Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

15.10.2018 | Марина Войтенко

Глобальное хозяйство – признаки недомогания

Марина ВойтенкоВ пятницу 12 октября после двух дней падения (на 4% в среду и 2% в четверг) биржи США закрылись в плюсе (до 2,3%) на фоне позитивных данных о финансовой отчетности банковского сектора. Рынки АТР после «разгрома» в середине недели двинулись вверх за американскими. Европейские площадки завершили торговый день разнонаправленно, но большинство, тем не менее, отметились ростом. Потери в целом (крупнейшие с марта) отыграть, однако, не удалось. Главные индексы в США снизились на 5,3% (Dow Jones), 5,5% (S&P 500) и 5,9% (Nasdaq Composite). Вердикт аналитиков и профучастников – это еще не начало нового финансового кризиса, но масштабная (хотя и ожидавшаяся) коррекция рынков. При этом общая доминанта в настроениях – неуверенность в том, что будет дальше, уже вышедшая далеко за рамки представлений о перспективах волатильности котировок финансовых инструментов или опасений по поводу способности целого поколения инвесторов, «расслабленного» десятилетием дешевых денег центробанков, действовать в условиях «медвежьих» трендов. В основе беспокойства неоднозначное состояние мирового хозяйства в целом.

Именно об этом красноречиво напомнили новые прогнозы Международного валютного фонда и его оценки глобальных рисков. Представляя традиционный осенний доклад «World Economic Outlook», директор его исследовательского департамента Морис Обстфельд подчеркнул: темпы глобального ВВП в 2018 и 2019 годах останутся на уровне-2017 в 3,7%. Это выше чем в 2012-2016 годах, причем во многих странах достигнута полная занятость или показатели близкие к ней, прежние опасения дефляции рассеялись, а у правительств и денежных властей все еще сохраняются возможности «для повышения устойчивости и проведения реформ в целях роста». На этом, впрочем, позитивные новости от МВФ исчерпываются.

«Достигнув потолка, мировой рост оказался менее сбалансированным, чем ожидалось в апрельском докладе. На горизонте появились тучи. Некоторые риски ухудшения ситуации материализовались, вероятность новых неблагоприятных шоков увеличилась. В ряде ведущих экономик росту способствуют меры политики, которые представляются неприемлемыми в долгосрочной перспективе. Эти опасения делают необходимость действий со стороны директивных органов еще более острой». Такую констатацию Мориса Обстфельда хорошо иллюстрирует пересмотр прогнозов динамики ведущих экономик. Для развитых стран они снижены на 0,1% в 2018-2019 годах, для развивающихся – на 0,2% и 0,4%.

Развитые экономики, как предполагают в МВФ, в 2018 году вырастут на 2,4%, в 2019-ом – на 2,1%. Однако понижательный тренд будет доминировать. Ожидаемые результаты для США – 2,9% и 2,5%, Еврозоны – 2,0% и 1,9%, Японии – 1,1% и 0,9%, Канады – 2,8% и 2,5%. Темпы-2018 сохранятся на следующий год в Германии и Франции (1,9% и 1,6%), чуть подрастут (на 0,1% до 1,5%) в Великобритании. Тем не менее, и в этих экономиках они будут ниже, чем в 2017 году.

Скорость совокупного ВВП для стран с формирующимся рынком и emerging markets в 2018-2019 годах останется на уровне-2017 – 4,7%. Наиболее заметным окажется торможение Китая – с 6,9% в 2017-ом до 6,6% и 6,2% в текущем и следующем годах. Менее выражено оно для АСЕАН-5 (-0,1%). Отметим, что в Большой Азии заметное ускорение ВВП прогнозируется, пожалуй, лишь в Индии – 6,7%, 7,3% и 7,4%. Больше точек роста в Латинской Америке: на 1% в сравнении с 2018 годом вырастет в 2019-ом экономика Бразилии (до 2,4%), на 0,3% – Мексики (до 2,5%). На более уверенную динамику в Фонде надеются у ресурсных национальных хозяйств, прежде всего, в нефтедобывающих странах, отмечая, впрочем, усиливающиеся признаки сокращения темпов инвестиций и обрабатывающих отраслей, а также оптовой и розничной торговли.

По мнению многих международных экспертов, последняя версия прогнозов МВФ носит довольно условный характер, поскольку их сбываемость упирается в высокую вероятность реализации нескольких существенных системных рисков глобального хозяйства. По признанию главы Фонда Кристин Лагард, на фоне растущей неопределенности в экономической политике они «дополнительно смещаются в сторону ухудшения ситуации». На первом месте в их «шкале» – возможные последствия торговых войн. По оценке МВФ, исполнение в полной мере США и Китаем уже заявленных планов повышения таможенных тарифов (включая 25%-е пошлины на весь автомобильный импорт) уже в 2020 году может сократить объем глобального ВВП на 0,8%. Причем обе ведущие экономики мира начнут ощутимо терять в 2019-ом – 0,9% и 1,6% ВВП соответственно (напомним, что базовый прогноз Фонда исходит из того, что компромисс в торговых спорах будет достигнут).

