Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

14.06.2018 | Марина Войтенко

К «белой полосе» – на малой скорости

Марина ВойтенкоЛюбая запоминающаяся метафора, как известно, многозначна и заключает в себе либо внутреннее противоречие, либо «напряжение» с контекстом высказывания. Про «цветовой» рубеж, к которому приближается российское хозяйство, ровно об этом. Выбор Президента РФ в пользу белого в целом справедлив. Есть общеэкономический рост и макростабильность, есть понимание внутренних и внешних рисков, стрессоустойчивость к которым в долгую может укрепляться лишь по ходу структурных трансформаций. В то же время, динамика ВВП все еще далека от искомого ускорения, ее кратко- и среднесрочные прогнозы не дотягивают даже до 2%, а замыслы большей части структурных реформ выглядят в лучшем случае как протоколы о намерениях. В итоге социально-экономическое развитие страны остается в инерционной колее.

Очередным напоминанием об этом стал доклад (7 июня) Всемирного банка «Global Economic Outlook», подтвердивший ухудшение прогноза-2018 по РФ с 1,7% до 1,5% роста ВВП (оценка на 2019-2020 годы оставлена без изменений – 1,8%). Из позитивных трендов отмечены увеличение инвестиций на транспорте и в добывающих отраслях, уверенный рост реальной заработной платы, выход экономики в низкоинфляционную среду, стабильная ситуация на рынке труда (рекордно низкая безработица). При этом усиление негативного фона, повлиявшего на прогноз, объясняется сохраняющейся неопределенностью во внутренней структурной политике, возможными последствиями новых санкций США и нарастанием вероятности похолодания глобальной конъюнктуры в целом.

По версии экспертов Всемирного банка, замедление мирового роста – уже реальность. В 2018-ом Китай может потерять 0,4 п.п., Япония – 0,7 п.п., ЕС – 0,3 п.п. Как ожидается, 0,4 п.п. прибавят США. Заметим, что этот прогнозный тренд находит подтверждение в расчетах опережающих индексов PMI (IHS Markit, Bloomberg Finance и др.). Так в мае сводный PMI для США вырос с 54,9 пункта до 55,7, указывая на ожидаемое ускорение роста до 2,5-3,0% год к году уже во втором квартале. Аналогичный показатель для еврозоны, напротив, снизился с 55,1 до 54,1 пункта – минимум за 1,5 года. Замедление динамики (особенно в Германии и Франции) начинает сопровождаться ускорением инфляции. Десинхронизация и торможение глобального роста – уже следствие давления торгово-военной атмосферы. Как подчеркивает исполняющий обязанности главного экономиста Всемирного банка Шантиянан Девараджан: «Протекционистская угроза сгущает тучи над экономическими перспективами. Если дело дойдет до торговых войн, последствия могут быть разрушительными». Торговой напряженности у США с избытком по всему периметру отношений с Китаем, Евросоюзом, а также Канадой и Мексикой. Отсюда и осторожный, но отрицательный прогноз Всемирного банка по темпам мировой торговли: в 2018-ом сокращение на 0,5%, в 2019-ом – еще как минимум на 0,3%.

Оснований для оптимизма, между тем, почти не наблюдается. Саммит «Большой семерки» под давлением торговых споров по сути прошел в формате «6+1» и не завершился какими-либо значимыми взаимными обязательствами. Правда, в ближайшие две недели должен быть сформирован механизм диалога для преодоления существующих противоречий между Евросоюзом и США. Сомнения в реалистичности задуманного наблюдателей, тем не менее, не покидают. Резон тому – укрепление доллара, поддерживаемое Федрезервом в силу необходимости реагировать на рост импортных цен из-за повышения пошлин. Далее – новое ухудшение торгового баланса и опять бег по кругу.

Повышенная изменчивость внешних реалий при резко возросшей волатильности рыночных котировок и валютных курсов, естественно, требует удаления избыточного оптимизма из внутренних прогнозов. На минувшей неделе на такую «твердую почву» наконец-то вернулись в МЭР. Теперь в министерстве оперируют расширенным диапазоном оценок роста-2018 в 1,6-2,1% при понимании существенного риска, что в реальности темпы окажутся ниже верхней границы. В счетной палате ожидают годового роста около 1,7%. В ЦБ РФ уточнят прогноз к середине июня (текущее значение 1,5-2,0%), но явно не в сторону повышения.

