Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.11.2018 | Марина Войтенко
«Новая реальность» рыночной энтропии
Итоги промежуточных выборов в США (6 ноября), обойдясь без сенсаций, тем не менее, придали определенности основным чертам «трампономики 2.0». При «разделенной» законодательной власти радикальные перемены во внутриэкономической политике во второй половине президентского срока 45-го главы Белого дома маловероятны. Значимые компромиссы с демократами возможны, скорее всего, лишь по инфраструктурной повестке. Поэтому подготовка к большой электоральной битве-2020 будет сконцентрирована, по-видимому, на внешнеэкономических вопросах с главным упором на перезагрузку системы международной торговли. Перспективы разрядки текущей напряженности в этой сфере, между тем, остаются непроясненными по меньшей мере до конца ноября. Традиционное послевыборное ралли на американском финансовом рынке во многом именно по этой причине топчется на старте. На этом фоне риски усиления санкционного давления на РФ не снижаются, что делает еще умереннее и без того не слишком мажорные прогнозы-2019.
Статистика фондовых рынков США за последние 20 лет указывает на то, что ноябрь и декабрь являются периодом так называемого «рождественского ралли» (за это время исключения из закономерности наблюдались лишь трижды). Первый послевыборный торговый день, казалось бы, свидетельствовал о начале нового «бычьего тренда». Dow Jones Industrial Average вырос на 2,13%, Nasdaq Composite – на 2,64%, S&P 500 – на 2,72%. В пятницу (9 ноября) картина поменялась – индексы просели на 0,77%, 1,65% и 0,92% соответственно. Финаналитики полагают, что таким образом рынки отреагировали на слабую макростатистику из Китая; уменьшившуюся вероятность новых финансовых стимулов в США; заявления Федрезерва (8 ноября) об экономических условиях, дающих возможность продолжить повышение базовой ставки; и снижение нефтецен.
Настроения участников рынков, подчеркивают наблюдатели, в ближайшие недели будут определяться макротрендами в самих США и перспективами «торговых войн». Экономика Штатов в настоящее время – очевидный локомотив мирового роста. Тем не менее, признаки замедления в ней уже налицо (согласно медианному прогнозу с 2,9% в 2018 году до 2,5% в 2019-ом). Сокращаются темпы увеличения частных инвестиций, количество новых ипотечных заявок находится на полуторагодовом минимуме, началось снижения объемов автокредитования. 2019-й, очевидно, пройдет под знаком исчерпания эффекта фискальных стимулов при одновременном ужесточении монетарной политики. Палата представителей с высокой долей вероятности заблокирует планы снижения подоходного налога для среднего класса и будет пытаться затормозить расширение госдолга и бюджетного дефицита (в 2018 финансовом году, по оценке Минфина США, новые госзаимствования возрастут до $1,34 трлн, то есть, более чем вдвое по сравнению с 2017-ым фингодом).
Комитет по открытым рынкам ФРС США на заседании 7-8 ноября сохранил базовую ставку на уровне 2,0-2,25%. Рынки, тем не менее, не сомневаются, что по итогам следующего обсуждения (18-19 декабря) она будет повышена на очередные 0,25 п.п. В последнем пресс-релизе Федрезерва отмечено: «риски для экономических перспектив остаются примерно сбалансированными». В то же время, в октябрьской Beige Book (обзоре состояния экономики по 12 федеральным округам ФРС) зафиксирована озабоченность компаний производственных секторов, розничной и оптовой торговли ростом издержек и цен из-за введения импортных пошлин. Эксперты в самих США не исключают, что инфляционное давление «торговых войн» будет расти быстрее ожиданий ФРС, что потребует более решительного повышения базовой ставки, которое в свою очередь негативно скажется на деловой активности.
Напомним, что начавшаяся в июле-2018 торговая война с Китаем пока не привела к ощутимому прогрессу в состоянии торгового баланса США. Напротив, дефицит в двусторонней торговле увеличился. Причем в октябре, когда американские пошлины впервые действовали в полном объеме, экспорт КНР в Штаты вырос на 13,2% год к году. Удержать успех в среднесрочной перспективе, однако, затруднительно. Ускоренное исполнение старых контрактов, поддержанное ослаблением юаня – фактор кратковременный. Динамика Поднебесной замедляется. Согласно последнему прогнозу Еврокомиссии (8 ноября), темп ВВП Китая снизится с 6,6% в текущем году до 5,9% в 2020-ом. Заметим также, что PMI промпроизводства в октябре сократился до 50,2 пункта с 50,8 пункта (минимума с 2016 года). При этом субиндекс новых экспортных заказов снизился с 48 до 46,9 пункта, пятый месяц кряду оставшись в зоне спада деловой активности.
