Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Колонка экономиста
18.02.2019 | Марина Войтенко
Национальные проекты – погружение в детали
Первые оценки итогов января-2019 показывают, что ожидавшееся торможение экономики становится реальностью. Промпроизводство сбавило темп до 1,1% год к году с 2,0% в декабре-2018 (0,1% и 0,3% месяц к месяцу со снятой сезонностью). В то же время, слабый спрос не дает разогнаться инфляции (вклад повышения НДС в ее увеличение в первый месяц года на 1% составил 0,3-0,4 п.п.). В ЦБ РФ ожидают, что на конец первого квартала она скорее всего окажется вблизи нижней границы прогнозного интервала 5,5-6,0%. Это, естественно, не добавит энергии росту реальной заработной платы, темп которого в январе-марте вряд ли превысит 2,5%, зафиксированных в декабре 2018-го.
Поубавилось оптимизма и по поводу прошлогоднего роста ВВП на 2,3%. В МЭР подчеркнули, что такое ускорение «во многом обусловлено разовыми факторами и не является устойчивым». Аналитики Банка России, в свою очередь, предположили, что последующие уточнения могут скорректировать результат, при этом оставив его в диапазоне 1,7-2,3%, что соответствует потенциальному выпуску. Устойчивость макродинамике с ежегодным вкладом дополнительно в 1,0-1,5% ВВП призваны обеспечить национальные проекты. На минувшей неделе Правительство РФ на 110 страницах диаграмм и пояснительного текста опубликовало их «раскладку». Утвержденная премьером Дмитрием Медведевым Стратегия пространственного развития добавила к этой «матрице роста» региональное измерение. Механизмы реализации майского указа начали принимать конкретные очертания, одновременно вызывая новые вопросы по поводу рисков сбываемости обозначенных замыслов.
Как отметил премьер Дмитрий Медведев в ходе инвестиционного форума в Сочи (14-15 февраля), система из 12 национальных проектов и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры сформирована как «единая матрица» и направлена на выполнение девяти целей национального развития, закрепленных в майском (2018 года) указе Президента РФ, включая обеспечение устойчивого естественного роста численности населения, реальных доходов россиян, темпов экономического роста выше мировых и вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира.
По состоянию на 7 февраля, общий бюджет нацпроектов оценивался в 25,7 трлн рублей до 2024 года. По целевым направлениям на «Экономический рост» предназначены 10,1 трлн рублей, «Человеческий капитал» – 5,7 трлн, на создание условий для комфортной среды для жизни в стране планируется затратить 9,9 трлн рублей.
Основной источник средств – госказна: 13,158 трлн рублей будет выделено из федерального бюджета, 7,51 трлн – из внебюджетных источников, еще 147,8 млрд рублей – из государственных внебюджетных фондов, 4,904 трлн – из бюджетов субъектов РФ. По оценке первого вице премьера Антона Силуанова, в целом федеральный центр несет 98% бюджетных расходов на нацпроекты, а регионы – лишь 2-3%, поскольку затраты субъектов РФ в основном будут обеспечены трансфертами из федерального бюджета. Однако с их получением и освоением уже возникли сложности.
Все субсидии на выполнение мероприятий в рамках национальных проектов должны быть оформлены отдельными соглашениями между центром и регионами, в которых должны быть зафиксированы KPI регионов и объем выделяемых федеральным центром средств. В текущем году это должно было произойти до 15 февраля. По статистике же, приведенной на сочинском инвестфоруме главой думского комитета по бюджету и налогам Андреем Макаровым, на 12 февраля заключено было только 69,5%, а на 13 февраля, по данным Антона Силуанова, в денежном выражении объем незаключенных соглашений составил 100 млрд рублей. Если эти деньги уйдут в резервный фонд, их все равно необходимо будет направить на выполнение национальных целей, но, как отметил первый вице-премьер, «по более сложным процедурам». Судя по всему, «временные накладки» обещают постоянно сопровождать реализацию нацпроектов «на местах». Только на формирование порядка передачи средств от субъектов РФ муниципалитетам, составление ими плана-графика закупок и т.п. может потребоваться больше трех месяцев. Если же средства не будут освоены в текущем году, то они должны быть возвращены в федеральный центр, поскольку соглашения подписываются сроком на один год – круг замкнулся. Кроме того, для глав регионов все еще остаются «тайной за семью печатями» методики определения и алгоритмы расчетов сформированных правительством целевых индикаторов (KPI).