Подробностей по поводу обновления официального правительственного прогноза в публичном пространстве пока мало. По инвестициям они отсутствуют вовсе. По промвыпуску (1,7% год к году по итогам-2018) оценка разделяется экспертным сообществом, вызывая озабоченность ожидаемым общеэкономическим результатом – при таком промышленном темпе трудно рассчитывать на скорость ВВП большей, чем 1,0-1,5%. Ожидания МЭР по инфляции до 2,7-3,2% на конец года выглядят спорными. Текущая версия Банка России «ближе к 4%» более правдоподобна. Вместе с тем, эксперты по большей части согласны с предположениями МЭР о динамике котировок Urals (в среднем за год ближе к верхней границе интервала $65-70 за баррель) и курса рубля (около 62 руб/$ до конца года при среднем значении-2018 чуть выше 60 руб/$).

Неоднозначным остается отношение к прогнозу по реальным доходам населения (рост-2018 на 3,4-3,9%при снижении уровня бедности с 12,3% до 11,1%). Причина – отсутствие к настоящему времени видимых признаков конверсии этих приростов в расширение потребительского спроса. В апреле, по данным Росстата, доля денежных доходов, потраченных на покупку товаров и услуг, в годовом выражении сократилась на 4 п.п. до 71,1%; на 3,2 п.п. до 10,9% увеличилась доля средств, направляемых в сбережения. В мае разворота тренда не случилось – расходы на потребление потеряли еще 0,4 п.п.

Финаналитики полагают, что динамика во втором и третьем квартале будет выглядеть достаточно слабой: помимо эффекта высокой базы, который сыграет против текущих темпов, негативное давление способна оказать реализация внешних рисков. В этих обстоятельствах сохранение возможности для устойчивого роста определяется, прежде всего, поддержанием макростабильности, позволяющей при отсутствии крупных финансовых дисбалансов и чрезмерной долговой нагрузки и наличии подушки безопасности в виде капитала и ликвидности (что имеет место) принимать в экономической политике активные меры для расширения потенциала роста. Несколько таких решений («малых дел») как раз и были приняты в первую декаду июня.

Так, постановлением от 6 июня 2018 года №654 утверждены порядок и условия предоставления госгарантий по облигационным займам, средства от которых планируется направлять на предоставление части синдицированного кредита для финансирования специально отобранных «Внешэкономбанком» инвестиционных проектов. Принятое решение направлено на запуск механизма «Фабрика проектного финансирования» (СОПФ ФПФ). В федеральном бюджете-2018 и плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено предоставление государственной гарантии в объеме 294 млрд рублей, что должно составлять не более 40% привлекаемых им синдицированных кредитов.

Для стимулирования инвестиционной активности частного сектора предлагается разрешить валютные операции между резидентами в рамках страхования экспортных кредитов. Соответствующие поправки внесены в Госдуму ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в закон «О валютном регулировании». Они предусматривают включение в перечень разрешенных валютные операции между резидентами, связанные с заключением, исполнением, изменением или прекращением договоров страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков; а также сделки, обеспечивающие исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому контракту перед Внешэкономбанком. Такое снижение административной нагрузки на экспортеров, по расчетам Минфина, будет способствовать достижению к 2024 году объема несырьевого экспорта из РФ до уровня $250 млрд ежегодно.

Для розничных инвесторов-налоговых резидентов России правительство также решилось на стимулирующие меры. Согласно внесенному 6 июня в Госдуму законопроекту, они частично избавятся от необходимости платить НДФЛ на разницу в переоценке еврооблигаций Минфина РФ, которая может возникнуть на момент их продажи (погашения) из-за изменения валютных курсов. Причем, если в конце зимы-2018 предполагалось, что новый порядок коснется российских бондов, эмитированных после 1 января 2018 года, то теперь он должен будет распространяться на любые уже существующие еврооблигации РФ. Однако применяться он будет к доходам, полученным с 1 января 2019 года, то есть, с начала нового налогового периода. Тем не менее, уже сейчас понятно, что, учитывая риски ослабления рубля, эта мера повысит привлекательность госбондов.

В правительство также внесен разрабатывавшийся на протяжении нескольких лет законопроект о налоге на добавленный доход от добычи нефти для четырех групп месторождений. Базой его исчисления станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д. Проект закона содержит и нормы о снижении вместо ранее планировавшегося повышения акцизов на моторное топливо и компенсации выпадающих по этой причине доходов региональных бюджетов (по расчетам, около 100 млрд рублей) из госказны.

Появилась и информация о разработке нового механизма улучшения бизнес-среды. Многое здесь пока остается неясным. План, получивший название «Трансформация делового климата», формируется под эгидой Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Предполагается, что он будет содержать 14 направлений. Наименования их давно знакомы и по большей части уже содержались в принятой в 2012 году программе «Национальная предпринимательская инициатива» (НПИ). Это – совершенствование корпоративного управления, предпринимательская активность, таможня и международная торговля, экспорт, защита прав собственности, налоги, человеческий капитал и производительность труда, градостроительная деятельность, территориальное планирование.

