Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.12.2018 | Марина Войтенко
Правила мировой торговли – старт перезагрузки
Саммит Группы 20-ти (30 ноября – 1 декабря, Буэнос-Айрес) состоялся в самое нужное время. Под напором разрастающейся торгово-политической напряженности между США и Китаем риски замедления глобального хозяйства начали ускоренно материализоваться. С мая по октябрь в мире в целом под ограничения попали торговые потоки стоимостью $481 млрд, стимулирующие же меры охватили лишь $216 млрд (разрыв оказался максимальным с 2012 года, когда ВТО впервые начала обобщать и публиковать такую статистику). В МВФ в начале минувшей недели предупредили: если таможенно-тарифная эскалация в соответствии с планами Вашингтона и ожидаемыми ответными мерами Пекина будет продолжена в полном объеме, то общемировой ВВП к 2020 году потеряет не менее 0,75%.
В свою очередь финаналитики повысили вероятность глобальной рецессии уже в 2019-ом до «минимум 30%», назначая на роль главного триггера торговые конфликты. Понятно, что в таком информконтексте ожидания от встречи лидеров G 20 в снижении торгово-политической напряженности были довольно высоки. Отчасти они оправдались. В итоговой декларации подчеркнуто, что существующая система международной торговли «не в полной мере соответствует стоящим перед ней задачам и может быть усовершенствована». Общая позиция – поддержка необходимой реформы ВТО, «чтобы улучшить ее функционирование», и рассмотрение достигнутого прогресса на следующем саммите.
В центре внимания участников саммита Группы 20-ти все время оставалась тема «улучшения торговли», которую глава МВФ Кристин Лагард определила как приоритет №1 в содействии мировому росту. В своем заявлении по итогам встречи «Большой двадцатки» (1 декабря) она подчеркнула: «…Выбор очевиден: существует настоятельная необходимость деэскалации торговой напряженности, отмены недавних повышений пошлин, а также модернизации основанной на правилах многосторонней торговой системы». Выигрыш для всех от этого очевиден. К примеру, если бы торговые ограничения в сфере услуг были бы сокращены на 15%, мировой ВВП мог бы быть выше на половину процента.
Поэтому не удивительно, что одной из основных интриг саммита стал отложенный под завершение встречи лидеров G 20 прямой диалог Президента США Дональда Трампа с Председателем КНР Си Цзиньпином. По сообщению пресс-службы Белого дома, она продолжалась два с половиной часа и завершилась по сути объявлением отсрочки на три месяца следующего этапа эскалации торгового противостояния в виде очередного повышения ввозных пошлин. В течение этого времени должно быть достигнуто соглашение по структурным изменениям в отношении передачи технологий, защиты интеллектуальной собственности, непошлинным барьерам, кибермошенничеству, услугам и агросекторе. При этом Соединенные Штаты предупреждают: если консенсус по ряду вопросов достигнут не будет, то повышение ввозных пошлин на товары из Поднебесной объемом $200 млрд с 10% до 25% состоится.
Тем не менее, пауза на 90 дней – это уже некая гарантия ненагнетания в течение этого времени взаимной торгово-политической напряженности. Но интрига остается: будет ли это продвижение по отдельным вопросам или все-таки курс взят на полномасштабное торговое соглашение. В команде Трампа считают, что базовой для новых двусторонних соглашений должна быть модель USMCA (USA-Mexico-Canada Agreement), подписанного на полях саммита «большой двадцатки» 30 ноября. От старого NAFTA (North American Free Trade Agreement) новый трехсторонний договор отличается распространением его на сферу финансовых услуг и цифровой экономики. Есть и другие особенности.
Так, в USMCA содержится положение об экспортных квотах на ряд товаров (прежде всего, автомобили), за превышением которых будут следовать повышенные импортные пошлины. Другое – предусматривает штрафы за «валютные манипуляции», что не характерно для традиционных торговых соглашений и в будущем явно направлено на ограничение возможностей других торговых партнеров (например, КНР и Японии) с точки зрения курсового стимулирования их экспорта. Новое соглашение ослабляет и правовые защитные меры для американских инвесторов в Мексике и полностью отменяет их в Канаде. По замыслу Администрации Трампа, эти меры будут способствовать сдерживанию распространения аутсорсинга, создания новых глобальных цепочек поставок и стимулированию возврата производства в Штаты. Кроме того, USMCA требует от стран-участников получить одобрение от других членов в случае, если они инициируют торговые переговоры с так называемой «нерыночной экономикой».
