Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

29.05.2018 | Марина Войтенко

Институты и правила – требуется ясность

Марина ВойтенкоТемой завершившегося на минувшей неделе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ, уже 22-го по счету) было обозначено «Создание экономики доверия». Нетривиальный, по большому счету, выбор обусловлен резкой актуализацией рисков подрыва односторонними, преимущественно протекционистскими действиями и санкциями общих правил свободы предпринимательства, торговли и инвестиций, лежащих в основе глобального хозяйства и его динамики. Озабоченности участникам pax economica добавляет и накладывающаяся на эти вызовы насущная потребность в регулятивных переменах, способных адекватно отразить трансформации экономических структур, ускоряемые развертыванием технологической революции. В итоге доверие в экономических отношениях испытывается на прочность во всех странах и на всех рынках.

Согласно опросу ВЦИОМ, более трех четвертей предпринимателей оценивают текущее состояние российского хозяйства как проблемное. При этом 53% надеются на положительные сдвиги в течение ближайших 2-3 лет. Новому правительству, понятно, предстоит конвертировать эти ожидания в real politic, комфортную для деловой активности. Задача не из легких. О неэффективности мер кабмина по возобновлению роста в 2018-ом высказались 69% респондентов (в 2017-ом – 64%). Позитивно-одобрительных констатаций тоже стало меньше – 25% против 32%. Примечательно, что среди главных факторов, сдерживающих развитие их компаний, участники опроса на первое место поставили неопределенность экономической ситуации (4,0 балла из 5,0), на второе – высокий уровень налогообложения (те же 4,0 балла), на третье – снижающийся спрос на внутреннем рынке (3,8 балла). Траектория бизнес-ощущений, таким образом, не оставляет новому правительству времени на неспешную «раскачку». На это же указывает и картина наблюдаемых макротрендов.

В апреле сводный опережающий индекс (СОИ, рассчитывается Центром развития НИУ ВШЭ) остался на «умеренно высоком уровне» – 2,3% против 2,1% в марте. Рыночные последствия, вызванные новыми санкциями США, полагают аналитики, слабо скажутся на реальном секторе, поскольку уравновешиваются благоприятной углеводородной конъюнктурой и т.п. В то же время, заметное падение объемов новых заказов и динамика запасов готовой продукции продолжают указывать на вялый внутренний спрос. Итог такой «комбинации» – равновесие, все более напоминающее «игру с нулевой суммой» и продолжающееся в неустойчивом балансе основных факторов экономического роста.

Апрельский промвыпуск, по версии Росстата, прибавил 1,3% после 1,0% в марте. Тем не менее, с устранением сезонности он остается в целом на одном уровне уже более года. Об устойчивой тенденции роста, подчеркивают в ЦМАКП, говорить не приходится. Итог-2018, по оценке Минпромторга, окажется в пределах 2%.

Реальные доходы и зарплаты в середине весны в годовом выражении ускорили темпы до 5,7% и 7,8% (за четыре месяца с начала года 2,3% с учетом выплаты-2017 и 3,8% без таковой и 9,6% соответственно). Эксперты, тем не менее, уверены – темпы роста реальных зарплат будут плавно снижаться до 7,0-8,5% (предвыборные бонусы закончились, а инфляция обещает медленно подрастать), что скажется и на доходах. Отсюда и вывод: внутренний потребительский спрос, несмотря на некоторое оживление, будет оставаться слабым. Торговая розница год к году в апреле выросла на 2,4% (с начала года – на 2,2%), но к марту ее оборот потерял 0,9% (объем платных услуг населению к предыдущему месяцу сократился еще больше – на 1,6%).

Разочаровывают инвестиции. В четвертом квартале 2017 года их рост достиг 6,4% (в целом за год – 4,4%). В первом квартале-2018 темп снизился до 3,6% (при общем объеме в 2,302 трлн рублей). В апреле, правда, обнаружилось некоторое ускорение строительства (на 1,4%), что позволило МЭР предварительно оценить месячный прирост ВВП в 1,7% (1,4% в марте). Вместе с тем, мощного тренда к преодолению стагнации строительных работ пока не видно. Эксперты напоминают о завершении строек к ЧМ-2018 и введении в действие Крымского моста. «Стройвсплеск», таким образом, уже на излете.

