Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
21.01.2019 | Политком.RU
Brexit: возможные сценарии
15 января британский парламент заблокировал план по выходу Великобритании из Евросоюза (ЕС), согласованный Терезой Мэй с Брюсселем в ноябре 2018 года. Сюрпризом стало не само поражение, а то, с каким «счетом» оно произошло: в поддержку предлагаемого соглашения высказалось 202 парламентария, против – 432, в том числе почти треть представителей Консервативной партии.
Голосование должно было состояться еще в декабре прошлого года, но Мэй перенесла его из-за споров внутри своей Консервативной партии – впрочем, как показали результаты прошедшего голосования, ситуацию это не спасло. Евросоюз отреагировал на результаты парламентского голосования совместным заявлением от лица своих лидеров, в котором призвал правительство Великобритании как можно скорее прояснить свои дальнейшие намерения.
Сразу после голосования по Brexit лидер оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбин назвал результаты «самым масштабным поражением правительства с 1920-х годов» и инициировал вотум недоверия правительству Терезы Мэй. Впрочем, этот шаг для Корбина был скорее имиджевым – несмотря на разногласия по вопросу выхода из ЕС поддержка Мэй правящей Консервативной партией и Демократической юнионистской партией Северной Ирландии была гарантирована: вотум недоверия поддержало всего 306 парламентариев против 325 противников. После голосования Мэй пригласила лидеров парламентских партий приступить к дальнейшим переговорам по Brexit немедленно - новый план действий должен быть предложен на обсуждение парламента 21 января. Правда сделать это будет достаточно проблематично: Корбин уже успел заявить, что готов сесть за стол переговоров только после отказа от варианта выхода из ЕС без соглашения. На этом же настаивают и либеральные демократы вместе с Шотландской национальной партией.
Соглашение, изначально согласованное Терезой Мэй с Брюсселем, предполагает выполнение следующих основных условий:
- согласно определенным ст. 50 Лиссабонского договора Евросоюза срокам, Великобритания покинет ЕС 29 марта 2019 года;
- до конца 2020 года продлится переходный период, на время которого страна останется членом Таможенного союза ЕС и Европейского единого рынка, а у Великобритании и ЕС будет время обсудить итоговые параметры выхода;
- после окончания переходного периода Великобритания сможет предъявлять значительно более жесткие требования к трудовым мигрантам из других стран ЕС и обладать большей степенью автономии в юридической и экономической сферах.
Главные спорные моменты плана по выходу Великобритании из Евросоюза:
1. Вопрос о границе между Северной Ирландией, находящейся в составе Великобритании, и Республикой Ирландией, являющейся отдельным членом ЕС. В случае, если по окончанию переходного периода Лондон не сможет договориться с Брюсселем по этому вопросу, будет активирован механизм backstop, предполагающий открытую границу между двумя Ирландиями (но только если Великобритания останется в таможенной зоне ЕС, а Северная Ирландия продолжит следовать всем регламентам ЕС). При этом у Великобритании отсутствует возможность одностороннего выхода из backstop.
2. Недостаток поддержки гражданами Великобритании сценария выхода страны из ЕС. Недавние опросы, проведенные социологическими службами Великобритании, показывают, что в случае нового референдума 53% выбрали бы вариант сохранения членства в ЕС и только 47% голосовали бы за выход. Очевидно, что, голосуя в 2016 году за выход из Евросоюза британцы голосовали за восстановление полного суверенитета и независимости страны, что на деле обернулось необходимостью нелегкого выбора между суверенитетом и экономической выгодой от беспошлинного доступа на рынки ЕС и других преимуществ.
3. Принципиальность и твердость позиций самого Евросоюза: главным переговорщиком по Brexit сразу был назначен француз Мишель Барнье, известный своей жесткостью в подобных вопросах, а очередь Великобритании на председательство в Совете ЕС передана Эстонии. Лидеры Евросоюза понимают, что Brexit – опаснейший прецедент, и необходимо дать понять другим государствам-участникам, что «отделавшись малой кровью» и при этом сохранив преимущества доступа к единому рынку, из Евросоюза выйти не получится.
