Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.11.2018 | Политком.RU

Ливия: попытка урегулирования

Ливия12-13 ноября в Палермо прошла очередная конференция по урегулированию конфликта в Ливии. В ней приняли участие лидеры основных противоборствующих группировок внутри Ливии, представители Евросоюза, ООН и всех заинтересованных в решении конфликта стран – всего 38 делегаций. Российскую делегацию возглавил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Хаос в Ливии начался еще в 2011 году после свержения и убийства лидера страны Муаммара Каддафи: гражданская война разделила единую некогда страну на несколько фрагментов, постоянно враждующих между собой. Попытка урегулирования ситуации международным сообществом в 2015 году, когда в марокканском городе Схират основные политические силы Ливии подписали соглашение по преодолению кризиса, закончилась ситуацией двоевластия и федеральной раздробленностью. По результатам соглашения были сформированы Правительство национального согласия (ПНС) и Президентский совет – подразумевалось, что именно эти коллегиальные органы устроят всех участников конфликта и смогут взять контроль над ситуацией. Однако это привело только к новому витку конфликта и последовавшему за ним углублению политического раскола, в состоянии которого страна находится и по сей день. На западе страны в столице Триполи у власти находится Файез Саррадж, возглавивший Правительство национального согласия и Президентский совет, сформированные при поддержке ООН, а на востоке Ливии, в Тобруке, находится избранный ранее парламент во главе с Агилой Салехом Исой. Существует на востоке и свой кабинет министров при поддержке Ливийской национальной армии и ее фельдмаршала (звание присвоено парламентом) Халифы Хафтара, который реально контролирует ситуацию на востоке. В ситуации двоевластия и отсутствия единого правительства на территории Ливии постоянно происходят столкновения между различными вооруженными группировками.

Внимание международного сообщества приковано к Ливии прежде всего по следующим причинам. Во-первых, страна богата нефтегазовыми природными ископаемыми. Если во время правления Муаммара Каддафи доход от нефти распределялся между гражданами страны и существовала единая власть, способная своевременно решать возникающие конфликты, то сейчас Ливия погрязла во множестве мелких конфликтов, а ни одна из региональных группировок не в состоянии полностью контролировать нефтегазовую инфраструктуру. На данный момент доступ к отдельным участкам есть у пяти враждующих между собой группировок: Ливийская национальная армия и союзная с ней палата представителей (Бенгази и Торбрук), правительство национального единства (Триполи), бригады города Зинтана, Высший совет города Мисураты, Высший совет амазигов (берберов). При этом ни у одной из сторон нет возможности установить контроль над всей необходимой производственной цепочкой: кто-то контролирует добычу сырья, другие – переработку, а третьи – доставку.

Интерес к нефтегазовым богатствам Ливии больше всего проявляют Италия и Франция. Совместно с ливийской Национальной нефтяной корпорацией итальянцы владеют газопроводом «Зеленый поток», поставляющим газ с месторождений на западе Ливии на Сицилию. А французская нефтегазовая компания Total, обладающая правами на разработку нефти на ряде ливийских месторождений, вынуждена была прекратить работу своих предприятий по причине нестабильности в регионе. Обе страны максимально заинтересованы в решении конфликта в регионе, но разными способами, что приводит к поочередному «перетягиванию одеяла».

Во-вторых, большое значение имеет проблема беженцев. Ливия превратилась в перевалочный пункт для мигрантов, стремящихся попасть в Европу. Почти 90% всех беженцев из стран Африки прибывают на европейский континент именно через Ливию. Больше всего от проблемы мигрантов, прибывающих в Европу через Средиземное море, страдает Италия. В разрешении этой проблемы, как и для налаживания поставок газа, важна стабилизация ситуации на западе страны, где власть находится у Правительства национального единства.

В-третьих, нестабильность в одной стране влияет на весь регион: больше всего страдают окружающие Ливию страны, где сильно французское влияние, - Тунис, Чад, Нигер. Франция склонна поддерживать в ливийском конфликте Халифа Хафтара, контролирующего восток страны и Ливийскую национальную армию. В том числе из-за жесткой позиции фельдмаршала по отношению к исламистам и, в особенности, к «Братьям-мусульманам».

В свою очередь, Хафтар тесно сотрудничает с Россией. В августе 2017 году с ним встречался в Москве Сергей Шойгу. 7 ноября нынешнего года состоялась нова встреча Шойгу и Хафтара. По сообщению РИА Новостей, участники встречи обсудили ситуацию в Ливии, борьбу с терроризмом и тему безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Причем «Новая газета» сообщила, что в переговорах Шойгу с Хафтаром принимал участие бизнесмен Евгений Пригожин, которого называют «поваром Путина» и связывают с деятельностью ЧВК «Вагнер». Ранее СМИ отмечали, что «вагнеровцы» действуют в Ливии на стороне Хафтара. Источник «Интерфакса» утверждал, что «известный российский ресторатор Евгений Пригожин обеспечивал встречу глав военных ведомств России и Ливии в Минобороны РФ. Он организовывал официальный обед и принял участие в обсуждении культурной программы визита ливийской делегации».

Представляется, что Хафтар очень прагматичный лидер. Он сотрудничает и с Францией, и с Россией – а ранее был офицером армии Каддафи, затем сотрудничал с ЦРУ и воевал против режима, которому ранее служил. Хафтар использует Россию для укрепления своих военно-политических позиций, а та, в свою очередь, стремится с его помощью вернуться в Ливию, откуда была вытеснена после свержения Каддафи.