Что же касается предложения инвестиционных товаров в экономике в целом, то, п расчетам ЦМАКП, его апрельский индекс (с устранением сезонности) относительно марта опустился на 0,5%, возобновление активности в капвложениях приостановилось. Ожидания же замедляющегося годового темпа-2018 колеблются от 2,0% у Всемирного банка до 2,3-2,8% в ЦБ РФ.

На фоне текущих макротрендов общеэкономические оценки-2018 тоже не становятся теплее. Консенсус-прогноз Центра развития (на основе опроса аналитиков 24 апреля – 2 мая 2018 года) сохранил февральский уровень ожиданий тмпа-2018 в 1,7%. Он же рассматривается и как средний показатель в течение ближайших семи лет (самое высокое значение в 1,9% будет достигнуто лишь в 2024 году).

В АКРА полагают, что рост-2018 составит 1,6% и останется примерно на таком же уровне в течение 3-5 лет. В условиях действующих структурных ограничений более высокий темп будет означать перегрев экономики и окажется неустойчивым. Увеличить потенциал выпуска могли бы инвестиции. Как отмечает глава АКРА Екатерина Трофимова, в конце 1990-х – начале 2000-х годов каждые 4 п.п. доли капвложений в ВВП добавляли в среднем по странам мира до 1 п.п. к темпам роста ВВП на душу населения. Фокусировка действий кабмина на этом приоритете, однако, пока не просматривается с неумолимой очевидностью.

Более того, в МЭР видят риски замедления роста до 1% вследствие инерции сложившейся экономической структуры. На решающую роль структурных факторов в среднесрочной динамике российского хозяйства обращают внимание во Всемирном банке и МВФ. Их текущие оценки российского роста-2018 – 1,5% и 1,7% соответственно, ожидания же на 2019-2020 годы не превышают 1,8-2,0%. Тем примечательнее общий диагноз. Так, аналитики Фонда констатируют: «Среднесрочные перспективы развития экономической ситуации в России остаются малообещающими, несмотря на продолжающееся восстановление экономики. При прогнозируемых темпах роста страна будет отставать от сопоставимых экономик в Восточной Европе, и сближения с уровнем доходов, который отмечается в странах с развитой экономикой, не произойдет. Это обусловлено сочетанием ряда факторов, включая недостаточно развитую инфраструктуру, старение населения и большой масштаб государственного участия в экономике, а также недостатки в области управления и институциональные недостатки, которые привели к повышению степени экономической концентрации и замедлению динамизма. Кроме того, процесс интеграции России в мировую экономику происходит медленно, что уменьшает стимулы к повышению эффективности деятельности и сокращает положительные вторичные эффекты от технологических изменений, происходящих за рубежом. Неопределенность, обусловленная геополитической напряженностью, отрицательно сказывается на частных инвестициях».

Как видим, «узкие места» экономики РФ обозначены предельно ясно и жестко. Некоторые сигналы о способах их «расшивки» прозвучали на ПМЭФ.

В ЦБ РФ уверены, что проводимая регулятором процентная политика позволит обеспечить достижение таргета по инфляции, поскольку эффекты, возникающие от пока предлагаемых вариантов повышения расходов госказны на выполнение майских указов, находятся в пределах управляемых рисков. Но, как подчеркнула глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на одной из площадок форума, «в зависимости от тех решений, которые будут приниматься», темпы снижения ключевой ставки могут быть медленнее, чем это ожидалось ранее.

Вместе с тем, у регулятора остаются вопросы относительно источников финансирования требующихся для достижения целей-2024 допрасходов бюджета в 8 трлн рублей в течение шести лет. Поэтому Центробанк не исключает возможность сохранения своей ставки на текущем уровне «до прояснения перспектив бюджетной политики». Обозначено и более глубокое основание такой максимально осторожной позиции – без структурных реформ фискальное стимулирование и увеличение трат госказны имеют все шансы обернуться перегревом экономики с ускорением темпов инфляции, а за краткосрочным резким ростом ВВП последует спад.

Со стороны правительства продемонстрировано и намерение продвигаться по пути структурной повестки. Urbi et orbi поведано, что члены нового кабинета будут нести личную ответственность за реализацию реформ (санкции подстегивают проводить их быстрее), причем перестановки в правительстве РФ будут способствовать единой позиции экономблока. Часть функций госаппарата будет переведена в цифровой формат. Названы и основные направления реформ. В их числе переструктурирование расходов бюджета в пользу инфраструктурных задач с помощью долгового финансирования, цифровизация экономики и реформирование социальных расходов.

