Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Экспертиза

28.01.2019 | Эмиль Дабагян, Александр Резников

Центральная Америка: проблемы безопасности и отношения с США

ПограничникВ середине декабря 2017 года появилась новая Стратегия национальной безопасности (НСС) США. Ее общий смысл – продвижение доктрины политического реализма, ориентированной на «восстановление позиций Америки в мире». Причем, в отличие от предыдущей администрации, которая тоже была озабочена вопросами обеспечения национальных интересов, но через «усиления влияния» в мире, нынешние власти, похоже, предпочитают более грубый и прямой тон, а политика США становится все более «реалистичной».

До стены: Инициатива Мериды

Применительно к Латинской Америке в НСС сделан упор на необходимость незамедлительного проведения иммиграционной реформы с тем, чтобы воспрепятствовать «угрозе национальной безопасности». Отмечается важность усиления борьбы с преступными транснациональными организациями и коррумпированными местными структурами, которые способствуют деятельности этих организаций в ущерб интересам США. Речь идет, прежде всего, о пресечении каналов миграции и наркотрафика. Эффективно решить эти проблемы администрация Дональда Трампа планирует путем строительства стены на границе с Мексикой.

Сама идея воздвижения такой стены – это признание того факта, что так называемая Инициатива Мериды в области сотрудничества по вопросам безопасности, одобренная правительствами Соединенных Штатов, Мексики и стран Центральной Америки (Гватемала, Гондурас и Сальвадор) в октябре 2007 года и вступившая в силу в июне следующего года, оказалась неэффективной.

О чем же шла речь в этой «Инициативе»? Прежде всего – о противодействии потоку наркотиков в США и организованной преступности (главным образом связанной с нелегальной переброской мигрантов через границу и отмыванием денег, получаемых в результате преступной деятельности). Согласно «Инициативе» американская администрация обязалась предоставить партнерам помощь в профессиональной подготовке местных сил безопасности, в ведении разведывательной деятельности, а также поставлять соответствующее оборудование. К югу от Рио-Гранде (в частности, в Мексике) считали и считают, что эти проблемы носят двусторонний характер. И в самом деле: как могла бы осуществляться дорогостоящая переброска наркотиков в США, если бы местные наркодельцы не получали больших денег от потребителей из самих Соединенных Штатов? Речь ведь идет о немалых суммах: по данным заслуживающих доверия источников только наличными в карманы мексиканских наркоторговцев поступает примерно 12-15 миллиарда долларов в год. Причем в эту сумму не входят банковские и почтовые переводы. В целом же, по оценкам компетентных органов, мексиканские наркодельцы зарабатывают на поставках в США свыше 23 миллиарда долларов в год. А потому и решения должны быть совместными, утверждает нынешняя мексиканская власть.

Впрочем, не стоит спешить упрекать американскую администрацию в нежелании финансировать совместную борьбу с субрегиональной преступностью. По состоянию на март 2017 года одна Мексика получила по линии «Мериды» помощь в размере 1,6 миллиардов долларов (в эту сумму включено не только финансовое, но и материально-техническое содействие, в частности, 22 самолета). И вот – стена как результат неэффективности совместных усилий по борьбе с вызовами безопасности в субрегионе в рамках «Инициативы Мериды». Видимо, усилия стран-участниц и, в частности, добрая воля экс-президента Мексики Фелипе Кальдерона (2006-2012), который приложил максимум усилий к искоренению или хотя бы к минимизации упомянутых проблем в сотрудничестве с США, не увенчались успехом.

До стены: другие рецепты решения миграционной проблемы

Более того, проблемы в сфере субрегиональной безопасности не только не решены, но и обостряются. В Вашингтоне раздаются обвинения в адрес правительств Центральной Америки и Мексики относительно недостаточного внимания к проблемам поиска и отладки новых путей поставки наркотиков в США, укрепления местных и транснациональных банд, которые сеют страх и неуверенность среди широких слоев населения на местах. Руководящие круги государств субрегиона обвиняют в потворстве организованной преступности, широкой практике вымогательства и взяточничества со стороны представителей низовых органов. Население местных общин, как не без оснований считают американские компетентные аналитики, теряет уверенность в завтрашнем дне, перспективу и надежды на эффективное решение проблем безопасности.

«Инициативой Мериды» дело не ограничивается. В поддержку ей и в качестве составного элемента НСС принята программа под названием «Инициатива в сфере региональной безопасности в Центральной Америке» (CARSI). Она тесно увязана с другими программами Агентства США по международному развитию (USAID), глобальных финансовых организаций и частного сектора, с субрегиональными и региональными интеграционными группировками, правительствами этих стран.

