Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Колонка экономиста

18.02.2019 | Марина Войтенко

Национальные проекты – погружение в детали

Марина ВойтенкоПервые оценки итогов января-2019 показывают, что ожидавшееся торможение экономики становится реальностью. Промпроизводство сбавило темп до 1,1% год к году с 2,0% в декабре-2018 (0,1% и 0,3% месяц к месяцу со снятой сезонностью). В то же время, слабый спрос не дает разогнаться инфляции (вклад повышения НДС в ее увеличение в первый месяц года на 1% составил 0,3-0,4 п.п.). В ЦБ РФ ожидают, что на конец первого квартала она скорее всего окажется вблизи нижней границы прогнозного интервала 5,5-6,0%. Это, естественно, не добавит энергии росту реальной заработной платы, темп которого в январе-марте вряд ли превысит 2,5%, зафиксированных в декабре 2018-го.

Поубавилось оптимизма и по поводу прошлогоднего роста ВВП на 2,3%. В МЭР подчеркнули, что такое ускорение «во многом обусловлено разовыми факторами и не является устойчивым». Аналитики Банка России, в свою очередь, предположили, что последующие уточнения могут скорректировать результат, при этом оставив его в диапазоне 1,7-2,3%, что соответствует потенциальному выпуску. Устойчивость макродинамике с ежегодным вкладом дополнительно в 1,0-1,5% ВВП призваны обеспечить национальные проекты. На минувшей неделе Правительство РФ на 110 страницах диаграмм и пояснительного текста опубликовало их «раскладку». Утвержденная премьером Дмитрием Медведевым Стратегия пространственного развития добавила к этой «матрице роста» региональное измерение. Механизмы реализации майского указа начали принимать конкретные очертания, одновременно вызывая новые вопросы по поводу рисков сбываемости обозначенных замыслов.

Как отметил премьер Дмитрий Медведев в ходе инвестиционного форума в Сочи (14-15 февраля), система из 12 национальных проектов и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры сформирована как «единая матрица» и направлена на выполнение девяти целей национального развития, закрепленных в майском (2018 года) указе Президента РФ, включая обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, реальных доходов россиян, темпов экономического роста выше мировых и вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.

По состоянию на 7 февраля, общий бюджет нацпроектов оценивался в 25,7 трлн рублей до 2024 года. По целевым направлениям на «Экономический рост» предназначены 10,1 трлн рублей, «Человеческий капитал» – 5,7 трлн, на создание условий для комфортной среды для жизни в стране планируется затратить 9,9 трлн рублей.

Основной источник средств – госказна: 13,158 трлн рублей будет выделено из федерального бюджета, 7,51 трлн – из внебюджетных источников, еще 147,8 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов, 4,904 трлн – из бюджетов субъектов РФ. По оценке первого вице премьера Антона Силуанова, в целом федеральный центр несет 98% бюджетных расходов на нацпроекты, а регионы – лишь 2-3%, поскольку затраты субъектов РФ в основном будут обеспечены трансфертами из федерального бюджета. Однако с их получением и освоением уже возникли сложности.

Все субсидии на выполнение мероприятий в рамках национальных проектов должны быть оформлены отдельными соглашениями между центром и регионами, в которых должны быть зафиксированы KPI регионов и объем выделяемых федеральным центром средств. В текущем году это должно было произойти до 15 февраля. По статистике же, приведенной на сочинском инвестфоруме главой думского комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, на 12 февраля заключено было только 69,5%, а на 13 февраля, по данным Антона Силуанова, в денежном выражении объем незаключенных соглашений составил 100 млрд рублей. Если эти деньги уйдут в резервный фонд, их все равно необходимо будет направить на выполнение национальных целей, но, как отметил первый вице-премьер, «по более сложным процедурам». Судя по всему, «временные накладки» обещают постоянно сопровождать реализацию нацпроектов «на местах». Только на формирование порядка передачи средств от субъектов РФ муниципалитетам, составление ими плана-графика закупок и т.п. может потребоваться больше трех месяцев. Если же средства не будут освоены в текущем году, то они должны быть возвращены в федеральный центр, поскольку соглашения подписываются сроком на один год – круг замкнулся. Кроме того, для глав регионов все еще остаются «тайной за семью печатями» методики определения и алгоритмы расчетов сформированных правительством целевых индикаторов (KPI).

