Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

19.06.2018 | Борис Макаренко

Решение и реакция: какой будет политическая цена пенсионной реформы

Решение и реакция: какой будет политическая цена пенсионной реформыПовышение пенсионного возраста может вызвать негативную реакцию населения, однако у правительства есть возможность доказать, что реформа может быть выгодна для всех

Я, как и все мужчины моего года рождения, стану первым, кого коснется повышение пенсионного возраста. Поделом мне — давнему стороннику такой меры. И все же я рад, что наша власть наконец решилась на этот шаг, нисколько не обольщаясь по поводу негативной реакции, — как показывают недавние опросы, не менее 82% россиян не одобряют такую меру.

За и против

Что подвигло власть на такой шаг? Мудрость «плохой правитель думает о будущих выборах, хороший — о будущем страны»? Вряд ли. Во-первых, проигрывать выборы все равно некому. Во-вторых, что существеннее, за этим решением стоит куда более прагматичная причина: если не пойти на эту меру сейчас (а в полной мере ее эффект скажется только лет через десять, когда переход к новой планке возраста будет завершен), то первое время ничего не произойдет, но пенсии в будущем будут при благоприятном сценарии развития стагнировать, при неблагоприятном — снижаться, все более превращаясь в нищенское «пособие по старости». И раньше ли, позже ли это приведет к социальному взрыву куда более серьезному, чем снижение рейтингов власти. Тем более что дождались начала нового президентского срока, и даже до думских выборов — целых три года. А начинать новый срок с непопулярных реформ — уже политическая традиция, посмотрим хотя бы на Эмманюэля Макрона, совершившего радикальную (и непопулярную) реформу французского Трудового кодекса в первые месяцы своего президентства.

Что же — большинство россиян не понимают такой простой вещи? На самом деле все исследования показывают, что понимают или, по крайней мере, — «спинным мозгом чувствуют». А негативное отношение — это продукт взаимоналожения двух мотивов. «В сердце» — травма от утраты символической ценности, социального завоевания прежних времен. А «в голове» — прагматичный расчет: половина пенсионеров остаются работать и после достижения планки 55/60 лет, получая вместе с зарплатой базовую часть пенсии плюс бесплатный проезд (а это еще пара тысяч в месяц) плюс льготы и скидки по социальной карте. Если зарплата невысока — ощутимый «приварок», который не хочется терять. При этом люди не хотят слышать про растущую продолжительность жизни, про то, что «пенсионный порог» выше не только на развитом Западе, но и в большинстве бывших советских республик.

На самом же деле «выигравших» от повышения пенсионного возраста будет много. Это и нынешние пенсионеры — их это повышение уже не коснется, зато появится надежда, что пенсии будут расти. Это и молодежь. У нас и сейчас пятеро работающих кормят трех пенсионеров, и эта пропорция с годами будет меняться не в пользу работающих. А значит, почетное «солидарное бремя» будет тяжелеть, а шансы на повышение зарплат — снижаться. Наконец, это те, кто зарабатывает выше среднего по экономике. У них выход на заслуженный отдых означает падение доходов не втрое (как в среднем по рабочей силе), а много сильнее. Они и так будут продолжать работать, пока могут, а та базовая пенсия, которая положена работающему пенсионеру, для них не очень значима. Зато такой средний класс заинтересован в том, чтобы пенсии были выше.

Шанс для оппозиции?

Но все же первая реакция будет сильной и негативной. Причина не только в том, что сердце и разум побуждают противиться, но и в низком доверии «по всем азимутам» российского общества, в том числе — в отношении к власти. Россияне доверяют ей в большой политике (об этом говорят рейтинги одобрения президента), но не доверяют в житейских делах — от курса рубля до состояния поликлиник, дорог и школ. Но не ждите бунтов: на все испытания граждане привыкли отвечать снижением ожиданий (хотя демонстрации протеста, очевидно, будут — и не дай бог их разгонять!). Не ждите резкого взлета популярности оппозиционных партий — они в последние годы демонстрируют лишь стойкую неспособность выработать убедительную альтернативную повестку дня.

Перед думскими выборами 2016 года экономика стагнировала более трех лет, падали доходы россиян, но ни ностальгирующие патерналисты — КПРФ и эсэры, ни популисты из ЛДПР не пожали на этом электоральной жатвы. В либеральном сегменте к «Яблоку» прислушиваются все меньше, а ничего другое не складывается. Почему — вопрос интересный, но это другая тема.

Для либералов в качестве гипотетического триггера скорее сработает повышение НДС, а не пенсионный возраст. Конечно, нынешнее состояние партийной системы может измениться, но вряд ли мы увидим что-то радикально новое до думской кампании 2021 года.

Навальный? Та когорта, которая следит за ним в интернете, вряд ли «заведется» на пенсионной теме. Другие несистемные силы? А где они?

Резюмируем: протесты будут, рейтинги власти — по всем измерениям — могут дрогнуть, но вопрос, как сильно и насколько долго? Резкие скачки маловероятны, а в долгосрочных тенденциях пенсионная тема станет лишь одним из факторов. На динамику отношения граждан к власти повышение пенсионного возраста, разумеется, может повлиять, но каким оно будет через три года, вряд ли кто сейчас решится загадывать.

Восстановление доверия

Но в любом случае глухое недовольство будет усиливаться, потому что обещаниям власти по умолчанию люди не поверят: несколько лет рецессии и падения доходов эту веру слишком сильно подорвали. Эта ситуация подлежит не перелому, а медленному и кропотливому выправлению. Государство может восстановить доверие именно в связи с темой повышения пенсионного возраста. Для этого нужно:

чтобы пенсии действительно начали расти, пусть не в разы (как хотелось бы многим), но сразу — с началом действия механизма повышения, условно: полгода прибавки возраста — 1000 руб. прибавки к пенсии, и чтобы это повышение не прекращалось;

сохранение всех ценимых пенсионерами льгот;

действенная защита трудовых прав работников предпенсионного возраста, борьба с возрастной дискриминацией силами и профсоюзов, и государственных служб;

создание системы повышения квалификации и специальных окон в службах занятости, ориентированных на специфику старших возрастов;

введение реально (а не на бумаге) работающих диспансеризаций для «предпенсионеров», и вообще — развитие медицины долголетия.

Если эти меры будут посылать россиянам, перевалившим за 50 лет, месседж «у вас будет работа и будет здоровье», то и доверие начнет восстанавливаться, а повышение пенсионного возраста будет восприниматься не как наказание, а как возможность обеспечить более достойную жизнь.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/politics/18/06/2018/5b2652509a794741d12fab50

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net