Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

03.12.2018 | Политком.RU

Керченский инцидент: последствия

Катер25 ноября началось очередное обострение российско-украинских отношений: корабли погранслужбы ФСБ России применили оружие против украинских кораблей, остановившихся в Керченском проливе. Как заявили в ФСБ, корабли не получили разрешения на пересечение границы, поэтому были задержаны. Украина обвинила Россию в «откровенно агрессивных действиях», МИД России назвал конфликт в Керченском проливе провокацией и пообещал и в дальнейшем жестко пресекать подобные инциденты, как и любые посягательства на российский суверенитет.

Причиной столкновения двух государств в глобальном плане стал статус Крыма на международной арене. Керченский пролив, в водах которого произошло столкновение российских и украинских кораблей, соединяет Черное море с Азовским. До 2014 года и присоединения Крыма к России Москва и Киев могли свободно использовать Керченский пролив на основе договора, подписанного президентами двух стран Владимиром Путиным и Леонидом Кучмой еще в 2003 году. Однако после конфликта, возникшего на фоне присоединения Крыма и начала строительства крымского моста, ситуация изменилась: Россия ввела разрешительный порядок движения и стоянки иностранных судов, считая полуостров территорией своей страны. Поскольку согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года полоса суверенитет прибрежного государства распространяется на полосу шириной в 12 морских миль от береговой линии, а каждая страна считает полуостров своей территорией, спорна и принадлежность вод у берегов Крыма.

Интересно, что до случившегося в Керченском проливе происшествия, в порты Бердянска и Мариуполя, куда направлялись задержанные корабли, проходили только торговые суда по предварительному уведомлению. Конечно, украинская сторона была не в восторге и жаловалась на затянутые досмотры судов российскими представителями, но все же судоходство по территории пролива окончательно не прекращалось. Появление украинских военных кораблей в районе Керченского пролива стало прецедентом, проверяющим на прочность позиции обеих сторон конфликта.

Различаются версии России Украины и о самом характере инцидента, и о хронике событий. ФСБ сообщила о трех украинских судах, направлявшихся к Керченскому проливу без разрешения на проход со стороны России и тем самым нарушивших границу. В район была направлена боевая авиация. По информации ведомства, украинские корабли не реагировали на требования погранслужбы и Черноморского флота России остановиться, именно по этой причине по ним был открыт огонь. В результате корабли были задержаны и доставлены в порт Керчи. В ВМС Украины переход кораблей через Керченский пролив назвали плановым, при этом утверждая, что о рейсе российская сторона была уведомлена заранее через морские порты «Керчь» и «Кавказ». В результате конфликта ранены трое украинских военных: их госпитализировали, состояние оценивается как стабильное.

Президент России Владимир Путин впервые лично прокомментировал инцидент 28 ноября в своем выступлении на инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовет!»: он считает произошедшее провокацией со стороны Украины, организованной лично президентом Украины Петром Порошенко в преддверии президентских выборов, а российские пограничники, по мнению президента, действовали в рамках закона. Замглавы МИД России Григорий Карасин также заявил, что инцидент может быть связан с предвыборной кампанией Петра Порошенко, которому выгодно «встряхнуть страну объявлением военного положения».

Реакция Украины более радикальна. Президент Украины Петр Порошенко созвал военный совет, на котором предложил ввести в стране военное положение, при этом заверив, что это не приведет к всеобщей мобилизации и активизации конфликта на территории Донбаса. Уже 26 ноября, на следующий день после происшествия в Керченском заливе, он подписал указ, одобряющий предложения Совета национальной безопасности и обороны и внес в Верховную раду проект закона о введении военного положения. Вечером того же дня он был одобрен, но значительно смягчен: военное положение вводится сроком на 30 суток, вместе предлагаемых Порошенко 60 суток, и будет действовать в некоторых областях Украины, а не по всей стране. Начальник Генерального штаба Украины отдал распоряжение о приведении соединений и частей национальной армии в полную боевую готовность, а россиянам мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет был запрещен въезд на территорию страны.