Как подчеркнула вице-премьер Татьяна Голикова, в ближайшей перспективе эта сфера станет главным потребителем средств как федерального, так и бюджетов субъектов РФ. Финансовые же механизмы (включая возможность перераспределения и дополнительного наполнения доходов региональных фондов ОМС), которые позволили бы достигнуть результатов, заложенных в послании президента РФ Федеральному Собранию, еще предстоит создать. Неизбежны и изменения в системе медстрахования неработающего населения. К какому именно варианту решений придет правительство, пока не ясно. Но уже сейчас в кабмине рассчитывают на то, что они станут одной из основ перенастройки межбюджетных отношений.

Судя по всему, уже летом в острую фазу войдет дискуссия о переформатировании пенсионной системы – отдельные решения на этот счет могут быть приняты в 2019 году. В публичном пространстве появилось и кое-что из принципиальных намерений. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, выступая на пленарной сессии ПМЭФ, однозначно заявил: возврата к обязательной накопительной пенсионной системе не будет. В приоритете кабмина создание механизма добровольного индивидуального пенсионного капитала и системы корпоративных пенсий, в формировании которых непосредственно участвует работодатель. По мнению ряда экспертов, последняя новация может дать ощутимый эффект только незначительному числу будущих пенсионеров – работникам крупных госкорпораций. В случае же законодательного закрепления обязанности финансирования корпоративных пенсий для всех работодателей возникает существенный риск увеличения издержек бизнеса и/или ухода оплаты труда в серую зону.

Между тем, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в ходе ПМЭФ сообщил о работе правительства над созданием механизма, который позволил бы заинтересовать предпринимателей «работать в белую, уплачивая налоги и, как говориться, спать спокойно». Готовящаяся настройка налоговой системы, по словам Силуанова, предусматривает упрощение налогов и даже снижение некоторых из них для малых предпринимателей и самозанятых, а также завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, начиная с 2019 года. Причем в течение шести лет, заверил первый вице-премьер, налоговая нагрузка (отношение суммы налогов и сборов к выручке организаций) останется неизменной. Правда, возникает вопрос – по отношению к какому уровню?

Так, по данным ФНС РФ, в 2017 году в целом для российских компаний показатель уже вырос до 10,8% против 9,6% в 2016-ом. И если его рост в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (с 35,6% до 45,4%) основан на сильной восходящей динамике нефтекотировок, то расширение в пищевом секторе с 19,7% до 28,2% (максимум за весь период наблюдений с 2006 года) объяснить только повышением акцизов на алкоголь и табак не удается.

Немало вопросов вызывают источники финансирования инфраструктурных проектов. Наполнение создаваемого (начиная с 2019 года) для этих целей в рамках бюджета фонда в объеме 3% ВВП за пять лет планируется за счет увеличения внутренних заимствований. Вместе с тем, по мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, в ближайшие шесть лет госдолг стоит наращивать только на 5-6 п.п. к его текущему уровню в 13-14% ВВП, но вкладываться надо не только в инфраструктуру, но и в человеческий капитал. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, признавая, что при таком низком показателе «можно чуть-чуть занять», подчеркивает: форсированное наращивание внутренних заимствований приведет к росту процентных ставок, потому что по сути это будет вытеснение частного капитала». А ведь целью деятельностью фонда является стимулирование инвестиций через государственно-частное партнерство.

Сигналы, прозвучавшие в ходе дискуссий на ПМЭФ, в принципе вновь подтвердили стремление машины российского госуправления двигаться в экономической политике по маршруту структурной повестки. Пространство доверия к намеченным планам, тем не менее, требует расширения. Большая часть деталей стабильных и прозрачных инструментов и правил, необходимых для достижения национальных целей-2024, источников финансирования и содержания намеченных проектов все еще остается малопроясненной. Такая ситуация по сути блокирует выстраивание адекватных времени и задачам коммуникаций государства с бизнесом и гражданским обществом. В итоге важнейшие институциональные ресурсы роста остаются в «зоне неопределенности». Интегрировать их в логику ускорения макродинамики – самая неотложная потребность текущего года.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net