Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.01.2019 | Политком.RU

Терпению конец: борьба за власть в Венесуэле

ВенесуэлаВечером 23 января, во время массовых протестов, проходящих по всей стране, глава парламента Венесуэлы Хуан Гуаидо дал присягу и объявил себя президентом страны вместо действующего главы государства Николаса Мадуро. Одними из первых о признании Гуаидо заявили США, потребовав от Мадуро, избрание которого они не считают законным, не допустить силовых действий против оппозиции.

Активная фаза конфликта между парламентом Венесуэлы и президентом началась еще в 2017 году, когда оппозиционное большинство в парламенте проголосовало за отставку Николаса Мадуро в результате назревшего правительственного кризиса. Оппозиция считает Мадуро лично ответственным за глубокий экономический кризис в стране и нехватку товаров первой необходимости. В 2018 году она отказалась признать результаты прошедших президентских выборов, на которых победил Мадуро, при этом основные кандидаты от оппозиции не были допущены: часть из-за привлечения к уголовной ответственности, другая – из-за запрета «Круглому столу демократического единства» (оппозиционная коалиция) выдвинуть единого кандидата. Опорой Мадуро прежде всего служит наследие Уго Чавеса: находясь на смертном одре, национальный лидер, пользовавшийся огромной популярностью, назвал преемником вице-президента Николаса Мадуро и призвал сторонников поддержать выдвиженца в случае возникновения нестандартных обстоятельств. В качестве «наследства» Мадуро досталась поддержка ядерного электората – представителей беднейших слоев населения, которым Чавес уделял много внимания: жители сельских районов, получивших в безвозмездное пользование земли, жители глубинки, представляющие собой коммуны с централизованным финансированием, военнослужащие, которым оказывается особое внимание и выделяется повышенное финансирование.

Триггером массовых протестов в Венесуэле послужило решение Верховного суда, где доминируют сторонники Мадуро и правящей чавистской партии, об объявлении Национальной ассамблеи (парламент страны) неконституционным органом. Большинство в парламенте представляли оппозиционные партии, депутаты которых отказались останавливать работу. На третий день протестов во время многотысячного митинга в Каракасе Хуан Гуаидо объявил себя главой государства на период действия временного правительства в стране и пообещал в ближайшее время провести досрочные выборы. Законодательным аргументом Гуаидо служат статьи 233 и 333 Конституции Венесуэлы, согласно которым председатель парламента занимает пост президента до проведения новых выборов, если действующий президент не может исполнять свои обязанности — по состоянию здоровья или в случае признания его недееспособным депутатами парламента (что произошло еще в 2017 году). Большую роль сыграло и постоянно ухудшающееся экономическое положение в стране, которое оппозиция напрямую связывает с президентством Николаса Мадуро, и недовольство постоянно увеличивающимся бюрократическим аппаратом и коррумпированностью власти на фоне закрытия промышленных предприятий, перебоев с электроэнергией, обвальной инфляции, массовой эмиграции и политической изоляции. По данным МВФ, на октябрь 2018 года ВВП страны сократился на 18%, а гиперинфляция в 2018 году, по заявлению парламента, составила 1 700 000%.

Фактически Венесуэла находится на грани социального коллапса с непредсказуемыми последствиями, представляя собой классическое failed state. А оппозиция, предлагающая в качестве нового лидера Хуана Гуаидо, дает части активных жителей Венесуэлы надежду на перемены. 35-летний Хуан Гуаидо и один из его заместителей Сталин Гонсалес, - выходы из студенческого протестного движения нулевых годов. Один тогда изучал инженерное дело, другой – право, и оба были радикальными противниками Уго Чавеса, находившегося в зените своей популярности вместе с боливарианской моделью при заоблачных нефтяных ценах. Одним из первых «политических шагов» Гуаидо была поддержка движения, выступавшего против решения Уго Чавеса о референдуме по изменению Конституции. С тех пор он полтора десятилетия планомерно работал для того, чтобы прийти к власти: еще при Чавесе в 2010-м стал депутатом, входил в состав парламентской оппозиции, а в 2015-м - уже парламентского большинства. Венесуэльская оппозиция никогда не была маргинальной - даже в самые неблагоприятные для нее годы она опиралась на поддержку не только традиционной элиты (этого было бы явно недостаточно), но и немалой части среднего класса, «продвинутой» молодежи. На предпоследних президентских выборах кандидат от объединенной оппозиции Энрике Каприлес получил чуть менее половины голосов избирателей (49,07%) и пытался оспорить результаты выборов, но безуспешно. Один из плюсов Гуаидо – отсутствие связей со старой элитой, которую в свое время победил Чавес: он человек протеста, но при этом не связанный с олигархией.

Два основных фактора, влияющих на дальнейшее развитие ситуации: позиция армии и позиция (и возможное вмешательство) международного сообщества.

Что касается армии, министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес заявил, что армия не признает Хуана Гуаидо президентом и будет защищать Конституцию страны и ее суверенитет. Действия оппозиции венесуэльские военные впоследствии назвали преступными и угрожающими свободе и суверенитету нации, а США обвинили в ведении гибридной войны. Однако в начале протестов именно часть военных захватила штаб национальной гвардии на западе Каракаса и выступила против государства и президента Николаса Мадуро. Обращаясь к опыту других стран, мы видим, что несмотря на классическую модель перехода от авторитаризма к демократии, предусматривающую поощрение для тех военачальников, которые не будут мешать оппозиции, во многих случаях подобный прагматичный подход вступает в противоречие с принципом неотвратимости наказания за совершенные преступления. Более того, такие сделки подвергаются в современном мире критике как аморальные. Результат – генерал Виктор Стэнкулеску, который помог свернуть Чаушеску в Румынии, был приговорен к 15 годам лишения свободы когда выяснилось, что он перед своим переходом на сторону революции руководил расстрелом протестующих. Отсидел пять лет – но для генерала, ставшего вскоре после революции министром обороны, утешение слабое. Генерал Небойша Павкович, отказавшийся спасать Милошевича от революционеров, должен был предстать перед трибуналом в Гааге и был приговорен к 22 годам лишения свободы за преследования (по приказу того же Милошевича) косовских албанцев. Сейчас он находится в финской тюрьме.