Нарбанк Китая, между тем, уже обеспокоен ослаблением юаня (в июле-сентябре чистый отток капитала достиг $19 млрд, став первым квартальным оттоком с конца 2016 года). В октябре на интервенции для поддержки курса было потрачено $32 млрд из валютных резервов. Размерность показателей, на первый взгляд, не критична. Тем не менее, счет текущих операций (СТО) за 9 месяцев показал дефицит в $13 млрд. По итогам года СТО КНР может оказаться без профицита впервые с 1993 года. И это – уже явный звонок об ухудшении качества экономической системы.
Сосредотачивая усилия на развороте тренда, власти Поднебесной намерены продолжить смягчение условий кредитования (в октябре резервные требования к большинству банков снижены с 17% до 14,5%), стимулировать внутренний спрос сокращением налогов для граждан (с 1 января 2019 года), открывать внутренний рынок и содействовать увеличению импорта. 6 ноября Председатель КНР Си Цзиньпин заявил о планах импортировать в ближайшие 15 лет товары на сумму $30 трлн и услуги на $10 трлн, защищая при этом интересы иностранных компаний и пресекая нарушения прав на интеллектуальную собственность. Наблюдатели расценили это как сигнал о готовности возобновить поиск торгово-политического компромисса с США. 8 ноября в ходе встречи с экс-госсекретарем США Генри Киссинджером лидер Китая высказался еще определеннее: «Намерены урегулировать проблемы на базе равенства и взаимной выгоды, а также на основе взаимного понимания и уступок совместно с американской стороной посредством дружественных консультаций».
Международная экономическая повестка второй половины президентского срока Дональда Трампа началась с санкций к Ирану. Реакция рынков пока сдержанная. С одной стороны, временные исключения в нефтеэмбарго сделаны для восьми стран, являющихся основными потребителями иранской crude oil. Сам Дональд Трамп объяснил такой избирательный подход желанием избежать скачка цен, например, до $100-150 за баррель. Вместе с тем, котировки на фоне санкций идут вниз. В 01.30 МСК 10 ноября Brent торговалась по $69,79. Для сравнения: 10 октября-2018 – $83,66 за баррель. То есть, за месяц снижение составило более 16%. Основными драйверами нисходящей динамики стали американский фондовый рынок и статистика, которая показывала стабильное увеличение уровня запасов нефти в Соединенных Штатах: в среднем, по данным Минэнерго США, на 5,3 млн баррелей в течение шести недель подряд, однако этот тренд, похоже, находится на излете.
Прогнозы-2018 значительно выше текущего уровня, хотя и отмечены неопределенностью. В Goldman Sachs по-прежнему ожидают $80 за баррель к концу года. Аналитики же Citigroup не исключают возможности подъема цен на нефть до $90-100 за баррель на сезонном всплеске спроса (в ноябре-декабре потребности нефтепереработки обычно увеличиваются). Рассчитываемый ProFinance.ru на основе оценок крупных банков и инвестиционных компаний консенсус-прогноз предполагает в четвертом квартале-2018 среднюю цену Brent в $78 за баррель. При этом ряд экспертов полагают: «нефть около 70-ти» – это ценовое дно. Другие считают, что интервал $65-75 за баррель приемлем и для производителей, и для потребителей. Но важна, прежде всего, стабильность, которая должна отражать новый баланс спроса и предложения.
Дефицит последнего пока явно не просматривается – добычу увеличивают США, Саудовская Аравия и Россия, закрывая сокращение объемов продаж иранской и венесуэльской нефти. Так, по оценке Bloomberg, к началу ноября-2018 Иран и Венесуэла по совокупности сократили поставки на 1,1 млн баррелей в сутки, тогда как выпуск только в РФ и Штатах сейчас на 3,1 млн б/с выше, чем в октябре-2017. Обсуждавшаяся же 11 ноября на заседании министерского мониторингового комитета ОПЕК+ возможность сокращения добычи в 2019 году пока остается лишь идеей для формирования повестки декабрьской встречи стран венского соглашения. При этом большинство экспертов уверены: ясность может наступить не раньше конца января будущего года после анализа динамики рынка.