В том, что USMCA для Штатов – «шаблон» для тиражирования своего подхода к перезагрузке правил международной торговли, сомневаться не приходится. Об этом свидетельствует и намерения быстрой ратификации USMCA – всего полгода, тогда как подписанное 17 декабря 1992 года NAFTA вступило в силу только через год – 1 января 1994-го. Эксперты уже заговорили о скорой апробации этого алгоритма в случае возобновления переговоров с Еврокомиссией по «разморозке» проекта Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) – о таком намерении Дональда Трампа еще в марте-2018 сообщал министр торговли США Уилбур Росс. Правда, ЕС пока не собирается перезапускать этот процесс. Об этом, например, еще в конце августа заявила комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстром, подтвердив при этом готовность обсудить менее амбициозное соглашение, «ориентированное только на тарифы на товары».
Перспективы диалога США – Китай пока тоже нельзя назвать вполне ясными. За 90 дней договориться сразу обо всем, скорее всего, не получится, и взаимное давление может принять другие формы. США будет делать упор на то, что Китай сажает партнеров на «долговую иглу», а Поднебесная – активно продвигать инициативы о либерализации торговли с партнерами США, например, с Японией.
Во всяком случае признаки консолидации усилий по активизации выстраивания региональных торговых союзов в Юго-Восточной Азии проявились на полях саммита Группы 20-ти. Так, в ходе двусторонней встречи Председатель КНР Си Цзиньпин призвал премьер-министра Японии Синдзо Абэ ускорить переговоры по Всестороннему региональному экономическому партнерству (ВРЭП, The Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) и трехстороннему соглашению о свободной торговле с Республикой Корея.
Между тем, важнейшее условие перезапуска системы многосторонних правил международной торговли – обеспечение работоспособности Всемирной торговой организации. И с этой точки зрения консенсус по поводу необходимости реформы ВТО – важнейший итог саммита Группы 20-ти, в коммюнике которого уже обозначены и сроки подведения промежуточных итогов – лидеры стран рассмотрят прогресс в достижении задачи на следующем саммите G20, который пройдет в Японии в июне 2019 года. Это достигается, прежде всего, реформой апелляционного механизма ВТО. Предложения уже есть. 12 декабря общему совету Организации Евросоюз и еще 11 стран представят соответствующие предложения: при согласии сторон споры могут рассматриваться более 90 дней; число арбитров увеличивается с 7 до 9, они работают в режиме full job, full time весь срок полномочий, рассматривают только вопросы, необходимые для разрешения конфликта, не давая никаких оценок внутреннего законодательства стран; выбор арбитра и его замещение определяются, как и прежде, консенсусом всех членов ВТО.
Повестка перезагрузки Всемирной торговой организации, конечно, много шире. Он включает в себя и продолжение процессов взаимного открытия внутренних товарных и финансовых рынков, и либерализацию торговли услугами, и, естественно, учет в национальных регулятивных практиках новых экономических смыслов – развитие цепочек добавленной стоимости, индивидуализацию производства и потребления, расширение на порядки числа участников международных экономических отношений за счет малого и среднего бизнеса (появился даже новый термин – minimultinationals) на основе цифровых технологий. В этом же ряду теснейшая увязка защиты интеллектуальной собственности с трансфером технологий и прямыми инвестициями.
Не исключено, что саммит G 20 в Аргентине подтолкнет поиск решений на этих направлениях. Возможно, в ходе начинающегося председательства Японии в «двадцатке» в ее рамках будет создана и специальная рабочая группа для обсуждения вопросов реформирования ВТО, что было предложено Президентом РФ Владимиром Путиным. Подвижки в перезапуске многосторонних правил международной торговли способны позитивно сказаться на ослаблении остроты других неотложных проблем мировой экономики – ускорении реформ финансового регулирования, масштабировании мер структурной политики, нормализации денежно-кредитных условий и снижении глобального общего долга ($182 трлн), «расширении пространства» гибких валютных курсов и т.п.
В 2008-2009 годах, благодаря интенсивной и результативной деятельности Группы 20-ти удалось избежать перерастания Великой рецессии в Великую депрессию. Новый вызов – риск длительного застоя на грани кризиса, о чем внятно напоминают «военно-торговые упражнения», требует еще больших усилий. По сути, глобальной экономике в настоящее время необходим новый миропорядок. Маршрут к ВТО 2.0 – движение именно в этом направлении. Россия готова к активному участию в этом процессе, стабилизируя внешние условия собственного развития. Еще важнее то, что работа «над деталями» может создать дополнительные стимулы к ускорению разрешения внутренних структурных проблем, а это – абсолютный императив для достижения национальных целей-2024.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.