Немало вопросов вызывает и самая дорогая составляющая системы нацпроектов – комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Без учета финансирования энергетической части на его реализацию предусмотрено 6,35 трлн рублей (в том числе 3 трлн из федерального бюджета, 58,7 млрд рублей из региональных, 3,3 трлн рублей будут привлечены из внебюджетных источников). Расходы же на энергетическую часть плана по-прежнему не определены. В конце августа-2018 в подготовленной МЭР первой версии документа они оценивались в 300 млрд рублей, из них только 40 млрд – средства бюджета РФ, по остальным вопрос не прояснен.
Пожалуй, наиболее «бюджетным» оказался нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» (52,1 млрд рублей на шесть лет). Однако, по мнению большинства экспертов, он является ключевым звеном всей конструкции достижения национальных целей. Главная его задача – добиться роста соответствующего показателя на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей на уровне не ниже 5% в год к 2024 году. Его реализация стартовала уже в прошлом году. Первые результаты представлены главой МЭР Максимом Орешкиным на инвестиционном форуме в Сочи. Министр в частности сообщил, что 69% предприятий, принявших участие в «пилоте» нацпроекта по повышению производительности труда, продемонстрировали рост показателя более чем на 10%. При этом выручка компаний выросла на 13%, налоговые поступления – на 19%, что означает – «этот проект самоокупаемый», поскольку затраты государства на проект меньше, чем рост налоговых поступлений от предприятий-участников.
Эксперты в целом с оптимизмом восприняли этот промежуточный результат. Вместе с тем, обращают внимание на то, что получить столь высокие темпы роста показателя на фоне «низкой базы» достаточно легко, но приблизиться к эталонным мировым параметрам будет непросто. По оценке ОЭСР, в 2017году производительность труда в РФ составила $26,5 в час, вернувшись к уровню-2014 (наивысший показатель в 2007-2017 годах зафиксирован в 2013-ом – $26,6 в час) – отставание от мировых лидеров в 2,5 – 4 раза. Для сравнения: средний для ОЭСР показатель – $54,8, лидеры – Люксембург ($98,5 в час) и Ирландия ($99,5 в час).
По поводу определения причин такого отставания уже давно сложился консенсус. Это – нередко неубедительная эффективность менеджмента на крупных предприятиях, недостаточная квалификация рабочей силы, отсутствие современного оборудования, слабая автоматизация производства и т.п. Отсюда и вывод экспертов о необходимости оптимизации издержек управления. Кроме того, достижение желаемого уровня производительности труда во многом будет зависеть от степени и скорости готовности бизнеса к адаптации новых технологий, предусмотренных такими нацпроектами, как «Цифровая экономика» и «Наука». Впрочем, этот же фактор будет влиять на повышение конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, что в свою очередь скажется на востребованности программ развития инфраструктуры, призванных повысить уровень экономической связанности территорий РФ.
Стоит отметить, что утвержденная распоряжением правительства №207-р от 13 февраля 2019 года Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года не только во многом дополняет нацпроекты, но и придает четкое региональное измерение задуманным структурным трансформациям. Одна из целей Стратегии – сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей. Определены принципы, приоритеты и основные направления пространственного развития страны, его сценарии, в том числе, приоритетный (целевой), перспективные центры экономического роста, макрорегионы, перспективные экономические специализации субъектов Федерации. Документ пока носит «рамочный характер», конкретика будет внесена планом реализации Стратегии, который должен быть подготовлен в течение трех месяцев. Однако уже сегодня у наблюдателей появилось много вопросов к технологиям ее воплощения, в первую очередь к принципам формирования и будущей жизнеспососбности/эффективности макрорегионов и мер для развития геостратегических территорий.
Конкретизация нацпроектов и регулятивных правил и механизмов, необходимая для их исполнения, началась весьма ко времени. В ноябре прошлого года социологи «Левада-центра» провели опрос населения, по результатам которого (опубликованы 11 февраля) выяснилось: 52% респондентов уверены, что власти склонны «скрывать правду» о положении в экономике. Не менее критическое отношение к принимающим решения и у бизнеса. В ходе пленарного заседания инвестиционного форума в Сочи с участием премьера Дмитрия Медведева аудитории был задан вопрос о главных рисках проектных замыслов. Половина ответивших назвали «качество госуправления и менеджмента», четверть – «недостаток квалифицированных кадров и компетенций», 16% – «недостаток финансирования или нерациональное использование», 9% – «запланированную скорость реализации». Погружение в детали национального проектирования и создания стимулирующей деловой среды – пожалуй, единственный маршрут, двигаясь по которому можно переломить эти ощущения.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.