Между тем, ожидания-2019 – постепенное снижение цен, прежде всего, за счет увеличения предложения со стороны США. В августе добыча в Штатах впервые в истории превысила 11 млн б/с, и, согласно обновленному прогнозу министерства энергетики страны в будущем году она может вырасти до 12,06 млн б/с. В Саудовской Аравии, судя по утечкам в мировые СМИ, уже стали задумываться о целесообразности долгосрочного существования ОПЕК, поскольку Саудовская Аравия и Россия могут и вдвоем оказывать на рынок нефти достаточное влияние. Впрочем, изучение сценария распада организации экспортеров нефти может оказаться «теоретическими выклаками» как своеобразный ответ на анонсирование Штатами подготовки антикартельного законопроекта (NOPEC, No Oil Producing and Exporting Cartels Act). Пока же только Еврокомиссия повысила (до $80,6 за баррель) ожидания перспектив нефтекотировок-2019, инвест-аналитики, напротив, снижают оценки. Так, в Morgan Stanley считают, что стоимость Brent-2019 окажется на уровне $77,5 за баррель (предыдущий ориентир – $85). Консенсус-прогноз «Интерфакса» – $69.
Такой разброс оценок при общем тренде на понижение вовсе не удивителен, поскольку текущие нефтекотировки не выглядят устойчивыми:
ü непонятны перспективы ралли курса доллара (а это всегда толкает цены на черное золото вниз);
ü неочевидна реакция Ирана и его партнеров на финансовые санкции США (отключение от системы SWIFT и т.п. – продать нефть можно, а произвести расчеты за нее уже затруднительно), тем более что проект ЕС по созданию специального целевого механизма (SPV), который позволил бы еврокомпаниям продолжать торговлю с Ираном, далек от завершения;
ü нельзя исключить и общее снижение спроса вследствие замедления роста мировой экономики.
Между тем, на фоне повышенного внимания к нефтеценам остается в тени конъюнктура на других сырьевых рынках. Эксперты же предполагают резкий рост цен на металлы как следствие многолетнего недоинвестирования в новые проекты, что в 2018 году усугубили риски торговых войн. Так, консенсус-прогноз ProFinance.ru на алюминий предполагает повышение котировок с $2100 за тонну в первом квартале-2019 до $2175 в 2020 году, на медь – с $6600 до $6895, никель – с $13500 до $13901. На среднесрочном треке опрошенные The Wall Street Journal портфельные управляющие ожидают еще более резкий подъем – 40%-ную прибавку к текущим уровням. Так что не исключена возможность зарождения нового цикла сырьевых цен, который в перспективе может затронуть и нефть. Основания для уверенных выводов на этот счет, однако, пока отсутствуют.
Наблюдаемая рыночная энтропия далеко не безразлична для российской экономики. Серьезным каналом влияния наряду с сохранением общей торгово-политической напряженности остается неопределенность с содержанием и сроками введения новых санкций к РФ. Госдеп США заявил: процесс принятия соответствующих решений потребует времени. Нельзя исключить, что ситуация останется «подвешенной» до начала января-2019, когда Конгресс Соединенных Штатов впервые соберется в новом составе. При этом давление околосанкционных новостных потоков, в том числе в контексте возможной новой встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным, будет усиливаться.
В Минфине РФ заявляют, что никаких панических настроений нет и не предвидится. Россия готова справиться с любыми ограничениями. Тем не менее, негативные ожидания влияют на настроения инвесторов и участников рынков. Доходности ОФЗ идут вверх, ЦБ РФ допускает в декабре новое ослабление рубля (его курс, похоже, входит в новый торговый интервал 67-69 руб/$). В Счетной палате не исключают, что внешние факторы могут замедлить темп ВВП-2019 до менее 1%.
В этих обстоятельствах стратегия «переждать Трампа», которой начинают придерживаться ряд мировых лидеров, далека от оптимальной. Много эффективнее выработка и продвижение инициатив по углублению многоформатной многосторонней экономической координации. Опыт показывает: снизить энтропию рынков, способную завести мир в новую рецессию, можно только таким образом.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.