Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
22.10.2018 | Политком.RU
Выступление Владимира Путина на Валдайском форуме
18 октября Владимир Путин выступил на пленарной сессии XV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай». В этом году формат изменился – президент не выступал с традиционной вводной речью и был единственным участником пленарной сессии кроме модератора, директора Фонда развития и поддержки клуба «Валдай» по научной работе Федора Лукьянова.
Фактически, первая часть дискуссии представляла собой интервью: Лукьянов ссылался на какую-нибудь цитату Владимира Путина пяти- или десятилетней давности и предлагал президенту сравнить его ощущения тогда и сейчас. Вторая часть пленарной сессии проходила в формате вопросов из зала. Общая тема «Валдая» в этом году – «Мир, в котором мы будем жить: стабильность и развитие в XXI веке».
Самой обсуждаемой темой в контексте выступления Путина стала позиция по ядерному оружию, сопровождаемая красочной цитатой об аде и рае: «Когда мы убеждаемся, что идет атака на Россию, только после этого наносим ответный удар. Конечно, это катастрофа, но мы не можем быть инициаторами этой катастрофы. Агрессор должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен. А мы, жертвы агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что даже раскаяться не успеют». Фактически, президент заявил, что будет применять ядерное оружие только тогда, когда будет понятно, что потенциальный агрессор наносит удар по российской территории, – превентивного удара со стороны России быть не может. Однако именно ядерное оружие, по мнению Путина, – основа безопасности государства в современном мире, а его совершенствование и наращивание происходит в ответ на строительство ПРО США и является осознанной необходимостью.
Проблема превентивного удара обсуждалась еще в марте в связи с «военизированным» посланием президента – ответом на обнародованную в феврале 2018 года в США Nuclear Posture Review, часть которой была посвящена России. По оценке Москвы, документ подразумевает снижение порога применения ядерного оружия и развертывание ядерных боеприпасов малой мощности. США, в свою очередь, говорили, что ядерная доктрина – всего лишь ответ на снижение Москвой порога применения ядерного оружия и развитие технологий, позволяющих нанести первый тактический обезвреживающий удар по европейским союзникам США. Фактически, обе страны верят, что противник наращивает возможности для ведения локальной ядерной войны.
В целом Путин при обсуждении международной проблематики демонстрировал уверенность, заинтересованность, детальное владение материалом, но в принципе ничего нового не сказал. Россия в последние годы не совершала никаких ошибок, проявляла ответственность, последовательно отстаивала государственный суверенитет и интересы международной безопасности. Говоря об отношениях с Западом, президент в очередной раз отметил «разыгрывание антироссийской карты», что «вредно для всех». Трамп же, по мнению Путина, напротив, настроен на стабилизацию российско-американских отношений, но ему не дают это сделать. Всплывали привычные темы о судьбе Курильских островов (Россия идет навстречу, а Япония ничего не делает для повышения доверия, только «вводит против нас санкции»), Сирии (Россия освободила почти 95% всей территории Сирийской республики, а США «явно не доработали» – Путин рассказал о представителях ИГИЛ, захвативших заложников), отношениях России, Китая и США, в которых главное – защищать свои интересы.
Обсуждалась и внутренняя повестка. Любопытна реакция Путина на вопросы западных экспертов об увеличении доли тех, кто считает, что страна идет в неправильном направлении, о росте стремления к переменам. Президент фактически уклонился от содержательного ответа на эти вопросы, обратившись к 90-м годам, когда «в России фактически шла гражданская война», и к кризису 2008 года. Главное достижение, по мнению Путина, – это восстановление экономики, рост уровня доходов и жизни населения и выход из кризисной ситуации тех лет. Интересно, что почти одновременно с выступлением президента были опубликованы данные опроса ВЦИОМ, сравнивающие текущую оценку гражданами своего положения в обществе с 1991 годом. Доля граждан, определяющих свое положение в обществе как «выше среднего» выросла (рост с 5% в 1991 году до 10% в 2018-м), так же, как и доля тех, кто оценивает свое положение в обществе как «среднее» (рост с 49% в 1991 году до 64% в 2018-м). В обоих случаях используется одинаковый прием, безошибочный с точки зрения ожидаемого результата: взять кризисные ситуации почти 30-летней давности и сравнить с текущим состоянием, не обращая внимание на тенденции последних лет.
Упоминались в контексте внутренней повестки и изменения пенсионного возраста (меры болезненные, но неизбежные, «нормальный человек понимает, что вынуждено государство это делать»), и недавно опубликованный Комитетом гражданских инициатив доклад о стремлении российского общества к переменам (нормальное, естественное стремление, но к переменам не революционным, а эволюционным, «в Европе хотят перемен… и в России хотят перемен»). Впрочем, диалог о состоянии российского общества закончился достаточно быстро шуткой президента о желании закончить дискуссию и поиграть в хоккей, прежде чем отправляться в Узбекистан.
Выступление Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в этом году отличается от предыдущих лет более спокойной тональностью и менее напряженной атмосферой. Президент явно ощущал себя достаточно уверенно в части международной повестки, уже не раз «отработанной», что чувствуется и по его расслабленной позе. Однако реакция на внутриполитические темы, связанные с состоянием и настроениями российского общества – уход от темы в кризисы 90-х годов, шутка о желании поскорее закончить дискуссию и «поиграть в хоккей до поездки в Узбекистан» – говорит о том, что подобные разговоры для Путина некомфортны, особенно в присутствии иностранных гостей.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.