После сокрушительного поражения предложенного Терезой Мэй соглашения в парламенте стало ясно, что необходимо инициировать процесс обсуждения с другими партиями – без их поддержки премьер-министр однозначно не сможет ратифицировать договор о выходе из Евросоюза. Однако выработать решение, которое бы устроило большинство за такой небольшой срок весьма сложно: все остальные партии выступают либо за более мягкий вариант Brexit, чем предлагает Мэй, либо за его полную отмену. К примеру, лейбористам важно участие в Таможенном Союзе (обеспечит беспошлинный доступ на рынок ЕС), а для весомой части консерваторов, выступающих за «жесткий Brexit», это неприемлемо, поскольку Великобритания потеряет возможность заключения самостоятельных торговых союзов. В сложившейся ситуации существует три базовых сценария дальнейшего развития событий.
Первый сценарий предполагает выход из Евросоюза в оговоренные сроки (29 марта 2019 года) без заключения соглашения. Несмотря на сложности в согласовании позиции, такой сценарий маловероятен и невыгоден большинству парламентариев, кроме сторонников «жесткого Brexit», которых не так много. К полной законодательной и экономической самостоятельности, предполагающей переход на правила ВТО с высокими тарифами и таможней на границе с другими странами Евросоюза, Лондон не готов. При реализации такого сценария пострадают и страны континентальной Европы: речь идет как о потерях европейского бизнеса, плотно сотрудничающего с британским, так и о неопределенном будущем граждан других стран Евросоюза, живущих и работающих на территории Великобритании.
Второй сценарий, предполагающий выход из Евросоюза с новым, переработанным соглашением - пожалуй, самый реалистичный – требует либо согласования с ЕС отсрочки или оперативных дополнительных уступок, которые могли бы «снять» часть вопросов со стороны консерваторов (например, уступки по механизму backstop), либо уступку Мэй лейбористам и утверждения варианта более мягкого Brexit, предусматривающего сохранение членства в Таможенном союзе (может расколоть Консервативную партию). Возможность отсрочки премьер-министр пока отвергает, надеясь уложиться в необходимые сроки и договориться в парламенте, но ситуация легко может измениться.
Третий сценарий представляет собой проведение нового референдума, на котором решать судьбу Евросоюза и определять дальнейшие действия правительства будут сами британцы. Причем параметры референдума в таком случае могут быть абсолютно разными: новое голосование по выходу из ЕС, голосование по соглашению, предлагаемому Мэй, или по другому варианту, предложенному парламентом.
Какой бы сценарий не был выбран в итоге, сложившаяся ситуация послужит уроком: скоропалительное решение о проведении референдума, оттягивание переговорного процесса, и следование популистским трендам могут привести только к политическому кризису. И, если в 1990-е и 2000-е годы в Европе была популярна идея, что последнюю точку в важных вопросах должен ставить народ посредством голосования на референдуме, то теперь, после многочисленных сложностей, связанных c непредсказуемыми результатами референдума по выходу Великобритании из Евросоюза, референдума по переименованию Македонии, где, несмотря на «правильный» для его инициаторов результат, была слишком низкая явка, и референдума в Нидерландах о ратификации соглашения об ассоциации Украины и ЕС, практика проведения референдумов может сойти на нет. Хотя «желтые жилеты» во Франции требуют введения этой практики, но правящие элиты стремятся заменить их необязывающими дебатами.
Интересно, что Россия, напротив, последнее время активно поддерживает подобную практику – особенно, когда речь идет о вступлении новых стран в НАТО и ЕС. Для российской власти это выгодно – народное голосование в условиях роста евроскептицизма вполне может разойтись с приоритетами элит. Другое дело, что в самой России последний общенациональный референдум проходил в 1993 году – с тех пор власть тоже предпочитает не рисковать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.