Международная реакция была неоднозначна. Ряд стран и представители международных организаций придерживаются позиции нейтралитета: с одной стороны, не позволяя России навязать обсуждение ситуации в ключе вторжения Украины в её территориальные воды, с другой – открыто не поддерживая в конфликте и Украину. Глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини призвала Россию и Украину проявлять сдержанность. Похожую позицию заняли Китай и США. А глава МИД Германии Хайко Маас предложил посредничество Берлина и Парижа в разрешении конфликта, призвав не допустить очередного кризиса в российско-украинских взаимоотношениях. Однако в целом симпатии на стороне Украины, о чем свидетельствует голосование в Совете Безопасности ООН, созванном по инициативе России. Рассмотрение проекта резолюции России по инциденту было заблокировано: представители четырех стран поддержали обсуждение ситуации в ключе нарушения российских границ, еще четверо воздержались от голосования, представители семи стран выступили категорически против. Украина, в свою очередь, обратилась в НАТО: по итогам экстренной встречи генсек НАТО Йенс Столтенберг объявил, что НАТО принимает сторону Украины, а Россия должна освободить украинские корабли и помнить о возможных последствиях своих действий.

В контексте событий российско-украинского конфликта интересна ситуация, в которой оказался президент Украины Петр Порошенко, издав указ о введении военного положения. В предлагаемом им проекте указа, направленном в Раду, были гораздо более серьезные ограничения, чем те, что приняты в итоге. Волна возникших слухов о планах Порошенко оттянуть сроки проведения президентских выборов или, по крайней мере, воспользоваться чрезвычайным положением для мобилизации своих сторонников напрягла Раду. В результате президенту и парламенту пришлось остановиться на компромиссном варианте, предусматривающем:

1. Введение военного положения на 30 дней, вместо предлагаемых Порошенко 60 дней.

2. Объявленное военное положение затрагивает не территорию всей страны, как предлагал президент Украины, а только приграничные области. Следовательно, Киев остался зоной, свободной от всяких ограничений в связи с возникшим конфликтом, что важно для предстоящей президентской кампании – разрешены митинги и демонстрации, нет возможности ввести ограничения на материалы, публикуемые в СМИ и транслируемые местными телеканалами.

3. В итоговой версии указа оговаривается, что президентские выборы переноситься не будут и должны состояться 31 марта 2019 года. Ситуация переноса в таких условиях возможна только в результате возникновения масштабных боевых действий между двумя странами.

Впрочем, опасения, появившиеся у парламента и украинского общества, что президент Украины может использовать возникшую ситуацию себе на пользу, не беспочвенны. Текущий расклад сил в контексте подготовки к предстоящим президентским выборам явно не в пользу Петра Порошенко: несмотря на довольно стабильные результаты социологических опросов, отдающих ему третье место, действующий президент обладает крайне высоким антирейтингом (51 % по данным результатов совместного опроса КМИС, Центра Разумкова и Социологической группы Рейтинг). Не столь важна для общества и тема украинской автокефалии, которой президент уделяет много внимания, хотя в целом она находит поддержку определенной части электората Порошенко. Именно слабость положения Порошенко на фоне предстоящих президентских выборов и фактическое отсутствие необходимости вводить чрезвычайное положение именно сейчас привели к массовым спекуляциям на тему возможной отмены выборов.

Вариантов маневра у президента Украины осталось не так много: когда он пришел к власти в 2014 году, на фоне конфликта с Россией общество воспринимало его и как главнокомандующего, и как политика, переговорщика, способного разрешить российско-украинский кризис. Спустя четыре года Порошенко вновь возвращается к роли главнокомандующего, при этом кардинально пересматривая свою позицию по поводу введения военного положения на территории Украины. Ранее президент Украины последовательно выступал против подобных мер, аргументируя это невозможностью поставки западного оружия, продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом, предоставляющим стране кредиты, и существенным ограничением прав и свобод граждан. Военное положение не было введено после присоединения Крыма к России или начала боевых действий в Донбассе и двух поражений украинской армии под Иловайском и Дебальцево в 2014 и 2015 годах, но вводится сейчас из-за локального инцидента в Керченском заливе.

Все это свидетельствует о попытках Порошенко получить дополнительный бонус в виде избирательной кампании в условиях военной тревоги и мобилизации общества против российской угрозы – это всегда выгодно действующему президенту, предстающему перед избирателями в роли верховного главнокомандующего. Дальнейшей эскалации российско-украинского кризиса вероятно не последует: для обеих сторон подобный вариант невыгоден.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net