Немало вопросов вызывает и самая дорогая составляющая системы нацпроектов – комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Без учета финансирования энергетической части на его реализацию предусмотрено 6,35 трлн рублей (в том числе 3 трлн из федерального бюджета, 58,7 млрд рублей из региональных, 3,3 трлн рублей будут привлечены из внебюджетных источников). Расходы же на энергетическую часть плана по-прежнему не определены. В конце августа-2018 в подготовленной МЭР первой версии документа они оценивались в 300 млрд рублей, из них только 40 млрд – средства бюджета РФ, по остальным вопрос не прояснен.

Пожалуй, наиболее «бюджетным» оказался нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» (52,1 млрд рублей на шесть лет). Однако, по мнению большинства экспертов, он является ключевым звеном всей конструкции достижения национальных целей. Главная его задача – добиться роста соответствующего показателя на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей на уровне не ниже 5% в год к 2024 году. Его реализация стартовала уже в прошлом году. Первые результаты представлены главой МЭР Максимом Орешкиным на инвестиционном форуме в Сочи. Министр в частности сообщил, что 69% предприятий, принявших участие в «пилоте» нацпроекта по повышению производительности труда, продемонстрировали рост показателя более чем на 10%. При этом выручка компаний выросла на 13%, налоговые поступления – на 19%, что означает – «этот проект самоокупаемый», поскольку затраты государства на проект меньше, чем рост налоговых поступлений от предприятий-участников.

Эксперты в целом с оптимизмом восприняли этот промежуточный результат. Вместе с тем, обращают внимание на то, что получить столь высокие темпы роста показателя на фоне «низкой базы» достаточно легко, но приблизиться к эталонным мировым параметрам будет непросто. По оценке ОЭСР, в 2017году производительность труда в РФ составила $26,5 в час, вернувшись к уровню-2014 (наивысший показатель в 2007-2017 годах зафиксирован в 2013-ом – $26,6 в час) – отставание от мировых лидеров в 2,5 – 4 раза. Для сравнения: средний для ОЭСР показатель – $54,8, лидеры – Люксембург ($98,5 в час) и Ирландия ($99,5 в час).

По поводу определения причин такого отставания уже давно сложился консенсус. Это – нередко неубедительная эффективность менеджмента на крупных предприятиях, недостаточная квалификация рабочей силы, отсутствие современного оборудования, слабая автоматизация производства и т.п. Отсюда и вывод экспертов о необходимости оптимизации издержек управления. Кроме того, достижение желаемого уровня производительности труда во многом будет зависеть от степени и скорости готовности бизнеса к адаптации новых технологий, предусмотренных такими нацпроектами, как «Цифровая экономика» и «Наука». Впрочем, этот же фактор будет влиять на повышение конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, что в свою очередь скажется на востребованности программ развития инфраструктуры, призванных повысить уровень экономической связанности территорий РФ.

Стоит отметить, что утвержденная распоряжением правительства №207-р от 13 февраля 2019 года Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года не только во многом дополняет нацпроекты, но и придает четкое региональное измерение задуманным структурным трансформациям. Одна из целей Стратегии – сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей. Определены принципы, приоритеты и основные направления пространственного развития страны, его сценарии, в том числе, приоритетный (целевой), перспективные центры экономического роста, макрорегионы, перспективные экономические специализации субъектов Федерации. Документ пока носит «рамочный характер», конкретика будет внесена планом реализации Стратегии, который должен быть подготовлен в течение трех месяцев. Однако уже сегодня у наблюдателей появилось много вопросов к технологиям ее воплощения, в первую очередь к принципам формирования и будущей жизнеспососбности/эффективности макрорегионов и мер для развития геостратегических территорий.

Конкретизация нацпроектов и регулятивных правил и механизмов, необходимая для их исполнения, началась весьма ко времени. В ноябре прошлого года социологи «Левада-центра» провели опрос населения, по результатам которого (опубликованы 11 февраля) выяснилось: 52% респондентов уверены, что власти склонны «скрывать правду» о положении в экономике. Не менее критическое отношение к принимающим решения и у бизнеса. В ходе пленарного заседания инвестиционного форума в Сочи с участием премьера Дмитрия Медведева аудитории был задан вопрос о главных рисках проектных замыслов. Половина ответивших назвали «качество госуправления и менеджмента», четверть – «недостаток квалифицированных кадров и компетенций», 16% – «недостаток финансирования или нерациональное использование», 9% – «запланированную скорость реализации». Погружение в детали национального проектирования и создания стимулирующей деловой среды – пожалуй, единственный маршрут, двигаясь по которому можно переломить эти ощущения.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net