и контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и транспарентности финансовых расходов - это является обязательным или общим правилом для любого уважающего себя государства, и это внутреннее дело государства". Чайка отметил, что законопроект соответствует международным нормам и в частности Европейской конвенции о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций 1986 года. Таким образом, фактически министр ездил не столько для того, чтобы выслушать рекомендации, сколько для того, чтобы удостовериться в правильности концепции законопроекта.
Заговорив о письме генерального секретаря Совета Европы Дэвиса, который на самом деле выражал озабоченность принятием законопроекта, Чайка вновь увидел лишь одного "ребенка": "господин Дэвис констатирует, что Российская Федерация вправе законодательно регламентировать вопросы создания и деятельности некоммерческих и неправительственных организаций на своей территории. Общая концепция законопроекта направлена на то, чтобы предоставить федеральным властям больше полномочий для осуществления контроля над неправительственными организациями, некоммерческими организациями. При этом цель борьбы - мы не раз акцентировали на этом внимание - цель борьбы с отмыванием денег и терроризмом несомненно является законной целью в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека, то есть еще один документ, на который ссылались специалисты".
Лишь в самом конце своего выступления министр юстиции отметил, что в дискуссиях высказывались озабоченности по нескольким позициям: это, прежде всего, то, что в проекте имеются отдельные недостаточно четко сформулированные требования, формулировки. Некоторые требования являются, скажем так, излишними либо непропорциональными тому, что мы хотим видеть. "И последнее, что особенно их волнует, - наша российская правоприменительная практика. Поэтому, на наш взгляд, эти все рекомендации могут быть учтены при втором-третьем чтении", - заявил Чайка.
Президент докладом остался доволен и дал поручение руководителю своей администрации "учесть рекомендации наших европейских коллег, обязательно учесть озабоченности членов Общественной палаты и представителей неправительственных организаций Российской Федерации, все это обобщить и в пятидневный срок представить мне проект возможных поправок к этому закону, который должен быть направлен в Государственную Думу от имени Президента России".
Судя по всему, вся кампания по продвижению противоречивого законопроекта укладывается в трехходовку. На первом этапе - инициатива депутатов Госдумы, которые вносят проект закона в максимально жестком виде и для подтверждения своих серьезных намерений принимают его в первом чтении. На втором этапе - волна возмущения со стороны общественности и озабоченность президента: знаковые встречи Владимира Путина с Памфиловой и Грызловым. Наконец, третий шаг - внесение уже президентом послабляющих "поправок", которые должны показать, что "обратная связь" с обществом, в также "прогрессивным Западом" работает. Но главное в том, что жесткий контроль над НКО будет сохранен, и органы власти в любом случае получат рычаги не только для учета их количества, но и контроля над их деятельностью.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.