Ливийская конференция в Палермо – не первая попытка вывести страну из состояния двоевластия. Несколько месяцев назад международная конференция по Ливии по инициативе президента Франции Эммануэля Макрона проходила в Париже. В итоговой декларации парижского саммита 29 мая говорилось о проведении парламентских и президентских выборов в Ливии 10 декабря 2018 года. К 16 сентября должна быть утверждена «конституционная база» для организации выборного процесса. Также соглашение предусматривало «постепенную ликвидацию параллельного правительства» объединение институтов, необходимых для функционирования государства и создание единых правоохранительных и армейских структур при посредничестве ООН. В теории договоренности, достигнутые по Ливии в Париже, выглядели внешнеполитическим прорывом: сам Макрон называл их «историческим успехом». Однако с реализацией намеченных планов возникли проблемы. После того, как в августе в Триполи вспыхнули очередные ожесточенные бои между враждующими группировками, было принято решение о переносе парламентских и президентских выборов на весну 2019 года.

Многие наблюдатели связывают инициативу Италии и лично Джузеппе Конте по проведению очередной конференции по вопросу Ливии в Палермо с обострением франко-итальянской борьбы и попыткой Рима перехватить инициативу. Цель конференции, по словам ее организаторов, заключалась в «приближении полного урегулирования в североафриканской стране через достижение согласия между противоборствующими политическими силами внутри Ливии». Ожидалось, что участники обсудят текущую ситуацию в стране с учетом недавнего решения перенести президентские и парламентские выборы с 10 декабря на весну 2019 года, в том числе и вопросы, связанные с безопасностью. Однако по итогам конференции ситуация кардинальным не прояснилась: непонятно, действительно ли лидеры ливийских группировок настроены на реальное восстановление стабильной власти в стране, или процесс так и будет бесконечно затягиваться, приводя к сохранению двоевластия в стране. Единственным значимым достижением стала договоренность о проведении в январе 2019 года очередной Национальной конференции по урегулировании кризиса, уже непосредственно на территории Ливии.

Обращают на себя внимание несколько моментов, возникших в ходе организации и проведения ливийской конференции в Палермо.

1. Главной интригой было участие или неучастие в конференции командующего Ливийской национальной армией Халифы Хафтара – именно он контролирует восток страны. Если его основный политический конкурент, глава Правительства национального согласия Файез Саррадж, подтвердил свое участие с самого начала, то визит Халифы Хафтара то подтверждался, то отменялся. Немаловажную роль в участии Хафтара в конференции могла сыграть Россия. Впрочем, несмотря на то что фельдмаршал все же прибыл на Сицилию и принял участие во встрече в узком составе с главами ряда делегаций, на пленарное заседании конференции и торжественный ужин Хафтар уже не явился, заявив, что прибыл не непосредственно ради конференции, а для «проведения двусторонних встреч».

2. Внезапный отказ от дальнейшего участия в конференции турецкой делегации. Вице-президент Турции Фуат Октай, поясняя решение делегации, заявил, что страны, несущие ответственность за сложившуюся ситуацию в Ливии, не вносят вклад в нормализацию ситуации, а «мировое сообщество сегодня не смогло сплотиться».

3. Участие во главе российской делегации в конференции по Ливии премьер-министра Дмитрия Медведева. В 2011 году в российских антизападных кругах вызвала непонимание позиция Медведева, когда Россия воздержалась от голосования в Совете Безопасности ООН по вопросу военной операции в Ливии против режима Муаммара Каддафи. Владимир Путин, занимавший тогда кресло премьер-министра, открыто не согласился с подобным шагом, назвав резолюцию «неполноценной» и «ущербной». Несмотря на то, что многие СМИ и эксперты называют участие Медведева в решении ливийского вопроса своего рода «исправлением ошибок», вероятно причина подобного жеста более тривиальна: была необходимость присутствия России на «высоком уровне», а президент в этот момент находился с визитом в Сингапуре, где принимал участие в Восточноазиатском саммите и саммите АСЕАН. Выступая на конференции, премьер-министр сделал акцент на причинах ситуации, «инспирированной партнерами по Европейскому союзу, США и некоторыми другими странами» и грубейших нарушениях резолюции ООН.

Несмотря на принятие по итогам совместной декларации, в которой участники обозначили свои подходы к преодолению ливийского кризиса и сближение позиций международного сообщества вокруг работы и идей спецпредставителя генсека ООН по Ливии Гасана Саламе, представляется маловероятным, что прошедшая конференция может дать новый импульс ливийскому урегулированию. Более конкретные и конструктивные решения могут быть приняты на Национальной конференции по урегулированию кризиса, которая состоится непосредственно в Ливии в январе 2019 года. Осложняют ситуацию обострившиеся франко-итальянские противоречия, связанные с «перетягиванием одеяла на себя» в урегулировании ливийского кризиса. Обращают на себя внимание и публичные (а не только неофициальные, связанные с поддержкой Хафтара) попытки Москвы принять участие в решении конфликта: замглавы МИДа Михаил Богданов заявляет, что Москва также готова принять конференцию по урегулированию конфликта в Ливии, а выступление Медведева в Палермо по сути является полемикой с политикой ЕС, с 2015 года безуспешного пытающегося добиться исполнения договоренностей.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net