А в Венесуэле генералов можно обвинить в разных грехах – от соучастия в подавлении оппозиции до причастности к наркотрафику. Основным покровителем наркомафии считается Диосдадо Кабельо – ближайший соратник Чавеса, имеющий большое влияние в армии и госаппарате (сейчас он руководит Национальным учредительным собранием, состоящим из сторонников Мадуро и де-факто принявшим на себя функции парламента). Так что военные оказываются перед непростым выбором. Поддерживать Мадуро и, вполне возможно, рухнуть вместе с ним, или же попробовать договориться с оппозицией, которая не может дать им эффективных гарантий на будущее. В то же время оппозиция предпочитает «раскачивать» армию через переговоры с представителями среднего офицерского состава, которые не вовлечены в наркоторговлю и могут рассчитывать на карьерный рост в случае смещения Мадуро. контролируемое оппозицией. Национальное собрание Венесуэлы во вторник планирует принять законопроект, которым будет объявлена амнистия всем венесуэльским военным, поддержавшим Гуаидо. В СМИ раскручивается сюжет о военном атташе посольства Венесуэлы в Вашингтоне полковнике Хосе Луисе Сильва, перешедшем на сторону оппозиции.

Международное сообщество разделилось в своем отношении к событиям, происходящим в Венесуэле, на три основных группы: поддержавшие Хуана Гуаидо (США, Бразилия, Канада, Аргентина, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Панама, Парагвай, Перу, Грузия, Албания и ряд других стран), поддержавшие Николаса Мадуро (Россия, Китай, Турция, Уругвай, Куба, Мексика, Боливия) и страны, занявшие скорее выжидательную позицию, но при этом заявившие, что признают Хуана Гуайдо временным главой государства в том случае, если президент республики Николас Мадуро не объявит о проведении выборов в течение восьми дней (Германия, Франция, Испания, Великобритания).

Активно на стороне Хуана Гуаидо выступают США, созвавшие экстренное заседание Совета безопасности ООН, на котором в качестве повестки было утверждено обсуждение ситуации в Венесуэле. Госсекретарь США Майкл Помпео, выступая перед голосованием по повестке заседания, обвинил Мадуро в «трагедии, которая привела к тому, что Венесуэла осталась без продуктов питания и гуманитарной помощи». А издание The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщило, что вице-президент США Майкл Пенс позвонил Хуану Гуаидо и заверил его в поддержке со стороны Вашингтона - именно этот звонок запустил в действие план, который американская администрация тайно разрабатывала на протяжении нескольких недель. В подтверждении версии об участии США выступает пост Майкла Пенса в Twitter 22 января с призывом к венесуэльцам восстановить демократию и заверением, что США их полностью в этом поддерживает – на следующий день Хуан Гуаидо дал присягу и объявил себя президентом Венесуэлы.

Россия поддерживает Николаса Мадуро: 24 января о поддержке законных властей Венесуэлы в телефонном разговоре с Мадуро заявил президент России Владимир Путин. Впрочем, для России в основе поддержки Венесуэлы лежит скорее принцип противодействия США и экономическая составляющая: с 2006 года, по подсчётам Reuters, Россия предоставила Венесуэле не менее $17 млрд в виде кредитов, которые Венесуэла частично погасила поставками нефти. Личных отношений с Мадуро не сложилось, а предложения по выходу Венесуэлы из кризиса фактически были отвергнуты. Впрочем агентство Reuters 25 января со ссылкой на источники сообщило, что в Венесуэлу для обеспечения безопасности Мадуро прибыли частные военные контрактники из России. Однако российская сторона эту информацию опровергла: член комитета по обороне и безопасности Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что «если президент Николас Мадуро и привлекал какие-то частные военные компании, то российское государство об этом не знает и за это не отвечает».

Заинтересованным «игроком» является Китай, также выступивший против любого внешнего вмешательства во внутренние дела Венесуэлы на заседании Совета Безопасности ООН и просивший международное сообщество уважать выбор народа Боливарианской Республики. Китай также является одним из крупнейших кредиторов Венесуэлы, при этом активно распространяющим свое влияние по всей Латинской Америке.

Чем бы не закончилась борьба за власть в Венесуэле, катастрофическое положение дел внутри страны в ближайшее время никуда не денется. Пожалуй, при сохранении режима Николаса Мадуро шансов на оздоровление экономики и перемен ситуации внутри страны меньше. Однако и при победе оппозиции их не так много: формирование устойчивого политического режима и стабильно функционирующего правительства в текущих условиях – дело очень сложное и долговременное.

В глобальном плане можно выделить три основных сценария дальнейшего развития событий в Венесуэле: протесты «захлебнутся» и постепенно прекратятся, арест Гуаидо и эскалация конфликта на международном уровне и проведение новых выборов. Самым вероятным вариантом развития событий в рамках конституционных процедур является проведение новых выборов – именно за этот вариант выступают основные страны Евросоюза, но против него Мадуро и его окружение. Ключевым фактором остается позиция армии – насколько она останется верной Мадуро.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net