Начиная с 2008 г. Белиз, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа и Панама получили в общей сложности около миллиарда долларов на цели укрепления законности и расширения мер по обеспечению международной безопасности. Речь идет, прежде всего, о мерах по усилению правопорядка и развитию силовых структур, которые, как предполагалось, займут «первую линию окопов» в борьбе с наркотрафиком, незаконным оборотом оружия, разгулом вооруженных банд и преступным «экспортом рабочей силы» в США. Главное, как мыслили инициаторы этой программы, – сломать сложившуюся инфраструктуру преступности, включая нелегальные пути для сбыта наркотиков и «живого товара». Далее речь шла о становлении гражданских институтов в указанных странах, включая создание эффективной системы правосудия и мер по наведению и по поддержанию порядка в наиболее «проблемных» местных общинах. Не последняя роль отводилась кооперации между ними и активизации роли международных организаций в этих вопросах.

Стена Трампа: проблемы и последствия

Теперь дискутируется вопрос о строительстве стены на границе с Мексикой в качестве ответа на вопросы, которые были призваны решить упомянутые программы. Более того, сооружением стены администрация Дональда Трампа не ограничивается. Принятая ею НСС затрагивает такие чувствительные для Латинской Америки сферы, как энергетика, инфраструктура и развитие цифровых сетей. При этом общий тон дискурса, который задает Вашингтон, заключается в том, что без решения проблем безопасности, без проведения рыночных реформ и, в частности, дальнейшей либерализации таких колоссов, как мексиканская «Пемекс», бразильская «Петробраз» и ряда других, не обойтись. Соединенные Штаты без особых колебаний перейдут к двусторонним рыночным отношениям с более «подготовленными к рынку» партнерами. Мексика, Бразилия и Венесуэла хорошо прочувствовали на своих предприятиях неприкрытое давление со стороны США. Что касается «цифровизации» региональной экономики, то этот вопрос был одним из самых «горячих» на протяжении 2017 г. Большой интерес к этой теме проявили компании Аргентины, Бразилии, Колумбии и Мексики. Теперь же перспективы далеко не столь радужны, особенно в свете проблем безопасности и вероятного «разворота» США в сторону открытых рынков, в ущерб традиционным связям со странами региона. А практический подход администрации Трампа к этим вопросам вполне очевиден. Он ярко проявляется в отходе от региональных и тем более субрегиональных интеграционных механизмов и в переходе к двусторонним отношениям в духе экономической либерализации и практицизма, который непосредственно граничит с экономическим цинизмом.

Все эти проблемы и связанные с ними возможные (и, добавим, вероятные) последствия воспринимаются в латиноамериканском регионе весьма серьезно. И прежде всего в Мексике, которая не только граничит с США, но и тотально зависит от экономики северного соседа. Андрес М. Лопес Обрадор, нынешний президент, деятель левоцентристского толка, пообещал осуществить радикальные изменения в сфере национальной и субрегиональной безопасности. Речь, прежде всего, идет о жестких мерах по устранению коррупции и прекращению деятельности наркосиндикатов. И, что интересно, эти меры не предполагают традиционных решений, «закручивания гаек» и установления очередного и привычного для стран региона диктаторского режима. Решительные и даже радикальные методы убеждения правительства будут применяться в духе уважения закона. Как и прежде, надежды возлагаются на армию, но теперь вместо прямого использования вооруженных сил предполагается создание специальных подразделений и Национальной гвардии. В повестке дня – упорядочивание ситуации в сфере безопасности, в экономике, потоках мигрантов и, не в последнюю очередь, выстраивание отношений с малопредсказуемым Дональдом Трампом. Меры в сфере укрепления региональной безопасности и реструктуризации экономики предпринимаются в Гватемале, Эквадоре, Аргентине и Бразилии. Даже принимая во внимание все резкие движения, которые Вашингтон делает в адрес южных соседей, было бы неправильным возлагать на него ответственность за события в Венесуэле, Никарагуа и других странах с неблагополучной ситуацией в области экономики и безопасности. При этом латиноамериканские партнеры – Бразилия, Колумбия и Уругвай – пытаются самостоятельно решать существующие проблемы, связанные, прежде всего, с миграцией.

Так или иначе, но у неблагоприятных для региона тенденций есть и по­ложительный аспект: НСС объективно побуждает государства Центральной и Южной Америки активнее вставать на путь модернизации гражданского общества и реструктуризации национальных экономик, то есть быстрее адаптироваться к реалиям конца второго десятилетия ХХI века. Даже стремительный разворот континента к Юго-Восточной Азии проблему не решит, потому что Соединенные Штаты были и остаются важным контрагентом для региона. Недовольство Вашингтона игнорировать непозволительно.

Эмиль Дабагян - ведущий научный сотрудник ИЛА РАН

Александр Резников - специалист по проблемам США

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net