Принципиальное новшество – сам механизм постановки задач и согласований позиций при принятии решений, который должен действовать не как программа с фиксированным результатом, а в виде непрерывного процесса уточнения перечня мер и регуляторных технологий, постоянно корректирующегося каждые полгода. По замыслу разработчиков, он должен оперативно реагировать на запросы бизнеса и снимать законодательные барьеры. Внесение Минэкономразвития соответствующего проекта распоряжения правительства с первым перечнем мер предполагается уже к середине августа. Между тем, опрошенные РБК эксперты и представители исполнительной власти обращают внимание на то, что пока предварительный «набор» носит точечный характер. Растет и запрос на мониторинг эффективности реализации программ, в том числе уже завершенных в рамках НПИ. Вместе с тем востребованность нового канала коммуникации бизнеса и власти не вызывает сомнений. Вопросы, как всегда, к технологиям исполнения задуманного, эффективность которых по большей части будет обусловлена продвижением по пути структурных реформ.

Однако замыслы их по большей части пока (?) остаются на уровне бездетальных благопожеланий. Наглядный пример тому – первые шаги в направлении изменений в пенсионной системе. Так, консенсус в правительстве по поводу повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63-х для женщин вызвал бы гораздо меньше вопросов, будь эта мера предложена одновременно с программой непрерывного образования для взрослых и параметрами реформы медицины. А для всего этого потребуются и стабильные источники финансирования. Так, согласно расчетам Высшей школы организации и управления здравоохранением, для увеличения продолжительности жизни до 78 лет необходимо ежегодно увеличивать его финансирование на 15% (дополнительные 300 млрд рублей) при условии, что российский ВВП будет расти на 4% в год. Текущий же его потенциальный темп, напомним, ровно вдвое ниже.

Заметно больше подробностей о новом витке структурных трансформаций на финансовых рынках РФ их участники, между тем, узнали от центральных банкиров. Так в ходе ХХVII Международного финансового конгресса (Санкт-Петербург, 8-9 июня) руководитель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина дала понять, что намерена шире использовать так называемое стимулирующее регулирование, влияющее на изменение бизнес-моделей. Суть подхода – расширение возможностей фининститутам способствовать экономическому росту на основе прояснения его «конкретных точек» в условиях нейтральной денежно-кредитной политики (то есть, при остановке процесса снижения ставок). Содержание планируемых действий – поддержка качественного роста рынков и дестимулирование деловых практик, сопряженных с рисками потерь экономики и граждан от финансирования неэффективных и сомнительных проектов.

Определены и «зоны повышенного внимания» со стороны регулятора: состояние валютных балансов банков; снижение доли залогового кредитования; ограничение займов и ссуд собственникам банков; контроль за кредитованием холдингов, поскольку получаемые средства далеко не всегда направляются на развитие конкретных предприятий; ускоренная интеграция надзора за банковским и небанковским секторами для пресечения недобросовестного использования регуляторного арбитража; предотвращение манипулирования рынком и обеспечение корректности формирования биржевых цен на торгуемые инструменты; сокращение избыточной концентрации кредитного риска на одном заемщике или группе связанных лиц.

По всем этим направлениям будут происходить уточнения действующих правил «игры», которые затем составят, как подчеркивает глава ЦБ РФ, «основу справедливой конкуренции». На это же нацелен и предложенный Центробанком 6 июня к обсуждению профсообществом проект «основных направлений развития финансового рынка РФ на период 2019-2021 годы». Опыт денежных властей в наращивании коммуникаций с профильными бизнесами, как представляется, стоило бы увереннее применять и на других направлениях экономической политики.

Итоги первого месяца работы нового правительства подтверждают: российское хозяйство к его «белой полосе» движется не поторапливаясь. Внешние и внутренние обстоятельства, между тем меняются много быстрее. Нассим Талеб, еще в 2007 году (накануне Великой рецессии) рассказавший миру о подлете «черных лебедей», в одной из последних публичных лекций заметил: «Патология нынешнего времени – потеря контакта с реальностью». Поправить дело можно и нужно преодолением дефицита диалога о насущном: что будет происходить в глобальной экономике, как трансформировать сохранение макростабильности в энергию будущего роста; с какой скоростью будут продвигаться структурные реформы, и каким реальным содержанием они будут наполнены. Ответы на эти вопросы как раз и определят облик развития страны в ближайшем будущем.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net