Система норм и правил мировой торговли нуждается в срочной перезагрузке. Но даже первые шаги в этом направлении далеко не очевидны. С одной стороны, в конце октября – середине ноября, возможно, будут обнародованы первые инициативы международных экспертных групп по реформе ВТО. В то же время, позиция США, как ожидается, будет основываться на новом торговом соглашении с Канадой и Мексикой (US MCA). Оно рассматривается в команде Дональда Трампа как базовая модель, но его еще надо подписать.

Возникающая как минимум на пару ближайших кварталов пауза важна для сравнения основных подходов к реформированию торговых правил, но вовсе не способствует прогрессу в ослаблении других угроз. По расчетам МВФ, объемы общего (государственного и частного) долга в мире насчитывают $182 трлн (224% глобального ВВП, что почти на 60% выше уровня-2007). Резкое изменение финансовых условий (например, возникновение дефицита долларовой ликвидности вследствие сокращения баланса ФРС при одновременном продолжении повышения базовой ставки) могут приблизить emerging markets к «потенциальной линии разлома» (см. IMF Fiscal Monitor, October 2018), когда рост стоимости обслуживания долга в экономиках, формирующих 40% мирового ВВП, немедленно отразится похолоданием конъюнктуры глобального хозяйства. Явное предупреждение на этот счет – очевидные финансовые проблемы Турции, ЮАР, Малайзии, Аргентины (получила кредит МВФ в $57 млрд), Пакистана (заявка на аналогичную помощь в $12 млрд) и других стран. Беспокойство вызывает и непрозрачность структуры общего долга в Китае (прежде всего, баланса органов госуправления), достигшего 247% ВВП. При этом власти Поднебесной продолжают поддерживать темпы роста расширением кредитной экспансии.

Расширение госдолга вкупе с другими неснижающимися обязательствами правительств (например, пенсионными) усиливают еще один системный риск – сужение пространства антикризисной политики. Инструментов у нее заметно меньше, чем 10 лет назад. Фискальные стимулы ограничены состоянием бюджетов (в США последствия налоговой реформы тоже будут исчерпаны в 2019 году), а ключевые ставки центробанков (в том числе и у Федрезерва) не достигли уровней накануне кризиса-2008. Опускать их также сильно как тогда не получится (наиболее уязвимы в этом плане ЕЦБ и Банк Японии). К тому же начатые реформы финансовых секторов не завершены в большинстве ведущих экономик. Реализация же мер структурной политики, направленных на повышение динамичности бизнесов, рынков труда, товаров и услуг ощутимо запаздывает.

Неопределенности в глобальное хозяйство добавляет и «фактор нефти». В высоких ценах на черное золото в перспективе будущего года, похоже, никто не сомневается. ОПЕК и Международное энергетическое агентство на минувшей неделе объявили о некотором понижении прогнозов темпов роста спроса-2019 (на 50 тыс баррелей в сутки и на 110 тыс б/с соответственно). Однако при этом и в нефтекартеле, и в МЭА не ожидают сильного падения котировок, поскольку резервные мощности по добыче нефти в мире уже сократились до 2% глобального спроса. В исследовании агентства «Будущее нефтехимии» подчеркивается: «Это напряжение может сохраняться в течение некоторого времени, и это, вероятно, будет сопровождаться более высокими ценами, как бы мы ни сожалели о них и их потенциальном негативном влиянии на мировую экономику».

Вместе с тем, нет сомнений и в дальнейшем постепенном снижении цен, в том числе и из-за наращивания американского экспорта уже в конце будущего года. В МВФ также ожидают, что глобальное предложение нефти будет поступательно увеличиваться, оказывая давление на ее рыночную стоимость – с $68,76 за баррель в 2019 году до $60 в 2023-ем. Вместе с тем, в Фонде считают, что и этот уровень окажет поддержку российской экономике – прогноз по росту ВВП РФ на будущий год повышен на 0,3 п.п. до до 1,8%.

Российские же эксперты полагают, что эти ожидания могут оказаться чересчур оптимистичными, поскольку эксперты МВФ в своих расчетах не учитывали возможность усиления и/или пролонгации санкционного давления на страну. Так, Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) в своем новом прогнозе (представлен 9 октября) эскалацию торговых войн и ужесточение санкций против РФ в той или иной мере заложило во всех трех сценариях.

Согласно базовому варианту (включает введение США в ноябре ограничений на покупку российского госдолга), ВВП РФ в 2019 году увеличится 1,4%, инфляция достигнет 4,6%, курс доллара – 64 рублей, а ключевая ставка ЦБ РФ не изменится (7,5%). Альтернативный предполагает темп вдвое ниже – 0,7%, среднегодовой курс USD – 73 рубля, инфляцию – 5,7%, повышение ключевой ставки до 8,5%. В случае реализации сценария «альтернативный + финансовый стресс» она будет поднята до 12%, инфляция, вдвое превысив таргет ЦБ РФ, достигнет 8%, курс доллара взлетит до 83 рублей, а ВВП сократится на 2,5%.

Впечатляет … И все-таки это тоже выглядит чересчур, правда, с обратным знаком к версии МВФ. Во всяком случае хочется надеяться на то, что вся совокупность рисков одновременно не реализуется. Тем не менее, пока рабочий прогноз большинства экспертов: 2019 год, безусловно, очень сложный с темпом 0,8-1,3%, причем, скорее всего, ближе к нижней границе интервала. В рецессию же Россия может попасть вместе со всем экономическим миром. Отсюда и особое внимание к уже очевидным рискам (в том числе обозначенным МВФ) и выстраиванию алгоритмов действий по управлению ими.

В принципе есть и запас прочности. Профицит бюджета в январе-сентябре достиг 3,5% ВВП. Внешний долг РФ, по оценке ЦБ РФ, на 1 октября-2018 составил $467,1 млрд, сократившись с начала года на 9,8% ($51 млрд), прежде всего, за счет уменьшения долговых обязательств частного сектора. За девять месяцев 2018 года профицит счета текущих операций платежного баланса вырос более чем в три раза – с $19,7 млрд за тот же период-2017 до $75,8 млрд. И эта сильная позиция, уверен глава МЭР Максим Орешкин, «позволяет закрывать любую волатильность, связанную с санкционными историями, с волатильностью на глобальных развивающихся рынках».

Несомненно, эти условия важны. Но только их недостаточно для удержания экономики на повышательном тренде. Требуется также реализация осмысленной политики управления рисками. О том, что разворот к этому происходит свидетельствует ряд решений и сигналов минувшей недели.

Банк России 9 октября анонсировал обсуждение возможности смягчения требований к капиталу и доформированию резервов кредитных организаций. Как сообщил зампред ЦБ РФ Василий Поздышев, совету директоров регулятора будет рекомендовано перенести предусмотренное стандартами «Базель III» ежегодное повышение надбавок к достаточности капитала с января-2019 на январь-2020. Это годовая отсрочка, а также продление на три года льгот для банков по созданию резервов по кредитам компаниям из санкционного списка, по замыслу, должны дать банкам больше возможностей для предоставления кредитов экономике.

Центробанком разработана и дорожная карта по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Представленный на минувшей неделе документ предусматривает развитие инструментов лизинга и факторинга, меры по развитию микрофинансирования, повышению доступности финансовых услуг для МСП, в том числе в интернет-сегменте. Дорожная карта рассчитана до 2021 года, ее реализация начнется в конце 2018-го. К этому же сроку планируется запуск прототипа специализированного реестра залогового имущества, полноценно он должен будет заработать в течение будущего года.

Некоторые подвижки обозначились и в налоговой сфере. Так, 11 октября Госдума во втором чтении приняла поправки к действующему законодательству продлевающие до 2023 года компаниям-концессионерам, пользующимся бюджетными инвестициями, ранее отмененное с 1 января 2018-го право на возмещение НДС при ремонте или строительстве дорог. В тот же день президент утвердил снятие ограничений на сроки внесения поправок в налоговое законодательство. Решение направлено на реализацию задач по перераспределению доходных источников между госказной и бюджетами субъектов Федерации. Видимо следует ожидать и реакции правительства на предложения Российского союза промышленников и предпринимателей о послаблениях в антиофшорном законодательстве для попавших под санкции компаний.

На первый взгляд, каждое по отдельности из упомянутых решений не выглядит судьбоносным. Вместе с тем, в суме они указывают на складывающуюся логику управления рисками, возникающими в том числе под напором внешних факторов.

2019 год, скорее всего, окажется едва ли не самым сложным в завершающемся десятилетии. Движение к национальным целям-2024 придется продолжать, страхуясь от возросшей вероятности вползания глобального хозяйства в новую рецессию. Признаки мирового недомогания, предупреждающие об этом, уже вполне различимы. Продолжение глубокой коррекции финансовых рынков, например, не снято с повестки дня. В этих обстоятельствах экономике РФ требуется укрепление иммунитета, в том числе за счет расширения пространства для последующих регулятивных действий. Этому должны способствовать: накопление суверенных резервов, повышение устойчивости бюджетов всех уровней и банковской системы, ослабление фискального бремени для бизнеса, сокращение госсектора и развитие конкуренции и, конечно, последовательные меры структурной политики, открывающей «окна возможностей» для ускорения потенциального роста.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net